Современные дети и их развитие. Эссе педагога. Современный ребенок Ребенок дошкольник в современном мире

Современные дети и их развитие. Эссе педагога. Современный ребенок Ребенок дошкольник в современном мире
Современные дети и их развитие. Эссе педагога. Современный ребенок Ребенок дошкольник в современном мире

Конференция: Современный детский сад

Организация: МБДОУ Детский сад №186

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

«Говорят, что героиня-мать, Если у нее детишек пять. Говорят медалью награждают, Если семь детишек воспитает. Как же воспитателя назвать, Если у нее пять раз по пять? Куча славных, шумных ребятишек, Озорных девчонок и мальчишек. Как же воспитателя назвать? Семь по трижды героиня-мать

В современном обществе происходят большие перемены, меняются ориентиры, переставляются акценты. Затронули эти изменения и систему дошкольного образования. Работа дошкольных образовательных учреждений строится на использовании новых учебных планов, вариативных программ. На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов (знания, умения, навыки) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).

Повышаются требования и воспитателям. Воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

Мы живём сейчас, а не в какое-то другое время, поэтому педагоги нашего коллектива пересмотрели свои жизненные позиции, выработали в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности встали на позицию ребенка.

Факторами развития позитивных эмоций ребенка в детском саду являются:

- Воспитатель, его поведение, речь, профессиональная компетентность.

Опрятно одетый воспитатель, приветливый, разговаривающий в спокойном тоне, профессионально грамотно организующий общение с ребенком вызывает у последнего чувство доверия.

«Современному ребенку - современного воспитателя!» - лозунг сегодняшнего дня!

- А кто же такой «современный воспитатель»?! Человек, который живёт своей профессией, в которой достигает значительных успехов, получает прогнозируемый результат? Творческая личность, которая стремится найти себя?...

Отметим уникальные стороны профессии:

    Воспитатель должен много знать и уметь. Передним стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию.

    Воспитатель должен уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. И ему надо очень много читать. Он должен хорошо знать детскую художественную литературу.

    Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но личные взаимоотношения детей между собой. Внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Приятный внешний вид, мягкая манера обращения привлекают не только детей, но и на родителей производят хорошее впечатление.

    Перед воспитателем стоит нелёгкая задача - будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность.. Поэтому воспитателям нужны терпение и гибкость мышления, чтобы индивидуально и точно применять знания педагогики и психологии. Главный метод в обучении, развитии и воспитании детей -это игра. Мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Ведь дети живут в игре, Мастерство воспитателя состоит в том, что он знает, когда несмелого ребёнка надо поддержать, «назначив его волком», а агрессивного поучить сочувствию, «сделав козлёнком».

    Подметив в ребёнке способности, воспитатель должен не только поддержать слабые ростки будущих начинаний, но и убедить родителей в необходимости развивать ребёнка. Здесь ему не обойтись без наблюдательности, хорошей памяти и тактичности.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.
Воспитателям необходимо овладевать современными образовательными технологиями, с помощью которых можно реализовать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов. Это хорошо известные технологии проблемного диалога, игровые педагогические технологии, технологии продуктивного чтения, деятельностные технологии, а также ИКТ-технологии. Я признаю, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, но необходимо помнить: он должен только дополнять педагога, а не заменять его.

Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровым. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребёнка

Практика показывает, что наличие знаний само по себе не определяет успешность дальнейшего обучения детей в школе, гораздо важнее для нас научить ребенка уже в детском саду самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Обучая деятельности в воспитательном смысле мы делаем учение мотивированным, учим ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогаем детям сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки - это задача современного воспитателя. Готовя детей к школе, мы формируем у дошкольника качества, необходимые для овладения учебной деятельностью, - любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, творческого самовыражения ребёнка.

Выбор форм работы мы осуществляем самостоятельно в зависимости от контингента воспитанников, от оснащённости группы, от опыта и творческого подхода воспитателя. Так, в утренние часы, когда воспитанники бодры и полны сил, предусматриваю наиболее трудоёмкие виды деятельности: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения. По мере уставания детей включаю сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы. Чередуя различные виды деятельности детей в течение дня, обеспечиваю их разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры, с целью укрепления здоровья дошкольников большое значение уделяю двигательной активности.

