Что делать если все плохо с учебой. Сын, дочь, мальчик, девочка очень плохо учится в школе, плохая ученица, ученик, я плохо учился. Причины плохой успеваемости, проблем обучения в школе

Что делать если все плохо с учебой. Сын, дочь, мальчик, девочка очень плохо учится в школе, плохая ученица, ученик, я плохо учился. Причины плохой успеваемости, проблем обучения в школе
Что делать если все плохо с учебой. Сын, дочь, мальчик, девочка очень плохо учится в школе, плохая ученица, ученик, я плохо учился. Причины плохой успеваемости, проблем обучения в школе

«Я занимаюсь тем, что вытаскиваю детей из образовательной депрессии», – говорит о своей методике доктор психологических наук Александр Лобок

И есть дети, которые изо всех сил не включаются в работу, всем своим видом демонстрируя свою независимость. И я понимаю: они боятся включиться в неожиданное испытание, потому что не уверены в своих силах. Это – те дети, в которых не верят дома.

Но быть неуверенным в своих силах – это для человека естественное состояние…

– Для маленького ребенка не верить в себя – неестественно. Если бы шестимесячный ребенок не верил в себя – он находился бы в состоянии постоянного страха перед окружающим миром. А он начинает осваивать этот мир, да еще так напористо. До пяти лет, заявляют психологи, ребенок эгоцентричен. Ситуация эгоцентричности – это ситуация безусловной веры в себя.

Ребенок - это существо, которое заряжено энергией подвига. Подвиг - это не когда что-то делают со мной, это когда я делаю что-то с собой. Я прыгаю выше своей головы, я совершаю усилия, которые я вчера не мог совершать. Я отважно вхожу в зону, которая мне неизвестна. И, совершая это, я чувствую себя героем. Детство – этот тот период, когда в жизни всегда есть место подвигу. И хорошо, если рядом есть взрослые, которые эти микро-подвиги видят и понимают. При искренней похвале взрослых ребенок приобретает все больше и больше сил. Усилия превращаются в силу. Подвиг - это усилие. Подвиг – это риск. Но если родители не повышают планку, не увеличивают пространства испытания, не ставят перед ребенком по-настоящему интригующих и сложных задач, которые развивали бы его внутреннюю силу, - значит, они не доверяют своему ребенку.

Зато те дети, в которых родители верят, будут с азартом включаться в любые незнакомые испытания. Они никогда не сбегут от них в уголок покатать тихонько машинку… Другое дело, что порою различные испытания ломают веру ребенка в самого себя.

– Мы говорим о том, что обычному ребенку требуется брать все новые и новые высоты. В российской школе, если говорить объективно, учиться трудно. Это – не скандинавская и не начальная японская школа… Почему же в России школьные высоты ломают детей?

– Школа – это не легкая прогулки по игровым помещением. Школа предполагает взятие трудных высот. Безусловно! Но есть трудности адекватные, есть неадекватные. Есть трудности дешевые, есть дорогие – то, что называется «трудности-бриллианты». И мы удивляемся: почему система обучения, которую мы создаем естественным образом, в семье, в кругу близких, имеет потенциал сделать ребенка во много раз сильнее? Почему школьная система обучения, созданная искусственным образом, зачастую ломает детскую способность быть сильным?

Представь себе: когда тебе было два месяца, тебя взяли на воспитание… дай-ка подумаю, кто – китайцы! Или нет, есть даже язык еще посложнее: тебя взяли на воспитание вьетнамцы. Отныне рядом с тобой говорят только на вьетнамском языке. Правда заключается в том, что ты этот безумно сложный вьетнамский язык с легкостью освоишь. Какой внутренней смелостью нужно обладать, чтобы это сделать! А ты сделаешь это с легкостью. Это и говорит о том, что ты в месяц, два, три, четыре, ты обладала уверенностью в себе. Ты обладала отвагой. В твоей жизни было место подвигу. Тебе и в голову не приходило отвергнуть этот вызов и отказаться учить вьетнамский язык. Ты естественно проникнешь в эти странные звукоряды и расшифровываешь их. И в два-три года начинаешь лопотать по-вьетнамски, более того: свободно овладеваешь этим языковым пространством. Эта задача оказывается тебе по силам.

Потрясающе, правда? Но вот – ты идешь в школу, где тебе даются учителя, которые начинают учить тебя по программе и ставить тебе учебные задачи. Тебя начинают учить родной речи, учат читать, писать – и ты вдруг начинаешь ломаться. Почему?

Наверное, потому что школа заставляет делать то, что должно происходить само собой?

– Конечно. Когда ребенок осваивает устную речь, это происходи само собой. Если бы двухлетнему ребенку построили программу освоения устной речи, распределив учебный материал по урокам, и приставали бы к нему с утра до вечера: «Учись, учись, после того, как ты освоишь этот набор слов, мы перейдем к следующим словам»… Что было бы? Дети не осваивали бы язык. Ни китайский, ни вьетнамский, ни русский. Никогда. Но почему-то малыши овладевают родным языком.

Подчеркиваю, все они делают это по своим траекториям. Ни про одного ребенка нельзя заранее сказать, какие слова и фразы у него будут первыми, вторыми и т.п. Традиционные «мама и папа» – это сигнальные слова. То есть это даже не слова. Это – обращения. Слова – это те, у которых появляется индивидуальная семантика. Знаешь, насколько необычными могут быть первые слова ребенка? У одной моей знакомой двухлетней девочки самым первым самостоятельным словом стало слово «холодильник». Но произносила она его так: «ди». То есть вычленила из длиннющего слова некое несущее звукосочетание. И, конечно же, привела своих родителей в восторг: «Ура! Наша Дуся говорит слово «холодильник»!».

Естественно, что в такой ситуации ни одному вменяемому родителю не придет в голову ругать двухлетнего ребенка за «неправильное произношение». Совсем наоборот: ничего кроме искренней радости и искреннего восторга. И, само собой разумеется, проходит совсем немного времени, и Дуся начинает говорить и слово «холодильник», и множество других слов в гораздо более привычной для уха форме… Все дети поступают таким образом: вытаскивают какой-то звук или сумму звуков из слова и начинают этим пользоваться.

