Конспекты занятий по логическому мышлению. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста (программа "Развитие рук Л.А. Венгер). Занятие "Я — человек" Логическое мышление в раннем дошкольном возрасте

Конспекты занятий по логическому мышлению. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста (программа
Конспекты занятий по логическому мышлению. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста (программа "Развитие рук Л.А. Венгер). Занятие "Я — человек" Логическое мышление в раннем дошкольном возрасте

Анастасия Кузнецова
Конспект занятия по развитию логического мышления у старших дошкольников «Дом»

Задачи :

1. Продолжать развивать мыслительные процессы (выделение существенных признаков, анализ, синтез, обобщение, самостоятельность логического мышления , смекалку и сообразительность.

2. Учить находить логические связи между предметами,

3. Подготовка руки к письму.

4. Воспитывать любознательность, интерес и потребность в знаниях.

1. Введение (обозначение темы занятия ) .

1) Вот огромный шумный мир,

В нем четыреста квартир,

Пять подъездов, домофоны,

Остекленные балконы.

Ответ : Дом

2) В нем живет моя родня,

Мне без нее не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый …

Ответ : Дом

Упражнение «Скажи одним словом» :

дом из кирпича -, дом из бревен -, дом из блоков -, крыша из железа -, шкаф из дерева -, диван обтянутый кожей -, стул из пластмассы -, столешница из стекла -, кресло обтянутое кожей -, дом в деревне -, дом в городе -…

2. Основная часть (использование презентации) . Упражнения для развития логического мышления :

1) «Чем похожи и чем отличаются» .

Перед вами два дома. Скажите, пожалуйста, они одинаковые? А чем же они отличаются? Посмотрите внимательно, есть ли у них что-то общее? Чем эти дома похожи?

2) «Найди лишний предмет» .

Что мы видим на картинке? Назовите все три предмета. Назовите лишний предмет. Объясните, почему вы так думаете?

3) «Смысловые соотнесения» .

Какой предмет нужно поставить вместо знака вопроса?

Например, деревянный дом построен из бревен, а кирпичный из…

Физминутка "У оленя дом большой".

У Оленя дом большой (Руки над головой изображают крышу дома) .

А у зайки маленький. (Руки изображают крышу, но опущены вниз к полу) .

Олень сидит, в окошко глядит. (Правым кулаком подпереть щеку; левая рука поддерживает правую) .

Зайка по полю бежит (Бег на месте) .

В дверь к нему стучит. (Топать ногами, руки на поясе) .

«Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочередно правой и левой рукой) .

Там в лесу охотник злой!»(Руки на поясе, поочередно поворачиваться вправо и влево, одновременно поворачивая голову назад. Осматриваться) .

«Зайка, зайка, забегай! Лапку мне скорей давай» .(Зазывные движения рукой. Протянуть руку с открытой ладонью)

4) «Квартет» .

В прямоугольнике нарисованы три предмета. Какие? Выберите из 4 предметов под стрелочками только один, который больше всего подходит к ним.

Какой это предмет?

5) «Что сначала, что потом?» .

Рассмотрите рисунки. Расскажите о том, что изображено на них. Что было сначала, что потом?

Картинки обозначены кружочками разных цветов. Выложите у себя на столе кружочки в том порядке, как изменялась стройка на картинке.

6) Логическая задача .

В доме было четыре комнаты.

Из одной сделали две.

Сколько стало комнат?

Физминутка «Строим дом» .

Стук-стук молотком, (Имитация молотка)

Строим, строим новый дом. (Ходьба на месте)

Ты, пила, пили быстрей, (Имитация пилы)

Домик строим для людей. (Прыжки на месте)

3. Заключительная.

Упражнение «Заштрихуй домики» (подготовка руки к письму) .

На столах лежат приготовленные домики с направлениями для штриховки.

Подведение итогов занятия .

Воспитатель отмечает оригинальные ответы, активность детей.

- Вопросы к детям : Какое задание понравилось больше всего? Какое задание было трудным? Самым интересным?

Публикации по теме:

Развитие логического мышления у дошкольников. Логические игры Мы живём в век высоких технологий и время предъявляет нам и нашим детям всё более высокие требования. Основной задачей современного образования.

Развитие логического мышления у старших дошкольников Развитие логического мышления у старших дошкольников" ]Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольный период развития формируются.

К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Использование судоку в развитии логического мышления дошкольников Один из основных залогов успешного обучения детей - это использование в работе с детьми дошкольного возраста занимательного наглядного материала.

Конспект занятия по развитию логического мышления «Королевство Четырёхугольников» в старшей группе Цель: Овладение практическими умениями и навыками работы с конструктором «Тико» Задачи: образовательные: продолжать учить составлять плоскостные.

Цель: Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Программное содержание: Учить детей работать по.