Мы – современные воспитатели, делаем дошкольное детство разнообразным. Для нас это стало нормой. Мы даём детям возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. По-другому просто невозможно. Мы понимаем, что к нам пришли дети - почемучки, которые и должны остаться почемучками. Можно говорить о разных мнениях к оценке ФГОС, но, для нас - воспитателей, главный критерий – удовлетворённость родителей. Если ребёнок сыт и здоров, если идёт в детский сад с удовольствием, если там организована деятельность, которая его привлекает, и он ежедневно рассказывает родителям о чём-то новом, то это высшая оценка воспитателя – профессионала.

В профессиональной деятельности педагоги нашего ДОУ гармонично сочетают и интегрируют традиционные формы взаимодействия с инновационными.

Особое внимание мы уделяем осуществлению воспитательно-образовательной деятельности на основе активного взаимодействия с социумом и семьёй. По моему мнению, необходимо широко и массово привлекать родителей, создавать условия для формирования семейных ценностей, сближения и сплочения, воспитания чувства толерантности, активного культурно-спортивного досуга. Организовывать праздники, на которых родители наравне с детьми выполняют различные творческие задания.

В своей работе мы планируем такие формы работы, как

    диагностирование семей;

    педагогическое просвещение родителей, обмен опытом;

    совместное творчество детей и взрослых;

    совместные мероприятия с учреждениями социума;

    индивидуальная работа с родителями.

    информационное общение (электронная почта, социальная сеть)

Мы вовлекаем родителей к участию в реализации программы, к созданию условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители наших воспитанников - активные участники образовательного процесса, участники всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонние наблюдатели.

На мой взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому педагоги нашего ДОУ стараются творчески, нетрадиционно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставляют детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям.

Итак, современный воспитатель должен обладать следующим перечнем личностных и профессиональных качеств

- четкое видение современных задач образования;

- ценностное отношение к ребёнку, культуре, творчеству;

- поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития;

- проявлять гуманную педагогическую позицию;

- сохранять физическое и духовное развитие детей;

- уметь осуществлять педагогическую деятельность по внедрению современных технологий воспитания и обучения детей;

- способность к самообразованию и личностному росту.

Вряд ли кто-то захочет оспорить тот факт, что современное детство сильно отличается от нашего, каким оно было 30 лет назад. Кроме того, что деревья были выше, а трава зеленее, мир за это время в принципе очень сильно изменился. Чем сегодняшние дошкольники отличаются от нас в их возрасте и почему нам кажется странным то, что нравится им, рассуждают наши эксперты, психологи Анна Скавитина и Нина Шкилева.

Дети разных поколений очень сильно отличаются друг от друга. Наши бабушки и дедушки удивлялись голосу из радиоприемника, мамы и папы бегали вместо уроков в кинотеатр, мы обводили ручкой в газетной тв-программе, а наши дети сами выбирают, что смотреть и даже сами записывают на видео. Родителям часто кажется, что «раньше было лучше», а и детские программы гораздо хуже, чем те, что были созданы 30 лет назад. Это обусловлено не только вечным конфликтом отцов и детей, но и тем, что наши дети совершенно не похожи нас в их возрасте.

У них другой темп

Современный дошкольник за неделю может получить столько впечатлений и пережить столько событий, сколько его родители в своем детстве получали за несколько месяцев.

Они живут в этом ритме, им гораздо труднее ждать. Они не могут слоняться без дела, смотреть часами в окно на падающий снег и проезжающие машины, и выдерживать паузы в диалогах или долгие заставки.

Да, в их любимых мультиках всё мелькает и прыгает, собственно, как и в их жизни.

Их жизнь более насыщена и наполнена информацией

Быт современных детей организован по-другому. Стоит только выйти на улицу, как город мгновенно обрушивается на нас, атакует все анализаторы. Картинки, тексты, голоса и музыка, люди и транспорт — все это постоянный поток, в котором нужно ориентироваться, и наши дети это могут, для них это привычно. Поэтому сюжеты, интересные им, могут быть более сложными и насыщенными, чем наши любимые мультфильмы.