А взрослые вначале даже не понимают, что произносит ребенок. Но догадываются – и РАДУЮТСЯ. А в результате и для ребенка освоение языка становится огромной радостью…

У каждого ребенка – своя индивидуальная траектория овладения речью. А грамотность – это интуиция, которая формируется на кончике языка в процессе деятельности. Но вот ребенок, свободно и отважно овладевший языковым пространством, идет в школу и обнаруживает, что в школьных стенах грамотность – это нечто другое. Это – непрестанное давление, которое порождает у ребенка безумный страх совершить ошибку. И потому технологии обучения чтению, которые сегодня приняты в школе, у детей – за редким исключением - вызывают отторжение. Давай вспомним, на что чаще всего жалуются родители, когда речь заходит о школьных уроках чтения?

«Мой ребенок знает буквы, но не умеет читать». Или: «Мой ребенок умеет читать, но не хочет…»

– Правильно! «Умеет читать, но не хочет». Это – точный диагноз. Я скажу, что стоит за этими словами: такой ребенок не умеет читать. Потому что уметь читать – это значит хотеть читать. Чтение – это не складывание слогов в слова, чтение – это порождение смыслов. Научиться читать – значит, научиться видеть то, что скрывается за текстом. Ребенок, который просто складывает буквы, не читает, то есть не порождает смыслы. Он просто озвучивает символы на странице книги. Если ребенок умеет читать, он всегда хочет читать.

И вот мы подходим к очень важному моменту. Дело в том, что в школе учится множество детей, которые не умеют реально читать и считать. Если ребенок не умеет читать, с каждым годом в школе его проблемы нарастают, как снежный ком. Он не может прочесть условие задачи. Он не может прочесть страницу учебника с домашним заданием. Он может прочесть символы на странице, но не может понять, какие смыслы скрываются за ними. Он не успевает за работой класса на уроке. А ему дают все новые и новые задания! Далее следуют недоверие учителей, недоверие родителей, разрушение самооценки… Мы стремимся вложить в детей в школе самое сложное и ради этого бесконечно перегружаем программы. А на самом деле эти дети тормозятся по отношению к элементарным вещам.

Значит, все просто? Если ребенок не успевает в школе, надо попытаться научить его читать?

– Нет, это как раз сложно. Нельзя научить читать, показывая ребенку буквы. Это бесполезно. Надо, чтобы у него сформировалась смысловая и вообразительная мускулатура чтения, так же, как формируется мускулатура атлета. Чтобы ребенок научился ВООБРАЖАТЬ то, что он читает. Но именно этому школа не учит.

Про меня порой говорят, что я «работаю демократическим педагогом». Нет, когда я работаю с детьми – и успевающими, и неуспевающими – я вполне авторитарно провожу их через разного рода испытания. Только так можно научить настоящему чтению – чтению как порождению собственных образов и смыслов. Я создаю для каждого ребенка индивидуальные сложности, способные разжечь его азарт. Задача должна быть трудной, но при этом интересной, с реально работающей интригой. Тогда в ребенке пробуждается азарт встречи с трудностями.

– Когда педагоги говорят: «Ой, как бы мы хорошо учили, если бы не было этих планшетов!» – это для меня диагноз педагогической несостоятельности. Как здорово, если бы у нас в деревне была бы одна черная тарелка, которая время от времени урчит и выпускает из себя немного информации. Тогда я, учитель, был бы кум королю, со своим чемоданом книжек, которые привез с собой в деревню, чтобы раскрывать детям миры. Действительно, чем беднее окружающая среда, тем легче задачи педагога. У него есть в запасе сумма готовых ходов, которые можно использовать в любых ситуациях. Когда же моим конкурентом является планшет с игрой, который ребенок держит в руках, не замечая ничего вокруг, – мне нужно ломать голову. Как мне стать более интересным для ребенка, чем этот планшет? Сегодня я занимаюсь с группой подготовишек в детсаде. Сколько разнообразных игрушек у этой группы! То и дело слышу жалобы: вот если бы половину этих игрушек убрать, насколько легче было бы заниматься с детьми. Слишком много искушений! Но эти искушения для меня – вызов. Я-то кто по отношению к ним? Я могу стать для детей настолько же интересным и даже более интересным, чем планшетная игра? Если не могу – грош мне цена как педагогу.

Ты расскажешь, как можно сделать, чтобы чтение книги стало для ребенка интереснее, чем компьютерная игра?

– Конечно. Первое условие – надо взять книгу без картинок. К сожалению, на полках библиотеки детского сада, где мы с тобой беседуем, стоят только книги с картинками. Возьмем «Винни Пуха» и прикроем рукой картинку. Первое волшебство, которое могу сделать, посмотрев на эту страницу, превратить буковки – а это для ребенка это пока еще точки и штришки – в смыслы. Читаем: «Иногда, – сказал Иа, – когда люди забирают чей-нибудь дом, там остается кусочек-другой, который им не нужен, который они с удовольствием вернут бывшему хозяину». Я совершил техническое чудо: превратил символы в слова. Но когда я прочел буквы, они еще не одухотворились, потому что это – особая работа воображения, которая идет одновременно. «Иногда»… – прочитав это, я делаю паузу… и вдруг до тебя, именно в эту паузу, доходит, что значит «иногда». Иногда… скажи, что с тобой бывает иногда. Представь, что ты ребенок…

Иногда мне хочется плакать…

Вот! Иногда тебе хочется плакать. Еще!

Иногда мне хочется слушать музыку .

– Супер! Ты предложила две фразы, и через эти фразы слово «иногда» одухотворилось, наполнилось смыслом. Мы читаем слово «иногда» – и у нас внутри сразу запускается цепь внутренних ассоциаций. Для тебя слово «иногда» является одухотворенным и реальным. Оно тебе явлено. Это – то, что никакой картинкой не изобразишь, это – твоя внутренняя работа. Есть шестилетние дети, которые до сих пор не чувствуют разницы между словами «иногда», «всегда», «никогда». Слово «иногда» не успело им явиться. И надо постараться его явить. Чем отличается читающий ребенок от нечитающего? Ему с каждым прочитанным словом видится вспышка образа. Это происходит молниеносно. И в этой вспышке ему является слово. Воображение ребенка – это спасительная вещь. Если мы научимся пользоваться его термоядерной энергией, многое станет возможно.