Конспект занятия по развитию словесно-логического мышления «В гостях у сказки» (старшая группа) Цель: Формирование словесно - логического мышления Формирование интереса к книге Задачи: 1. Тренировать мыслительные операции (анализ и.

Тема: "Овощи"

Цель:

Развивать умение выполнять задания, предполагающие развитие мыслительных операций - анализ и синтез предметов.

Упражнять детей в составлении целого из частей.

Учить узнавать предмет по деталям.

Учить выделять несколько предметов из группы по определённому признаку.

Воспитывать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и упорство в преодолении трудностей.

Учить рассуждать и обосновывать свой выбор.

Развивать умение наблюдать и сравнивать, выделять общее, отличать главное от второстепенного.

Развивать внимание, восприятие.

Стимулировать познавательную активность детей.

Материал:

Демонстрационный: картинка с силуэтом зайца, картинка с овощной грядкой, картинка к заданию "Сколько зайцев спряталось за кустом?"

Раздаточный: лабиринт, карточки к игре "Собери урожай", карточки с изображением зайца из геометрических фигур, карточки с изображение зайцев с морковкой и без (по числу детей).

Занятие № 1 "На огороде"

1. Ребята посмотрите внимательно на картинку.

Как вы думаете, кто к нам в гости пришёл? Правильно, зайчик (педагог достаёт игрушку). Он пришёл к нам не с пустыми руками, а с интересными заданиями. Хотите узнать какими?

2. Мама послала зайчика за овощами, но он заблудился и не может найти дорогу к огороду. Давайте поможем ему.

Игра: "Найди дорожку".

3. Что-то наш зайка растерялся. Ребята давайте поможем зайке собрать овощи.

Игра: "Собери урожай".

В одну корзину соберите овощи, а в другую фрукты. Покажите стрелками, что надо положить в каждую корзину.

4. Зайка наш устал. Давайте вместе с ним с ним отдохнём.

Физкультминутка: "Зайка"

Скок - поскок, скок - поскок
Зайка прыгнул на пенёк,
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок - поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.

(движения по тексту стихотворения)

5. А сейчас последнее задание, которое вам приготовил зайка.

Послушайте задачку, подумайте и решите.

"В саду было 4 грядки с морковкой и капустой. Грядок с морковкой было больше, чем с капустой. Сколько грядок с морковкой и сколько с капустой было в саду?"

6. Интересные задания приготовил зайка для вас ребята? Давайте поблагодарим зайчика за это, а в подарок нарисуем морковку для него и его друзей.

Занятие №2 "В гостях у зайчика".

Ребята сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к нашему зайчику. Вы согласны. Тогда мы сядем в поезд и поедим по лесной железной дороги (все дети образуют поезд, встав друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему, а воспитатель встаёт первым).

Ну, вот мы приехали. А нас с вами встречает наш зайчик и его друзья, но они испугались и спрятались за кустом.

Задание №1: Сколько зайчиков спряталось за кустом.

3. А это задание для вас приготовили друзья нашего зайчика.

Задание №2: Обведи зелёной линией только белых зайчиков, а красной линией, только зайчиков с морковкой. Какие зайчики оказались обведены и той и другой линией?

4. А теперь приготовьте ваши пальчики:

Пальчиковая гимнастика: "Зайцы"

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.

Десять серых зайцев
Дремали под кустом
И двое вдруг сказали:
"Вон человек с ружьём"
Двое закричали:
"Давайте убежим!",
Двое прошептали:
"Давайте помолчим!",
Двое предложили:
"Мы спрячемся в кустах!",
А двое вдруг спросили:
"Он может сделать " БАХ"?"

"БАХ" - выстрелил охотник, (хлопаем в ладоши)

Нажав ружья курок,

И десять серых зайцев (бежим пальчиками по столу или коленям)

Пустились на утёк.

5. Наши пальчики отдохнули и теперь готовы к следующему заданию.

Задание №3: Закрасьте справа только те геометрические фигуры, из которых нарисован зайчик.

Ребята зайчик благодарит вас за работу!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №55 общеразвивающего вида»

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий

МДОУ «Детский сад №55»

А.Ю. Луференко

Рабочая программа дополнительного образования

по развитию логического мышления

«Занимательная логика»

Возраст детей 5-7 лет

Срок реализации программы –2 года

Составитель:

Воспитатель

Шуршалина С.Н.

2018

Содержание

1. Пояснительная записка .

1.1. Цель и задачи программы

1.2.Отличительные особенности программы

1.3.Принципы построения программы

1.4. Методы и приёмы работы

1.5.Сроки реализации программы

1.6. Виды, формы и методы работы с детьми

1.7.Режим занятий

1.9. Примерная структура занятия

1.10. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

1.11.Формы подведения итогов реализации программы

2. Учебно- тематический план

2.1. Учебный план

2.2.Тематическое планирование (2 года)

2.3. Задачи методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми в учебной программы (1 год обучения) 2.4.Задачи методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми в учебной программы (2 год обучения)

3. Содержание программы

3.1.Разделы программы 3.1.1. Занимательная математика

3.1.2. Развивающие игры

3.1.3. Логические задачи, лабиринты, головоломки

3.2. Организация работы по программе

4. Методическое обеспечение программы

4.1. Оборудование и материалы

5. Список использованной литературы

  1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – школе.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами.