К ним предъявляются другие требования

Причем как родителями, так и школой. Это 20 лет назад можно было не уметь читать и писать в 7 лет, в школе учили всему. Сегодняшний первоклассник должен знать и уметь очень многое, и в том числе именно поэтому появилось так много развивающих программ и мультфильмов. Да, дошкольники могут все это запомнить и освоить, им интересны динозавры и устройство бытовых приборов, и им это правда пригодится уже очень скоро, почти сейчас.

Они меньше общаются со сверстниками

Это в нашем детстве обычным делом было​ на целый день убежать во двор с ключом на шее. Современным детям не только развлечения, но и друзей выбирают родители. И это, конечно, только полезные события и «правильные» мальчики и девочки.

Поэтому, с одной стороны, становятся интересными истории про конфликты, победы над монстрами и выходы из трудных ситуаций, так как в реальности этот аспект отношений уменьшается, а иметь дело с этой частью жизни для ребенка очень важно. С другой стороны, детям нравятся истории про простые бытовые ситуации, случающиеся, например, в детском саду или на площадке.

Возможно, в реальности это происходит недостаточно часто, чтобы стать понятным и освоенным.

Они живут в мире с изменившимися ценностями и нормами

В можно встретить сюжеты про расставание родителей или про усыновление детей, про толерантность к различиям. И для наших детей это может быть так же важно, как истории про дружбу и справедливость из нашего детства. При этом, они, кстати, также могут быть актуальны.

Важно помнить, что когда мы говорим о том, что современным детям не подходят советские мультики, это не значит, что они не могут им понравиться, и их совсем не нужно смотреть. Идея в том, чтобы не отказываться от новых продуктов для детей, которые могут быть не близки современным взрослым.

В этой статье:

Современные дети отличаются от воспитанников советского времени. Во всем. От потребностей и интеллекта до психологических особенностей. В чем причина? В первую очередь в измененных условиях обитания, к которым приложили руку человек и прогресс. И не менее важная причина – культивация новых форм воспитания, основанных на принятии ребенка и любви. Три главных кита такого воспитания – мотивация, сотрудничество и контроль. Все то, чего современные дети имеют намного больше, чем советские и постсоветские.

Особенности современных деток

Нормальное развитие детей требует полноценных условий развития. Большинство родителей ограждает малышню от проблем, стрессовых ситуаций, огорчений, боли и прочих негативных факторов, которыми наполнена жизнь. В результате этого вырастают ни на что не способные дети, трясущиеся от страха при виде любых проблем, ведь они не только не умеют их решать, но и не знают, как себя вести в подобных ситуациях.

Также у современной детворы нет чувства вины. Они невосприимчивы к тактике ее внушения, к которой часто прибегают в семьях и общественных учреждениях на ранних этапах развития. Современные отпрыски плохо реагируют на нотации, наказания, принуждение и прочие общепринятые методы воспитания и приемы, используемые педагогами и родителями.

Этим детям не страшны даже телесные наказания. Их практически невозможно «поставить на место». Это удается немногим и при помощи ограниченного количества мер.

Наиболее важным для современных чад является уважение. Только на него они реагируют и откликаются. Взрослые должны уважать не только мелких карапузов как разумных личностей, но и их проблемы, которые они считают не менее сложными, чем родительские трудности.

Большинство этих детей ведут себя не очень хорошо. Многих можно даже назвать неблагополучными. При этом каждый из них нуждается в шансе получить от взрослых те советы, которые смогут поощрить лучшее, что есть в каждом отдельном ребенке.

Эти малыши приходят в наш несовершенный мир совершенными. Внутри у них есть стержень и интуитивное ощущение хорошего и правильного. Поэтому они легко и четко определяют плохие слова и поступки, совершаемые другими. Вы спросите: почему они тогда сами говорят и поступают плохо? Да потому, что так делают другие. Раз это позволено одним, почему нельзя другим? Почему нельзя этому конкретному ребенку, который, как и другие современные дети, не любит запретов, даже если они не произносятся вслух? Это бунтари, требующие от нас выполнения правил их же нарушением. Так они указывают нам на наши ошибки. Не зря говорят, что воспитывать следует не детей, а себя, ведь они все равно вырастут похожими на нас.