Ребенок в нашем мире спасает себя воображением. Но школа не научилась конвертировать энергию его воображения в учебные вещи. Она все время хочет дать детям что-то свое. И мы пока еще очень мало стремимся вслушиваться в детскую речь, мы не умеем ее возделывать. И вот поэтому книга феерически нужна в современном мире. Особенно – книга без картинок.

Потому что книга без картинок – единственное, что по-настоящему позволяет человеку развивать свое воображение. Читая ее, ты постоянно создаешь внутри себя героев, постоянно создаешь в себе визуальные образы. Другого настолько эффективного инструмента человечество еще не придумало.

То, что мы практиковали, я называю «дырчатым чтением». Что происходит с тобой в тот момент, когда я делаю паузу и предлагаю тебе продолжить предложение? Твое воображение пробуждается. Во время этих пауз ребенок начинает многомерно воспринимать слово. Он учится различать окончания слов и падежи. У него быстро начинает развиваться синтаксический, орфографический и смысловой слух. Так он начинает учиться читать. А когда дети начинают чувствовать текст, они понимают, что это – гораздо интереснее, чем смотреть кино. Чтение побеждает визуализацию, которой за последние тридцать-сорок лет в мире стало слишком много. Но я говорю спасибо компьютерным играм и визуальной культуре вообще за то, что они создали для нас этот уровень.

– Сейчас мы говорим о малышах. Можно ли научить читать неуспевающего старшеклассника? Иногда говорят, что подростки в этом возрасте уже испорчены школьной системой…

– Никто ничем не испорчен! В жизни каждый из нас сталкивается с разными практиками: среди них правильные, неправильные, сомнительные…И что? Разве мы говорим про себя, что мы ими испорчены? Я практикую «дырчатое чтение» и со старшеклассниками. Мы читаем с ними не «Винни Пуха», а – непонятнейший (а потому скучнейший) для них учебник физики. Самое интересное – содержание прочитанных глав усваивается ими накрепко, хотя о физике как таковой они в этот момент не думают.

– Двадцать лет назад вышла твоя книга «Другая математика», в которой ты объяснял, что многие дети заканчивают школу, так и не научившись простейшим арифметическим действиям. Чем можно помочь этим детям?

– Наблюдая, с какими мучениями дети вычитают, умножают и делят, учат таблицу умножения или стихи, я понимал, что так нельзя. Мне пришло в голову, что можно сделать игру, которая разовьет эти навыки и поможет им щелкать школьную программу – во всяком случае, программу начальной школы – как семечки. Игра предназначается для развлечения в кругу семьи. А в качестве побочных эффектов она позволяет ребенку научиться читать, писать, освоить всю сумму арифметических навыков, выучить таблицу умножения, запоминать стихи. Его никто этому не учит, это приходит во время игры само собой.

За двадцать лет работы с детьми и со взрослыми я напридумывал множество различных игр. И все это пока даже не инвентаризировано, что неплохо было бы сделать.

Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются мои «Архикарды» – особые игральные карты, языковые или математические. Некоторые семьи уже берут «архикарды» с собой на отдых, как раньше брали игральные карты. Родители начинают играть в них: прежде они с таким азартом резались на пляже в подкидного дурака или играли в поезде «в города». «Архикард» не менее интересен, чем традиционные карточные игры, и играть в него можно часами, получая удовольствие и от игры, и от коммуникакции, которая в игру встроена. Но в отличие от обычных карт «Архикард» позволяет – как бы между прочим – освоить множество важнейших учебных навыков: научиться быстро и качественно складывать, вычитать, умножать и делить, научиться воображать и грамотно писать, научиться читать и создавать палитру авторских смыслов… И делает он это так, что интересно в равной степени и взрослым, и детям.

Я думаю сейчас о том, чтобы сделать для неравнодушных родителей видеоэнциклопедию этих игр. Описывать это в книжке слишком долго. Показать на живом примере, как можно играть в тот же «Архикард» – гораздо увлекательнее.

Иногда я получают от родителей письма, что ребенок начал играть в «Архикард» и забросил планшет. Вот это здорово! А потом я подумал: а что если сделать «архикард» для планшета? Может быть, тогда множество детей будет играть в него, а не в стрелялки и бегалки?

Сегодня ты охотнее работаешь с родительскими сообществами, а не в системе образования?

– Если честно, двадцать лет назад, когда я делал то же самое в рамках своего вероятностного эксперимента, такого ажиотажа не было. Люди не понимали, что я делаю и зачем это нужно. Двадцать лет назад все хотели реформировать школу. А сейчас заявили о себе родительские сообщества, которые почувствовали ответственность за образование своих детей. Семейное образование – это то, что актуально для людей во всем мире. Поэтому меня приглашают не только российские родительские сообщества, но и сообщества родителей в разных странах…

– И последний вопрос: что делать родителям двоечников? Ждать чуда встречи с педагогом, который поможет их ребенку?

– Родителям нужно самим этому научиться. Очень многому им можно и нужно научиться самим. Как бы мы критически ни отзывались о школе, проблема двоечника – это, в большинстве случаев, проблема его родителей. Когда родители не уверены в себе, они начинают проецировать эту неуверенность на своих детей. Они говорят: «Мы не состоялись, но он-то должен состояться!» Все упирается в готовность самих родителей время от времени совершать подвиги. Тогда и у ребенка появится стремление пробиться, взять свою высоту.

Для родителей двоечников самый большой подвиг – верить в своего ребенка…

– И он должен чувствовать родительскую веру во всем: в словах, интонациях, в наших взглядах. Худшее, что может быть – притворяться, что веришь в этого ребенка. Вера должна быть настоящей. Это главное.