Математическое развитие детей является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Работа в кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, интеллектуально развивать дошкольника.

Достичь этого можно путем включения задач связанных с понятиями, которые выходят за рамки программного материала. Для логических задач характерно зачастую неожиданное решение.

Формированию творческой личности способствуют задачи, предполагающие как различные способы решений, так и дающие возможность на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы и в дальнейшем подвергать их проверке. Задачи с недостающими данными способствуют формированию критичности мышления и умению проводить мини-исследование. Выполнение заданий позволит совершенствовать дошкольникам свои знания и умения.

Материал кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий дошкольникам расширять свои знания в области познавательного развития. Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования. Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.

Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников.

В разработанных играх и упражнениях у малы­шей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических операций дети тренируют внимание, память, восприятие.

1. 1.Цель и задачи программы

Цель программы:

Развитие логического мышления, речь и смекалку у детей, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

Развивающие:

Развитие логического мышления ребёнка.

Развитие познавательных способностей и мыслительных операций у дошкольников, развитие памяти, внимания, творческого воображения.

Образовательные:

Активизировать познавательный интерес;

Ф ормирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)

Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи, формировать индивидуальные творческие способности личности.

Воспитательные:

Воспитание у детей интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе. Воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции.

Воспитывать умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми).

1.2.Отличительные особенности данной программы.

Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.

Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвитии дошкольников в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.

1.3. Принципы построения программы:

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип повторения умений и навыков - один из самых важ­нейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обуче­ния с использованием активных форм и методов обучения, спо­собствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, инди­видуально, организация исследовательской деятельности и др.).

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей по­требность в общении,

Принцип результативности предполагает получение положи­тельного результата оздоровительной работы независимо от воз­раста и уровня физического развития

Принцип индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения

Принцип проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности

Принцип психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка

Принцип творчества - формирование способности находить нестандартные решения

Принципы взаимодействия с детьми:

сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы; постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому; исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий; сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей; каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.

1.4. Методы и приемы работы:

Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты)

Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы)

Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)

Практические (упражнения)

Интегрированный метод (проектная деятельность)

Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи, дидактический материал

1.5. Сроки реализации программы.

Срок реализации программы – 2 года.

1.6. Виды, формы, методы работы.

Занятия, включают различные виды детской деятельности:

    познавательную,

    продуктивную,

    двигательную,

    коммуникативную,

    конструктивную.

В процессе занятий используются различные формы :

    Традиционные

    Комбинированные

    Практические

    Игры, конкурсы

Формы работы с детьми.

    Игра

    Ситуативный разговор

    Беседа

    Рассказ

    Чтение

    Интегративная деятельность

    Проблемная ситуация

Методы работы с детьми

Словесный - обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

Практический - (упражнения, выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

Наглядный - (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий, электронных презентаций

Поисковый - (моделирование, опыты, эксперименты)

Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации, показ мультимедийных материалов)

Интегрированный метод (проектная деятельность)

Метод игры (дидактические игры, развивающие игры, ребусы, лабиринты, логические задачи,) на развитие внимания, памяти, блоки Дьенеша, Палочки Кьюзенера, игры-конкурсы, соревнования

    1. Режим занятий.

Используются групповая и индивидуальная форма, а также работа с малыми подгруппами.

Формы проведения занятий: учебное занятие, открытое занятие, беседа, игра, развлечение.

Программа предполагает проведение одного занятий в неделю, во вторую половину дня.

Программа рассчитана на 36 занятия в год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий 25-30 минут.

Последовательность занятий и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.

Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.

Время занятия

5-6

25 минут

6-7

30 минут

Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из двух этапов. Содержание этапов составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий).

Первый этап рассчитан на детей 5-6лет, второй этап – на детей 6-7 лет.

1.8. Примерная структура занятия.

Занятия носят развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.

Структурно занятия представлены из 4 – 6 взаимосвязанными между собой по содержанию, но разной степени сложности играми, знакомыми и новыми для детей.

Примерная структура занятия:

1часть.

Цель: Вызвать интерес к занятию, активизировать процессы восприятия и мышления, развитие связной речи.

2часть.

Цель: Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Развивать комбинаторные способности с помощью дидактического материала и развивающих игр. Формировать умение высказывать предположительный ход решения, проверять его путем целенаправленных поисковых действий.

Физкультминутка,

3часть.

Цель: Развивать способность рассуждать, скорость мышления, сочетание зрительного и мыслительного анализа.

4часть.

Рефлексия

В занятия включены:

Работа с занимательным материалом

Работа с развивающими, дидактическими играми

Физкультминутки.

Работа с электронными дидактическими пособиями.

Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде деятельности используются любимые мультипликационные и сказочные герои, сюжеты.

Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.

1.9. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы:

Выявление дошкольников с математическим, логическим мышлением

Желание заниматься математической деятельностью.

Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.

Умение детей работать в парах, микрогруппах;

Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики , которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов:

1. Развитие внимания

2. Развитие памяти.

3. Развитие восприятия.

4. Развитие воображения.

5. Развитие мышления.

Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.

Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.

Критерии оценки усвоения программы:

Высокий уровень :

Ребенок владеет основными логическими операциями.

Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.

Способен объединять и распределять предметы по группам.

Свободно оперирует обобщающими понятиями.

Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь.

Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.

Может при помощи суждений делать умозаключения.

У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы.

Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень :

Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки.

Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями.

Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас.

Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.

Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, май).

Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики (начало года, в форме итоговых игровых занятий (конец года).

1.10.Формы подведения итогов реализации программы.

Участие в интеллектуальных конкурсах способствует развитию личности ребёнка, выявлению его индивидуальных достижений на раннем возрастном уровне.

Объём кружковых занятий и виды учебной работы.

КВН

Викторины

Интегрированные занятия

    Тематическое планирование

Раздел

месяц

Темы

1 год обучения

Педагогическая диагностика

сентябрь

Занимательная математика

октябрь-декабрь

1.Загадочная страна – Математика

2.Решение занимательных задач в стихах

3.Игры на эрудицию

4. Путешествие в страну Игралию

5. В царстве смекалки.

6.Весёлый счёт

7.Машина времени

8.Сказочная математика

Развивающие игры

Январь-март

1.Решение логических задач с помощью палочек Кюизенера

2. Игры и занятия с цветными палочками.

3. Развитие логического мышления с помощью блоки Дьенеша.

4.Подбери и сравни

5.Логические цепочки блоков Дьенеша.

6.Разложи по цвету

7.Змейка палочки Кюизенера

8.Два обруча блоки Дьенеша.

Апрель-май

1.Волшебные ступеньки.

2. «В гости к смешарикам».

3.Путешествие по волшебной стране.

4. Подумай и реши.

5. Математический лабиринт.

6.Математические головоломки.

7. Весёлые фигуры.

8.Итоговое занятие: математический КВН.

Раздел

месяц

Темы

2 год обучения

Педагогическая диагностика

сентябрь

Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей корректировка содержания программы.

Занимательная математика

октябрь-декабрь

1.Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?

2. Положительные и отрицательные понятия.

3. Интеллектуальные игры.

4.Решение занимательных задач в загадки

5.Весёлая геометрия

6. Математический КВН

7.Игры с числами. Занимательные задачи

8.Решение проблемных ситуаций по математике

Развивающие игры

Январь-март

1.Собери фигуру.

2.Развитие логического мышления с помощью блоков Дьенеша.

3.Развитию математических представлений блоки Дьенеша.

4.Составь фигуру

палочек Кюизенера

5.Волшебные дорожки палочек Кюизенера

6.Конструктор

палочки Кьюзенера

7. Решение логических задач с помощью палочек Кюизенера

Логические задачи, лабиринты, головоломки.

Апрель-май

1.Образование сложных суждений из простых.

2.Чего на свете не бывает

3.Математическая тропинка

4.Мы всезнайке

5. Космическое путешествие.

6.Загадочный лабиринт

7.В царстве смекалки

8.Итоговое занятие:

Турнир «Знатоков и Эрудитов»

2.1. Задачи, методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми.

1 год обучения.

Ноябрь

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование первоначальных навыков счета.

Декабрь

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.

Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование первоначальных навыков счета.

Январь

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование первоначальных представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.

Февраль

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование первоначальных представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.

Развитие познавательных процессов; развитие ориентировки в пространстве; развитие четкости, внимательности, аккуратности; развитие аналитических способностей.

Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование первоначальных навыков счета.

Март

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; освоение цвета, пространственного расположения; формирование первоначальных навыков счета.

Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.

Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование первоначальных навыков счета.

Апрель

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности.

Развитие познавательных процессов; развитие ориентировки в пространстве; развитие четкости, внимательности, аккуратности; развитие аналитических способностей.

Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование первоначальных навыков счета.

Май

2 год обучения

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.

Ноябрь

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, познавательных и творческих способностей; ознакомление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами – прозрачность и гибкость.

Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; формирование конструкторских умений; закрепление представлений о цвете и форме.

Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие сообразительности, смекалки, находчивости.

Декабрь

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.