С Александром Лобком, автором книг «Другая математика», «Вероятностный мир», «Антропология мифа», «Картография детства», «Наука ученичества» – мы беседуем в гостиной (одновременно библиотеке) детского сада. На нас смотрят куклы ручной работы, короли, королевы, принцы, кучера и даже впряженные в карету лошади. Каждая почти в рост ребенка. Это – персонаж истории о Золушке. Перед диваном на коврах расставлены японские столики с перламутровыми инкрустациями. За этими столиками родители читают детям старые детские книги. Книги стоят плотными рядами здесь же, на полках. Это – семейный читальный зал дошкольного отделения № 3 московской школы № 15. Проще говоря, детского сада. В гостиную доносились голоса огромных попугаев, которые живут среди пальм в стеклянном зимнем саду. Зимних садов – два. Их обитатели дремлют в московских сумерках. Только обезьянка приветливо тянет к гостям лапку через прутья клетки. «Не пытайтесь в ответ пожать ей лапу. Она просит у вас банан!» – объясняют мне сотрудники детского сада. И соискательнице тут же доставляется просимое. А за стеклянными стенами зимнего сада, на обычной пришкольной территории, окруженной многоэтажными домами, живут в теплых вольерах пони, которые катают детей. Что говорит по этому поводу санэпидстанция? Не знаю. Это – муниципальный детский сад. Таких тысячи. Просто нашлись люди, которые захотели, чтобы дети каждый день приходили в сказку…

Семейный Психотерапевт

Получаем табель успеваемости!

На протяжении последней недели, многие школьники получили или вскоре получат табель успеваемости за первое полугодие. Большинство родителей с нетерпением ждут этого дня. Ведь благодаря отметкам в табеле, можно не только оценить уровень знаний своего ребенка, но также для многих родителей это возможность признать собственные заслуги в воспитании или же, наоборот, удостовериться в родительской некомпетентности.

Именно по этой причине, многие родители так эмоционально воспринимают детские неудачи. Оценивая ребенка, им кажется, что учитель тем самым оценивает самого родителя: его/ее вовлеченность, терпение, внимание, любовь и заботу по отношению к ребенку.

Если же результаты в табеле неудовлетворительны, родитель чувствует себя мишенью в глазах общественного мнения.

Можно понять чувства, которые переживает родитель. Но обвинения и нарекания не помогают процессу, и не способствуют повышению успеваемости вашего ребенка.

Самые распространенные причины низкой успеваемости из моей практики:

1) Вашему ребенку действительно сложно.

2) Возможно, вы недостаточно уделяете времени ребенку.

Если ваш ребенок старается, но ему действительно сложно, примите это как данность. В этом никто не виноват. Наверняка многие родители ответят: «Но мой не старается!» Действительно ли это так? Действительно ваш ребенок никогда не прикладывал усилий?

Любознательность – это естественная потребность каждого ребенка. Я с удивлением наблюдала за первоклашками, которые с радостью и с некоторой долей азарта брались за решение задачек, предложенными классным руководителем. Если по какой-то причине, ваш ребенок не учится, важно понять трудности, с которыми он столкнулся и помочь ему преодолеть их или обратиться за помощью к специалистам.

Вторая причина низкой успеваемости, часто встречается в семьях, где родители сами переживают тяжелый период: заняты карьерой, рождением детей, переживают болезнь/смерть близких, переезд, развод, создают новую семью и т.д. Как только родитель справляется с тяжелой ситуацией и начинает активно участвовать в жизни ребенка, успеваемость значительно повышается.

Как разговаривать с ребенком при получении табеля успеваемости?

При получении табеля, важно поинтересоваться прежде всего мнением самого ребенка. Каким он видит свой табель? Доволен ли он результатами своей работы? Или, возможно, он считает, что необходимо улучшить некоторые из отметок.

Если ребенок недоволен отметками в табеле, спросите, что, на его взгляд, может помочь ему улучшить результат в следующем полугодии.

Пожалуйста, будьте корректны в своих высказываниях. Неаккуратно брошенное слово может не только обидеть вашего ребенка, но также снизить мотивацию к учебе.

Будьте справедливы. Перед тем как обвинять ребенка в равнодушии и безалаберности, сравните табель с оценками предыдущего полугодия. Действительно ли ребенок не приложил никаких усилий, чтобы улучшить ситуацию, или возможно оценки по одному или нескольким предметам заметно улучшились.

Почему это важно? Если родитель игнорирует изменения в отношении ребенка к учебе, это может привести к тому, что ребенок почувствует разочарование и недоверие к окружающим. Ведь если, несмотря на все усилия, реакция родителей осталась неизменной, то для чего тогда стараться?

Не скупитесь на похвалу! Похвала - это замечательный способ, для того чтобы желаемое поведение повторялось вновь и вновь. Начните свои комментарии по поводу высоких отметок. Похвалите ребенка за высокую оценку по литературе или по математике. Обратите внимание на положительную характеристику, написанную учителем.

И верьте, что несмотря на сложности, ваша любовь и поддержка, а также вовремя оказанная вами/специалистами помощь, обязательно помогут вашему ребенку улучшить табель.

Все мы учились в школе и прекрасно помним, что в каждом классе учатся дети с разной успеваемостью: отличники, хорошисты, троечники и двоечники.

С началом списка все понятно, это гордость родителей и отсутствие головной боли по поводу учебы. А как быть родителем, если оценки ребенка оставляют желать лучшего или он резко ухудшил свои показатели в учебе. Давайте попробуем разобраться, в чем могут заключаться причины плохой успеваемости.

Причины плохой успеваемости

1. Проблемы в семье. Любые скандалы и ссоры между родителями негативно отражаются на ребенке. Страшнее всего ребенок переживает развод родителей. Как правило, это событие влечет за собой резкое ухудшение успеваемости и полное нежелание учиться. Не нужно думать, что он ничего не замечает и не понимает во взрослых делах. Помимо названного ребенок может подобным образом отреагировать на переезд или смену школы.

2. Проблемы со здоровьем. Возможно, у вашего ребенка банально испортилось зрение, и он ничего не видит с доски, а сказать учителю стесняется, как это бывает в юном возрасте. Причина может быть в переутомлении, недостаточном пребывании на свежем воздухе.

3. Проблемы с одноклассниками. Всем прекрасно известно, что в любой школе есть хулиганы и задиры, которые обижают слабых, придумывают им обидные клички и другими способами унижают человеческое достоинство.

4. Совмещение учебы с занятиями спортом или в творческих кружках. Некоторым детям удается и хорошо учиться, и становится сильными спортсменами. Однако, тем, у кого не получается подобного совмещения, приходится отказаться от любимого дела ради учебы.

5. Лень. Часто ребенку лень выполнять домашние задания, читать учебники, решать задачи. Попробуйте посмотреть на себя со стороны. Если вы проводите свое свободное время бессмысленно, пялясь в телефон, смотря телевизор и прочее, ребенок будет брать с вас пример и так же, как и вы смотреть телевизор, играть в компьютерные игры вместо выполнения школьных заданий.