Развитие познавательных процессов; развитие тонкой моторики руки; развитие пространственного мышления и творческого воображения; развитие умений сравнивать, анализировать, сопоставлять; освоение эталонов формы и величины.

Январь

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности; ознакомление с числами и цифрами.

Февраль

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.

Развитие познавательных процессов; ознакомление с сенсорными эталонами форм, цвета и величины; развитие глазомера; развитие мелкой моторики; освоение понятий «часть» и «целое».

Развитие познавательных процессов; развитие коммуникативных и конструктивных умений; ознакомление с цифрами, их формой; освоение понятий «часть» и «целое»; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами – «прозрачность» и «гибкость».

Март

Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.

Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.

Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие сообразительности, смекалки, находчивости.

Апрель

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.

Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; развитие конструктивных способностей; развитие смекалки, сообразительности.

Развитие познавательных процессов; развитие математических представлений; развитие координации движений; подготовка руки к письму.

Май

Выявление конечного уровня развития познавательных процессов у детей; анализ деятельности за год.

Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий

3. Содержание программы .

Содержание программы ориентировано на развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей и качеств личности.

3.1.Разделы программы.

Занятия кружка составлены по принципу «от простого к сложному» и построены с использованием ребусов, красочных иллюстраций, индивидуальных заданий, мультимедийного сопровождения. Предполагается не только развитие эрудиции дошкольника, но и создание условий для стимулирования творческого мышления, развития речи. Основной акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать.

3.1.1.Занимательная математика.

( Анализ – синтез. Систематизация)

развитие логического мышления и основных мыслительных операций;

развитие математических способностей и склонностей;

подготовка ребенка к школе;

учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание,

совершенствовать ориентировку в пространстве.

развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение;

учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.

Игры и упражнения : закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)).

3.1.2. Развивающие игры.

(Сравнение. Классификация. Ограничение.)

Развитие познавательных процессов,мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление и сообразительность.

учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета, развивать мелкую моторику, умения ориентироваться на плоскости, формирование умений в

учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

Игры и упражнения : Работа с пазлами различной сложности, палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур и т.д.

3.1.3.Логические задачи, лабиринты, головоломки.

(Умозаключения. Обобщение.)

Развивать самостоятельность, активность, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

учить выявлять закономерности;

расширять словарный запас детей;

учить рассказывать по картинке, пересказывать.

учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам.

Развивать наблюдательность детей.

Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Игры и упражнения : магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.д, «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п., исключение четвертого лишнего. Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью).

3.2. Организация работы по программе.

Рассматриваемый материал выходит за рамки традиционной программы.

Задания могут носить комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.

Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех дошкольников

Занятие в форме путешествия.

Строится на последовательном «передвижении» детей от одного пункта назначения к другому.

Материал, который широко используется в «путешествиях» (карты придуманной страны, знакомого микрорайона, детской площадки; стрелки, указатели, схемы), направляет внимание ребенка, развивает умения ориентироваться в пространстве, на плоскости, обозначить пространственные отношения на плане, схеме. Такая форма занятия требует от детей организованности, а от взрослого – умение, поддерживать интерес детей, стимулировать активность.

Занятие в форме беседы.

Предполагает организацию познавательного общения педагога с детьми и детей между собой. Педагогу очень важно создать условия для развития речевой активности ребенка – подобрать вопросы, которые не требуют ответа «да» или «нет», наглядный материал. Познавательное общение предполагает обмен информацией, наблюдениями, впечатлениями, высказывание своего отношения к обсуждаемому. В процессе такого занятия дети учатся диалогу.

Занятие – беседа помогает приобрести умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать высказывания, формирует культуру общения.

При организации занятий важно педагогически оправданное сочетание сюжетной, игровой и учебно – познавательной линий.

Нельзя увлекаться одной формой организации занятий, например, занятия – игра или путешествия.

Вместе с тем, в какой бы форме не проходило занятие, важно научить ребенка преодолевать трудности, не бояться ошибок, стремиться рассуждать и находить самостоятельный путь решения познавательных задач, эти умения пригодятся ему не только на уроках математики, но и в повседневной жизни.

4. Методическое обеспечение программы.

4.1. Оборудование и материалы

Дидактический материал:

Геометрические фигуры и тела.

Наборы разрезных картинок.

Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.

Полоски, ленты разной длины и ширины.

Цифры.

Игрушки

Фланелеграф,

мольберт.

Чудесный мешочек.

Знаки-символы.

Пластмассовый и деревянный строительный материал.

Геометрическая мозаика.

Счётные палочки.

Предметные картинки.

Блоки Дьенеша,

Палочки Кьюизенера,

Лото.

Дидактические и развивающие игры.

5. Список использованный литературы.

«Развиваем логику» Александр Лекомцев, изд. «Феникс» Ростов- на- Дону2014г.

«Математическое развитие детей 4-7 лет» Л.В. Колесникова, изд. «Учитель» Волгоград2014г.

«Изучаем фигуры» Т.В. Сорокина, С.В. Пятак, изд. «Эксмо» Москва 2011г.

«Тренажер по математике для детей 6-7 лет» В.Г.Голубь, изд. «Метода» Воронеж 2014г.

«Всё по полочкам» А.В. Горячев, Н.В. Ключ, изд. ООО «Баласс» Москва 2004г.

«Логические игры для дошкольников» изд. ООО «Ранок» Харьков 2010г.

«Развитие пространственного мышления и речи» изд. ООО «Хатрер-пресс» Москва 2013г.

Комплексные занятия М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой,изд. «Учитель» Волгоград 2010г.

«Чего на свете не бывает?» О.М.Дьяченко, Е.Л. Агаевой, изд.«Просвещение» Москва 1991г.

«Конспекты занятий по математике» Волчкова В.Н., Степанова Н.В., изд. ТЦ «Учитель» Воронеж 2009г

«Математика в детском саду старший дошкольный возраст». В. П. Новикова. изд. «Мозаика-Синтез» Москва 2009 г.

«Логические задачки» О.А. Реуцкая. изд. «Феникс» Ростов –на-Дону 2012г.

«Развивающие игры для детей дошкольного возраста» Ю.В. Щербакова, С.Г. Зубанова Москва ООО «Глобус»

«Большая книга заданий и упражнений для детей» изд. ЗАО «ОЛМА МЕДИА ГРУПП» Москва 2011г.

«Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А. Михайлова изд. «Просвещение» Москва 1985г.

Электронные ресурсы:

Rutracker . orq

http:// www.fbr.ru Банк рефератов

Электронные ресурсы:

«Развивающие игры для детей» « Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» В. П. Новикова, Л. И. Тихонова

Альбомы заданий. Блоки Дьенеша. Палочки Кьюзенера

Rutracker . orq

Блоки Дьенеша- методическое пособие для воспитателей детского сада

http:// www.doshvozrast.ru Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье

Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Программное содержание:

Освоение действий самостоятельного построения модели в форме классификационного древа под прямой диктант. Освоение действий по использованию содержательных признаков понятия для включения новых понятий в категории. Развитие умения строить родовидовые понятийные отношения. (ОО «Познание»)

Развитие умения правильно задавать вопросы, используя в речи сложносочиненные и сложноподчиненные виды предложений. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже. Закрепить в речи детей названия общих понятий (мебель, посуда, одежда и т.д.). Развитие умения правильно строить речевые высказывания.(ОО «Коммуникация»)

Развитие умения выслушивать ответы товарищей, не перебивая их. Развивать желание соревноваться в составлении вопросов о предмете. Развитие внимания, умения самостоятельно давать объективную оценку своей работе. (ОО «Социализация»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад № 386 г.о.Самара

КОНСПЕКТ НОД

по развитию элементов логического мышления

по программе Л.А.Венгера «Развитие»

в подготовительной группе №2 «Ромашка»

Воспитатель

Шаталова Т.В.

Интеграция образовательных областей: « Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Программное содержание:

Освоение действий самостоятельного построения модели в форме классификационного древа под прямой диктант. Освоение действий по использованию содержательных признаков понятия для включения новых понятий в категории. Развитие умения строить родовидовые понятийные отношения. (ОО «Познание»)

Развитие умения правильно задавать вопросы, используя в речи сложносочиненные и сложноподчиненные виды предложений. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже. Закрепить в речи детей названия общих понятий (мебель, посуда, одежда и т.д.). Развитие умения правильно строить речевые высказывания.(ОО «Коммуникация»)

Развитие умения выслушивать ответы товарищей, не перебивая их. Развивать желание соревноваться в составлении вопросов о предмете. Развитие внимания, умения самостоятельно давать объективную оценку своей работе. (ОО «Социализация»)

Материал.

Демонстрационный: модель, с условными и буквенными обозначениями понятий, мяч, куклы-африканцы, картинки с изображением разных видов (по две-три) мебели, птиц, муз.инструментов, одежды.

Раздаточный: листы бумаги, простой и красный карандаши, фишки, перфокарты.

Ход НОД

Часть 1.

Воспитатель вносит кукол-африканцев и говорит о том, что в Африке жарко и люди почти не носят одежды. Предложить детям побеседовать об одежде, для чего она нужна, какая бывает. Дети вычленяют группы и называют конкретные виды одежды, придумывая для них условные обозначения.

Воспитатель последовательно диктует слова, а дети обозначают слова точками, условными обозначениями и буквами, соединяя точки стрелками: (одежда, легкая одежда, теплая одежда, сарафан, шуба, юбка, пальто, тулуп, рубашка) т.е. дети строят модель.

Часть 2.