Как вызвать желание учиться

Вам как родителю необходимо проанализировать ситуацию и попробовать ее решить.

  • С ребенком нужно, непременно, поговорить и по-доброму без агрессии выяснить в чем причина нежелания учиться.

Приведите ему конкретные примеры из жизни, что, если хорошо учиться в школе, то можно поступить в институт или университет, получить высшее образование, устроиться на высокооплачиваемую работу и покупать себе все, что захочется. Пусть ребенок не придаст особого значения вашим словам, но в голове у него выстроится последовательная цепочка действий.

  • Если дела обстоят плохо с одним или несколькими предметами, а не со всем школьным курсов, попробуйте нанять репетитора для дополнительных занятий по темам, которые требуют усиленных занятий.
  • Составьте режим дня ребенка. В таком графике все будет разложено по полочкам: и время для работы, и время для отдыха.
  • Ни в коем случае не срывайтесь на ребенке, не обзывайтесь и не унижайте его. Если не получается ничего поправить в учебе помните, что чаще всего высот в жизни добиваются троечники, а не отличники.

Приветствую всех родителей школьников! Сегодня хочу поговорить об успеваемости наших деток в школе, о том как вызвать интерес к занятиям, чтобы оценки становились лучше и лучше. К сожалению многие родители жалуются что ребенок плохо учится, что делать в этой в этой ситуации, как улучшить оценки?

Сейчас моя дочь уже перешла в седьмой класс и за все время обучения в школе у нас с ней уже установлены определенные правила, которые касаются школы, и в частности выполнения домашних заданий. Но конечно в начальной школе пришлось много для этого поработать, причем как мне так и ей.

Зато сейчас это принесло свои плоды: она очень хорошо учится и проблем с учебой у нас практически не бывает. Разумеется тут много зависит и от учителя, особенно в начальных классах. Скажу честно с учителем нам очень повезло, она была добрая и в то же время очень строгая. Но речь не об этом…

Сейчас на улице уже ноябрь и вторая четверть пронесется как всегда очень быстро, а там, глядишь, уже и конец учебного года и тут Вы понимаете, что ваш школьник опять принесет в табеле не самые хорошие оценки…

Конечно, есть детки, которые сами с удовольствием учатся и их не нужно заставлять. Они самостоятельно делают после школы все домашние задания для того чтобы на следующий день получить хорошую оценку. Это мечта всех родителей. Но, к сожалению, если верить статистике, таких учеников наберется не более трех — четырех на всю параллель.

А вот наши ученные говорят, что излишняя старательность, это тоже не очень хорошо, так как такие дети привыкают всегда и все делать только на отлично и быть лучше всех. А это может им сильно помешать во взрослой жизни, где все может быть совсем не так как они привыкли. Поэтому, если ваш малыш не слишком обожает учится, в этом тоже нет ничего страшного, не нужно его в этом обвинять.

В большинстве случаев то как ребенок учится зависит именно от родителей, а не от учителей и друзей, потому что именно родители могут заинтересовать ребенка и найти определенные стимулы для повышения его успеваемости. Как это сделать?

Если «на носу» конец учебного года

Конечно, желателен постоянный контроль за успеваемостью, а не только в конце четверти, когда уже сложно что-то исправить. Но, понятное дело, что это получается не всегда, то на работе проблемы, то здоровье барахлит, то с мужем проблемы, в общем обычная бытовуха… И, вот понимаешь, что уже и май на носу, и исправлять оценки уже и некогда.

Но и в этой ситуации можно постараться что-то сделать. Конечно, если проблемы только с одним или парой предметов, то как говорится, есть за что побороться, можно больше «поднажать» конкретно на эти предметы. И тут необходимо активное участие родителей в процессе.

А вот если запущены все предметы, то тут, в конце года вряд ли уже получится что-то исправить. И в такой ситуации уже стоит подготовить почву к будущим занятиям, в новом учебном . В частности, нужно просто по-взрослому, не ругаясь, поговорить с ребенком и постараться настроить его на более серьезную работу в следующих классах. Нужно узнать его мнение, как он считает, почему он начал учится хуже. Спросить, чем можете помочь ему лично Вы.

Но заканчивать такой разговор нужно обязательно только с позитивным настроем, для того, чтобы ребенок понимал, что Вы полностью верите в его силы и способности. После такой беседы желательно начать заниматься дополнительно и подумать над планом дополнительных занятий на летних каникулах, например, при помощи репетитора.

Почему ребенок стал плохо учится? Ищем причины

Перед тем как устраивать с ребенком «разборки» нужно постараться найти причину его плохих оценок. И знаете, иногда может оказаться, эти причины совсем не связаны с учебой.

Проблемы со здоровьем

Как давно малыш был у окулиста? Понаблюдайте насколько близко ребенок наклоняется к тетрадкам и книжкам, может именно ухудшение зрения мешает ему хорошо учиться? Если, после посещения окулиста это подтвердится, то нужно сообщить об этом учителю, для того чтобы малыша пересадили на комфортное расстояние от доски.
Если малыш плохо кушает, бледен, видно, что он сильно устает от нагрузок, не помешает показать его лечащему врачу. Возможно нужно провести основные анализы. Дело в том, что у наших деток очень часто могут быть , которые для своей жизнедеятельности отбирают у детского организма полезные вещества. И простое избавление от гельминтов может положительно повлиять на успеваемость.

Проблемы в семье

Как известно дети очень болезненно воспринимают конфликты, которые происходят в семье. Ему явно будет не до учебы, если его мысли будут постоянно забиты тем, что мама с папой постоянно ругаются. Вспомните себя в детском возрасте? Я, например отлично помню, как однажды мои родители очень сильно ссорились. Был уже очень поздний вечер и мы с братом легли спать. Я проснулась от этого крика, и затем всю ночь не могла спать, прислушиваясь и переживая за маму, так как папа был очень зол и очень сильно кричал. Мало того, что я не выспалась, так еще весь день в школе все мои мысли были очень далеки от уроков… Сколько лет прошло, а я помню все в деталях. Вот такая она детская психика…

Поэтому старайтесь решать все ваши проблемы и конфликтные ситуации так, чтобы ребенок об этом не знал, и тем более не участвовал в этом.

Отношения ребенка с одноклассниками

Нужно стараться почаще просто разговаривать с малышом о том что у него происходит в школе, есть ли у него друзья, нет ли «задир», которые пристают к нему в школе и не дают сосредоточится на уроках.


Можно пообщаться с классным руководителем, и кроме оценок узнать у него как ребенок ведет себя на занятиях и переменках, насколько у него хорошие отношения с другими ребятами.

Очень плотный график у малыша

Конечно все мы хотим, чтобы наши дети выросли разносторонне развитыми. Поэтому частенько перегружаем их различными дополнительными занятиями, которые со временем превращаются в тяжелую для них ношу. Дети перегружаются, и чаще психологически чем физически.

У малыша обязательно должно быть время для того, чтобы он мог поиграть с любимыми игрушками, с друзьями, пройти очередной уровень в любимой компьютерной игре (не слишком долго) или просто отдохнуть ничего не делая.

Банальная лень

Как показывает практика, это наиболее частая причина плохой успеваемости. Вроде бы и есть время на выполнение домашнего задания, но его так не хочется делать! Куда приятнее посидеть за компьютером, посмотреть телевизор или просто в кресле побездельничать.

В такой ситуации прежде всего посмотрите на себя со стороны. Возможно это именно Вы, извините за прямоту, подаете плохой пример своему чаду? Если мама и папа постоянно все свое свободное время проводят за просмотром того же телевизора, то ребенок, будет копировать ваше поведение.

В этом случае нужно подкорректировать немного свои привычки, а когда у всех в семье есть свободное время, проведите его с пользой. Например, пойдите всей семьей на прогулку, в театр, на пикник, неважно, главное не проводить время бессмысленно.

А что касается ребенка, то меры тут нужны более решительные. Например, можно запретить просмотр телевизора и игры на компьютере пока не будут сделаны уроки или перенести все эти развлечения на выходные. Если это не очень помогает, то такой запрет можно ввести и в выходные дни. Особенно это действует хорошо в воспитании младших школьников.

Конечно на первом этапе вы можете столкнуться с и истериками, но, со временем, ребенок привыкнет к новым правилам. Тут очень важна решимость с вашей стороны. Если сказано «НЕТ», значит «НЕТ».

Как вызвать желание учиться лучше

Конечно можно много беседовать с ребенком о том, что если он будет хорошо учится сейчас, то это поможет ему в будущем. Но как показывает практика, это мало что даст, так как это пока далекая и непонятная для него перспектива.

Но это не значит, что такие беседы не нужны. Просто нужно говорить не абстрактно, а при помощи конкретных примеров. Например, так: если у тебя будут хорошие знания и оценки, то ты сможешь поступить в институт и получить хорошую специальность, благодаря которой у тебя будут деньги и ты сможешь купить себе машину, квартиру или о чем он там ещё мечтает.


Пусть ребенок еще не сможет придать большого значения таким словам, но в его голове будет заложена определенная последовательность действий, связанная с обучением сейчас и обеспеченной жизнью в будущем.

Ну а для того, чтобы он уже сейчас мог почувствовать хоть какую-то выгоду от хорошей учебы, придумайте для него какой-нибудь стимул. Можно пообещать подарить ему, например, какую-нибудь вещь, которую он давно хотел получить.

Например, это может быть мобильный телефон, какая-нибудь игра, возможно увеличение карманных денег или поездка куда-нибудь. Либо можно разрешить ему проявить самостоятельность и самому спланировать выходной день.

Узнайте у школьника какое у него есть желание. Такой подход будет отличной мотивацией и ребенок скорее всего будет очень стараться чтобы получить обещанную награду. Только при этом очень важно это обещание обязательно выполнить иначе вы просто потеряете доверие ребенка.

Что касается родителей, то могу дать совет сходить в школу и пообщаться с учителем, чтобы узнать его мнение, почему у малыша плохая успеваемость. Заодно учитель будет видеть, что Вы как родители переживаете и Вам не безразлична школьная жизнь сына иди дочери.

Иногда для исправления оценки можно подготовить какие-нибудь дополнительные материалы, например реферат. А дома, особенно перед контрольными работами просто уделить больше времени предметам и позаниматься вместе с ребенком решением дополнительных домашних заданий.

В большей степени контроль за выполнением домашних заданий нужен детям, которые не особо организованы и постоянно отвлекаются на что-нибудь другое


Еще одним хорошим советом будет составить вместе с малышом режим дня, чтобы он точно знал когда и что он должен делать чтобы все успеть. Это очень организовывает, могу сказать из личного опыта. Сейчас это уже не очень заведено в современных семьях, а я помню когда была школьницей у меня всегда на стене висел режим дня. Особо приятно когда он красочный и красивый. Я и мама заполняли его разноцветными фломастерами и вешали на видном месте. В результате у меня был четкий план действий, и я успевала и уроки сделать и на тренировку сходить и просто отдохнуть.

А для младших школьников можно сделать еще кое-что. На большом листе бумаги написать все предметы, которые он изучает. Затем, когда он в школе получает по предмету хорошую оценку, то рисуем улыбающееся солнышко или весёлый смайлик напротив этого предмета. А если оценка плохая, то и смайлик будет очень грустным.

Для детей постарше можно просто чертить график, в зависимости от получаемых баллов. Дети в этом случае будут стараться и очень радоваться, когда график будет идти вверх)

Ну и, конечно же, есть всем известные три основных способа улучшить оценки:

  • занятия с репетитором
  • дополнительные занятия со школьным учителем за дополнительную оплату
  • занятия в профильных кружках

Что не нужно делать родителям

Есть несколько моментов, которые важно не забывать самим родителям. Прежде всего отличная оценка по предмету не должна достигаться любой ценой. Ребенок должен понять, что важна не столько оценка, сколько сами знания.

Также не нужно делать вместо ребенка его задания. Во-первых, это будет плохо влиять на воспитание у него самостоятельности и ответственности, а во-вторых у него может развиться комплекс что он сам не способен ни с чем справится, который очень будет мешать ему в будущем.

И конечно же не в коем случае нельзя ребенка обзывать за то, что у него что-то не получается, так как он может потерять веру в то, что у него все получится, или наоборот из вредности будет учиться плохо.