Игра «Поймай и назови». Воспитатель бросает ребенку мяч и называет общее понятие, ребенок. В ответ называет объект, который входит в него. Затем играют наоборот, т.е. воспитатель называет объекты, входящие в общее понятие, дети - само понятие.

Часть 3.

Упражнение: «Найди закономерность и нарисуй недостающую фигуру». Дети на индивидуальных перфокартах дорисовывают недостающую фигуру, затем меняются перфокартами и проверяют правильность выполнения товарищем задания, исправляют ошибки красным карандашом и рассказывают о причине исправления. (Можно проверить правильность выполнения задания с помощью образца воспитателя).

Часть 4.

Игра «Да-нет». Перед детьми картинки вывешиваются в беспорядке. Воспитатель загадывает одну из картинок. Дети с помощью последовательных вопросов отгадывают ее.

Примечание: дети задают вопросы, на которые водящий может ответить только «да» или «нет» Воспитатель помогает правильно и точно сформулировать вопрос. Отгадавший предмет ребенок, становится водящим. За четкие вопросы детям выдаются фишки. В конце игры их количество подсчитываете и выявляется победитель.

Куклы-африканцы «благодарят» детей за полученные сведения. Дети дарят им свои схемы и перфокарты для показа другим жителям Африки.


Конспект ООД по логике для детей старшей группы "Беглецы из зоопарка" для детей старшей группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 г. Лебедянь Липецкой области

Подготовила: Красникова Н.В. – воспитатель МБДОУ д/с № 6 г. Лебедянь, 2016 г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» .

Цель: формирование основ логического мышления у старших дошкольников в процессе развития элементарных математических представлений.

Образовательные: упражнять в умении составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец; учить сравнивать и систематизировать предметы по величине (высоте, ширине) ; закрепить знания о хищниках и травоядных животных; закреплять в активном словаре названия животных.

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к живой природе, дружелюбие, умение работать в коллективе; формировать у детей эмоционально-положительный отклик на совместную деятельность.

Развивающие: развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, глазомер, мелкую моторику рук; учить ориентироваться на листе бумаги, располагать необходимые части изображения в нужном месте на рисунке.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Детки в клетке» , К.О. Дмитриев «Зоопарк на столе» , А. Клыков «Лисица» , Т. Скребицкий «Заяц» , «Белка» ; рассматривание альбома «Дикие животные» ; отгадывание загадок о диких животных.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, ноутбук, телевизор, наборы игр «Танграм» , «Колумбово яйцо» , «Вьетнамская игра» , «Сложи узор» , «Математический планшет» , контурные изображения животных (по 1 на стол) , палочки Кюизенера (по количеству детей) , мягкие игрушки – дикие животные, мелкие пластмассовые игрушки – дикие животные (по количеству детей) , листы бумаги в клеточку, заготовки незаконченных рисунков животных (на каждого ребенка) , простые карандаши, стенд для рисунков, конверт с письмом, раскраски с животными севера и жарких стран.

Ход занятия

І. Вводная часть

Организационный момент

Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся.

Сегодня нас ждет увлекательное занятие. Мы должны показать свои знания, умения и сообразительность. Но сначала давайте приведем свои мысли в порядок, выскажем свои пожелания и сделаем самомассаж.

Игра-тренинг «Заряд бодрости»

Я желаю, чтобы мои ушки все слышали (поглаживание ушных раковин) .

Я желаю, чтобы мои глазки все видели (поглаживание глаз) .

Я желаю, чтобы мой ротик говорил правильно и красиво.

Я желаю, чтобы моя голова думала правильно и не ошибалась (поглаживание головы) .

Я желаю, чтобы мои руки работали уверенно (поглаживание рук) .

Я желаю, чтобы мое тело было здоровым.

Молодцы, ребята! Теперь вы готовы все видеть, все слышать, и чувствовать.

Предлагаю провести разминку «Бывает – не бывает» . Если так бывает - улыбаемся и хлопаем в ладоши, если не бывает - хмуримся и топаем ногами.

Бывает круг с углами. - Бывает весна после зимы.

Бывает петух с 4 ногами. - Бывает у собаки 4 лапы.

Бывает после понедельника суббота. - Бывает ночь после утра.

Бывает у человека 3 глаза. - Бывает число два больше трех.

Бывает трава зеленого цвета. - Бывает число пять идет после семи.

Молодцы, ребята! Вы были очень внимательными и сообразительными. Садитесь за столы.

II часть. Основная.

Ребята, сегодня к нам прибыл необычный гость из далекой жаркой страны. Угадайте, кто же это.

Я привык на юге жить.
Я умею говорить!
День-деньской могу летать,
Разным звукам подражать.

Кто такой я? Угадай!
Разноцветный -
Дети: - Попугай!