Только терпением, различными стимулами и дружественными беседами можно помочь в ситуации, когда ребенок плохо учится.

Часто родители сталкиваются с тем, что их дети, которые первоначально подавали огромные надежды, вдруг кардинально меняются. Очень часто случается так, что в два года ребенок уже знает буквы, цвета, а также множество другой информации, которой не могут похвастаться его сверстники. Дети читают стихи и отлично ведут себя дома, но вдруг, как только они идут в школу, ситуация меняется.

Как правило, в этом случае отцы, матери, дедушки и бабушке начинают паниковать и чаще всего отправляются к психологу с одной и той же проблемой: ребенок плохо учится, что делать? В худшем случае они начинают использовать ремень и физическое наказание для ребенка, который категорически отказывается хорошо вести себя в учебном заведении. Однако нужно понимать, что такие меры не помогут изменить отношение чада школе. В этом случае нужно искать причину намного глубже. Поэтому стоит обратиться к рекомендациям психологов, которые уже не первый раз сталкивается с подобной проблемой.

Итак, если в школе, что делать в этой ситуации? В первую очередь нужно разобраться в причинах проблемы.

Задержка развития

Согласно последним исследованиям, в 20% случаев подобного поведения причиной плохой успеваемости в школе является дисфункция мозговых клеток. Чаще всего умственная отсталость встречается у школьников, которые были рождены в неблагополучных семьях. Если мать малыша пила много то это могло спровоцировать так называемой алкогольный синдром плода. Также заторможенное развитие может стать следствием черепно-мозговых травм или серьезных психических потрясений. Также этому могли поспособствовать перенесенные инфекционные заболевания, которые протекали в тяжелой форме. В этом случае дети плохо учатся без видимых на то причин.

Дело в том, что врачи не всегда могут сразу выявить отставание в развитии у ребенка на самой ранней стадии. Это объясняется тем, что маленькие крохи от рождения обожают учиться. Они хотят познавать новую информацию и пытаются впитывать все новое как губка. Именно поэтому в младшем возрасте они могут прекрасно знать буквы, стихи и многое другое. Однако впоследствии начинают проявляться трудности с запоминанием информации, а также с простейшим анализом в определенных ситуациях. Такие дети не могут справиться с обычными алгебраическими формулами или выучить стих.

В этом случае не стоит винить малыша. Вместо этого стоит задуматься, может ли ребенок плохо учиться из-за отставания в развитии. Поэтому необходимо обратиться к специалисту, чтобы уточнить наличие данной проблемы.

Заболевание и возможны расстройства

Если и плохо учится, то это еще не является признаком его бунтарства. Получение, восприятие и обработка информации могут быть нарушены в связи с множеством недугов, которые могут протекать в организме чада.

Самой распространенной проблемой является плохое зрение. Дело в том, что детям, которые не очень хорошо видят, труднее читать доски, соответственно, они быстрее устают. Они вынуждены ближе наклоняться к тетради, в этом случае создается дополнительная нагрузка на позвоночник.

Также к наиболее распространенным проблемам стоит отнести плохой слух. Если ребенок очень плохо слышит, он не всегда может правильно понять то, что объясняет ему преподаватель. В этом случае происходит полнейшее информации.

Также проблемы в учебе могут встречаться у детей, которые страдают аутизмом. В этом случае малыши просто элементарно не могут правильно сконцентрироваться на информации, они очень часто переключает свое внимание с одного предмета на другой.

Кроме этого, трудности в учебе могут возникать из-за таких заболеваний, как дислексия и дисграфия. Если малыш не видит никакой разницы между буквами и символами, то его мозг не сможет обработать обрабатывать информацию необходимым образом.

Проблема в семье

Если говорить о том, почему дети плохо учатся в школе, то стоит уделить внимание и данной проблеме. Нужно понимать, что дети являются самыми впечатлительными. Любые конфликты или трагические события в семье могут оставить огромный отпечаток на психологии юного чада. Если его родители постоянно ссорятся, а малыш это видит и слышит, то очень скоро можно будет заметить, что ребенок стал хуже учиться, так как ему сложнее сосредоточиться.

Когда его голова забита только тревожными мыслями и переживаниями за благополучие его семьи, он не сможет полностью погружаться в необходимый материал, который объясняет преподаватель.

Отсутствие необходимой дошкольной подготовки

Прежде чем отправиться в школу, многие дети посещают дополнительные занятия. Дошкольная подготовка играет огромную роль в успеваемости ребенка. Если он не сможет правильно сформировать особенности своего поведения и того, как действительно происходит учебный процесс, то он не сумеет с необходимым вниманием относиться к школьной жизни. Особенно стоит это учитывать, если планируется отправить ребенка учиться в лицей, в котором программы обычно намного сложнее, чем в типовых районных школах.

Поэтому от предварительной подготовки очень многое зависит. Если ребенок плохо учится в школе, то, возможно, он не научился адаптироваться к тому, что вынужден находиться в одном помещении с абсолютно незнакомыми людьми на протяжении долгого времени одновременно с этим познавая новую информацию.

Завышенные требования родителей и большие перегрузки

Очень часто родители пытаются реализовать свои мечты через свое любимое чадо. По большому счету, они считают, что ребенок представляет собой определенный проект, который обязательно должен быть удачным. Именно поэтому взрослые начинают проявлять слишком большую настойчивость и требовательность по отношению к малышам. Они оценивают их по школьным отметкам, а не по эмоциональным качествам.

Разумеется, нет ничего плохого в том, чтобы стараться вырастить из чада всестороннюю личность, однако в этом начинании надо не переусердствовать, так как в этом случае придется столкнуться с проблемой, почему ребенок плохо учится.

Если малыш постоянно будет заниматься во всевозможных кружках и секциях, то он будет испытывать огромные перегрузки. Необходимо обязательно давать детям возможность отдохнуть и побыть немного теми, кем они являются. Малыши должны участвовать в социальной жизни не только посредством занятий в спортивных секциях, но и находясь в свободной атмосфере. Психологическая нагрузка также может привести к тому, что мозг юного чада просто не сможет обрабатывать огромное количество информации, которая подается ему ежедневно. В этом случае, если ребенок плохо учится, что делать, вполне очевидно. Необходимо немного освободить его график.