(Щелчок - раздается звук крика попугая, на экране появляется попугай, щелчок – крик умолкает)

Верно, это попугай, его зовут Жак, и он очень встревожен. Жак передал мне вот это письмо. (Читаю) . «Помогите! В зоопарке случилась беда! Ночью кто-то открыл клетки, где были звери. И все звери сбежали. Их нужно немедленно найти и вернуть в зоопарк. Помогите нам, пожалуйста!» .

Так что, поможем?

Дети: - Да!

В конверте «фотороботы» беглецов, которых нужно найти. Сейчас мы их рассмотрим. Кто это? (Медведь, заяц, лиса, белка …) . Я предлагаю сложить изображения этих зверей, используя игры на выбор.

Детям представляется выбор дидактического материала.

  1. «Колумбово яйцо» , «Вьетнамская игра» , «Танграм» .
  2. «Сложи узор» .
  3. «Математический планшет» .
  4. «Змейка» .

Молодцы! Справились с заданием. Теперь мы знаем беглецов, которых нужно найти.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие на поиски животных из зоопарка.

Возьмите простые карандаши и листочки в клеточку: мы обозначим наш маршрут. Я буду диктовать вам направление движения, а вы будете чертить.

Дидактическое упражнение «Рисунок по клеточкам» .

Дети, начиная с точки, «прорисовывают» свой маршрут.

Отсчитайте вправо 1 клеточку и проведите прямую линию. Отсчитайте вверх 1 клеточку и проведите прямую. Далее так: 1 клеточка вправо; 2 клеточки вниз; 1 клеточка вправо; 1 клеточка вверх; 1 клеточка вправо.

Дети двигаются в обозначенном направлении, находят игрушечных зверят: зайца, белку, лису, оленя, льва, тигра и др.

Физкультминутка. Видеоклип «У жирафа пятна, пятна...» .

Дети садятся за столы.

Дидактическое упражнение «Кто чем питается» .

Вы нашли беглецов из зоопарка и теперь нужно их накормить. А разные животные питаются по-разному. Кто из них что ест, мы узнаем, когда соединим линиями на картинке животное, размешенное внизу, и его еду – она вверху.

Дети выполняют задания.

Когда кормили животных, вы заметили: одни из них питаются растениями, и потому их называют травоядными. Другие звери едят мясо, и это – хищники, так как они охотятся на других животных.

Воспитатель предлагает детям взять своих зверят и встать так: хищники – слева от него, а травоядные – справа.

Дидактическое упражнение «Вольеры для животных» (с использованием палочек Кюизенера) .

Перед вами на столах лежат палочки, это части клетки, и животные (на каждого ребенка 2-3 животных) . Постройте клетку для каждого животного. Посмотрите, кто из них больше, а кто меньше, подберите палочки по высоте и размеру животного. Например, зайчик у нас маленький, и клетка для него будет небольшая (воспитатель показывает пример выполнения задания) .

Продуктивная деятельность с детьми «Незаконченный рисунок» .

Вот и подходит к завершению наше путешествие. Давайте на память о наших новых друзьях сделаем их портреты. Посмотрите, у меня есть рисунки, но они не закончены: животные нарисованы не полностью. Закончите рисунки и дорисуйте те части животного, которых не достает (слон – хобот, зебра – полоски, обезьяне – хвост, попугаю – крылья, жирафу – пятна, зайцу – уши и т.д.) .

Но сначала подготовим наши пальчики к работе.

Слайд 6. (Музыка звучит и останавливается по щелчку)

Пальчиковая гимнастика «Зоопарк»

В зоопарк пойдем скорей

Много разных там зверей

(«пройти» по столу указательным и средним пальцем обеих рук)

И колючие ежи

(растопырить пальцы как иголки ежей)

И клыкастые моржи

(опустить вниз мизинец и указательный пальцы, а все остальные

пальцы зажать в кулачке)

Зайцы трусливые

(выставить указательный и средний пальцы обеих рук,

остальные в кулачке)

Птицы красивые

(помахать кистями скрещенных рук)

Даже крокодилы есть!

Впрочем, всех не перечесть!

(соединить основания ладоней, смыкать и размыкать кончики

слегка согнутых пальцев - это «крокодилова пасть» ).

Дети приступают к работе, заканчивают рисунки. По окончанию работы воспитатель выставляет рисунки на стенде.

ІІІ. Заключительная часть

Вот и вечер наступает
Зоопарк наш засыпает,
Засыпает до утра,
Нам уже домой пора.

Дети, кого мы сегодня искали? Какие задания вам было выполнять легко? Что вызвало затруднения?

Спасибо! Мне с вами было очень интересно!

Каждый просто молодец!
Путешествию конец.
С математикой дружите
Знания свои копите.

Пусть помогут вам старания,

Память, логика, внимание!

Сюрпризный момент. - Я вам хочу подарить раскраски с животными севера и жарких стран. Вы их раскрасите, когда захотите и покажите другим детям.