Психологические сложности

Начиная с самого раннего возраста, ребенок учится выстраивать правильным образом взаимоотношения с окружающим миром. Если в этот период у него не было возможности социализироваться, то он, скорее всего, столкнется с огромным количеством трудностей. Детям, которые редко гуляют и большее количество времени проводит дома, намного сложнее найти правильный подход к своим сверстникам и одноклассникам. В этом случае неудивительно, что ребенок стал плохо учиться. Что делать в такой ситуации? Постараться проводить с малышом как можно больше времени и постараться найти для него друзей.

Особенности темперамента

Некоторые дети плохо учатся, так как они отличаются повышенной застенчивостью, поэтому им сложно активно действовать, отвечать у доски или рассказывать стихи в присутствии большого количества людей. Другие малыши, напротив, могут быть чересчур самоуверенными. В этом случае они будут уверены в том, что им просто не нужно готовить домашние задания.

Очень часто в детстве малышей в шутку называют неумехами или какими-то другими беззаботными на первый взгляд словами. Однако очень часто чадо воспринимает это как призыв к действию и становится тем человеком, с которым его сравнивают.

Лень

Если ребенок плохо учится в школе, то причина может крыться именно в этом. Данное объяснение встречаются сегодня все чаще и чаще. В этом случае у ребенка, скорее всего, есть достаточное количество времени, он живет активной социальной жизни, у него есть друзья и по большому счету имеются все предпосылки для того, чтобы о прекрасно учиться в школе. Чаще всего такие дети не обделены умственными способностями, а, наоборот, проявляют повышенную смекалку и способности мыслить логически. Однако таким людям просто лень посвящать время изучению нового материала или подготовке домашних заданий. Очень часто юные школьники элементарно копируют поведение одного из родителей.

Конфликтные ситуации

Очень часто причиной того, что дети плохо учатся в школе, становятся возможные ссоры с кем-то из одноклассников или даже с самим преподавателем. А бывает так, что педагоги начинают слишком сильно придираться к ребенку, и он «включает режим самозащиты». В этом случае школьник намеренно перестает делать домашние задания и ведет себя так же, как и с родителями, вредничая и капризничая.

Возможно проблема заключается в том, что кто-то из одноклассников над ним издевается или постоянно смеется. В этом случае дети очень сильно замыкаются в себе и перестают делать домашние задания, чтобы лишний раз не провоцировать издевательства со стороны ровесников.

Переходный период

В возрасте 12-13 лет начинается активное половое созревание. На этом этапе подростки начинают интересоваться противоположным полом и ведут себя более импульсивно или агрессивно по отношению к окружающим. Меняются интересы, появляются новые увлечения, и дети плохо учатся.

А уж если дело дошло до влюбленности, то «пиши пропало». В этот период детям очень трудно сконцентрироваться на учебе в то время, когда голова забита объектом обожания. Поэтому в таком возрасте очень важно не переборщить, не нужно «наседать» на юное чадо. Нужно понимать, что в этот период времени ребенок максимально интересуется новыми чувствами, которые он открывает для себя. Поэтому нужно постараться сконцентрироваться на объяснении ключевых моментов взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

Как помочь ребенку с учебой?

Нужно понимать, что, начиная с 1-го класса и до 11-го именно родитель должен помочь своему чаду получить образование. Чтобы не стать врагом для малыша необходимо следовать нескольким важным правилам.

В первую очередь необходимо найти контакт с ребенком. Нужно стать для него другом, а не монстром, который только требуют положительной оценки. Не нужно скрывать своих теплых чувств по отношению к ребенку. Если он не испытывает любви в семье, то, скорее всего, он будет выплескивать весь свой негатив в школе.

Кроме этого, очень важно оценивать не сами школьные отметки, а то, что ребенок действительно стремился к получению знаний. Если малыш кропотливо делал домашнее задание и старался изо всех сил, но при этом получил тройку не нужно его ругать, напротив, лучше похвалить его за старания и постараться объяснить ему, что в следующий раз он может получить отличную оценку.

Также не стоит забывать о мотивации. В этом случае нельзя угрожать ребенку какой-либо физической расправы в случае получения плохой отметки. Физическое наказание является самой страшной мотивация для любого человека. В этом случае есть большой риск вырастить закомплексованного или, наоборот, очень агрессивного или нелюдимого человека.

Хорошие оценки не гарантируют успеха во взрослой жизни

Если ребенок плохо учится, причины могут быть самыми разнообразными. Однако нужно понимать, что хорошие школьные отметки не являются залогом того, что чадо проживет счастливую жизнь и станет знаменитым ученым.

Согласно исследованиям психиатров, далеко не все отличники превращаются в успешных людей. Очень часто из-за стресса, который ребенок испытывает в детстве, в более сознательном возрасте он пытается как можно больше расслабиться. В итоге из таких людей вырастают лентяи и алкоголики. Обратная ситуация случается с теми, кто учился, наоборот, очень плохо. Не реализовав полностью свои возможности в школьные годы, повзрослевшие подростки начинают активную деятельность. Они находят интересные увлечения и действительно реализовывают себя как полноценные личности.

Например, Альберт Эйнштейн мог похвастаться хорошими оценками только по математике. Во всех остальных предметах это был полный провал. Однако это не помешало ему стать известнейшим ученым, имя которого сегодня знает абсолютно каждый человек на земле.

Мэрилин Монро и вовсе не знала грамматики. Практически во всех ее письмах содержится фантастическое количество ошибок. Однако это не помешало ей стать самой известной актрисой и легендарной личностью.

А изобретателя Томаса Эдисона в школе и вовсе все считали умственно отсталым. Существуют еще тысячи примеров успешных людей, которые смогли стать миллионерами, учеными, гениальными специалистами и актерами, хотя при этом в школе они учились ниже среднего, а некоторые и вовсе не получили аттестата.

Нужно понимать, что, независимо от того, насколько высокая успеваемость у ребенка, он имеет одинаковые шансы стать успешным человеком или, наоборот, опуститься на самое дно. Все зависит не от оценок, которые он получает, а от того опыта и тех знаний, получаемых от родителей. Если чадо не будет видеть любви и нормального отношения к себе, то вряд ли у него получится стать хорошим человеком.