Кроме уважения, у современных детей остро развита потребность в любви. А еще они ни при каких обстоятельствах не одобрят ложь, манипуляции и насилие. Им нужны объяснения, и отговорки типа «потому что я так сказал» их не устраивают.

Растить полноценную личность нет смысла – она перед нами. Ей только следует помогать совершенствоваться и «обрастать» новыми знаниями и опытом. Для этого всего лишь нужно серьезно относиться к собственному ребенку, его мнению, желаниям и жизненной позиции. Не стоит менять кроху – стоит изменить себя, свое мышление и ожидания относительно поведения любимого чада. Только таким сложным путем можно достичь желаемого. В помощь родителям в воспитании современных отпрысков направлена позиция мира и согласия.

Особенности воспитания

Воспитывать нынешнее поколение нелегко. Это становится понятно в результате общения с представителями современной детворы. Для воспитания ребенка 21 века специалисты рекомендуют использовать следующие принципы.


Современные дети и дисциплина

Многим родителям кажется, что современные дети и дисциплина – это несовместимые понятия. Однако это не так. Даже самого неуправляемого ребенка можно дисциплинировать. Для этого всего лишь необходимо:

Личностные качества

Зная личностные качества детей нового поколения, вам легче будет найти с ними общий язык. Итак, по мнению многих педагогов и родителей, большинство современных детей:

Достаточно специфические личные качества, но при этом легко объясняемые и закономерные для сегодняшнего дня, в котором у родителей имеется большой запас времени для работы и увлечений и почти не остается времени для детей. Но если у одних нет времени для ребенка, то у других нет желания с ним общаться, тем более что часто это более многогранный, совершенный, занимательный и глубокий представитель человечества, чем его родитель.

Проблемы современных детей

Современные родители болеют двумя крайностями. Одни вообще не участвуют в жизни ребенка, доверяя его личностный рост саду, школе, репетиторам и няням, а другие чрезмерно их
контролируют, опекая и ограждая от реальной жизни.

Таким образом, у детей 21 века имеется ряд серьезных проблем. Они:

Каждая из этих проблем имеет решение. Главное – не выявить эту проблему, а видеть ее, хотеть решить и решать. В первую очередь это задача неравнодушных родителей. Все, что им следует сделать, – уделить ребенку внимание, научить его жить здесь и сейчас, общаться с людьми, наслаждаться простыми вещами, любить и быть любимым людьми, а не гаджетами и виртуальными друзьями и подругами.

Что делать родителям?

Как понятно из вышенаписанного, жизнь современного дитяти не так проста и безоблачна, даже если она заполнена ноутбуками, планшетами, приставками, смартфонами и прочими благами современной цивилизации. Вместе с ними они обзаводятся уймой психологических проблем, которые могут помочь решить только родители. Однако хотелось бы отметить, что проблемы лучше не решать, а предотвращать.

Первое и самое главное правило в воспитании современных детей – жесткий контроль «гаджетомании»! Контролировать необходимо не только компьютеры и планшеты, но даже телевизоры. Если правило ввести до того, как ребенок станет зависим от гаджетов, то проблем не возникнет. При введении ограничения уже во время «заболевания» у крохи может начаться своеобразная «ломка», как у любого другого зависимого человека, проявляющаяся припадками ярости, истериками, скандалами, попытками шантажа. Но как только малыш привыкнет к новым правилам, он сразу изменится. Станет более спокойным, у него разовьются навыки игры, он заинтересуется окружающим миром.

Специалисты рекомендуют проводить больше времени с сыном или дочерью – гулять, путешествовать, посещать музеи, театры, зоопарки, ходить в подходы, по грибы и ягоды. Отпрыска следует учить доброте, любви ко всему живому – от растений и животных до себе подобных представителей человечества. Какие бы ценности не навязывало детям общество, главные из них могут привить только родители. Все, что для этого нужно, – любить своего малыша, желать находиться рядом с ним, уделять ему время и внимание, а также быть примером для подражания.

Сегодня много пишут и говорят о новых детях, об их уникальных интеллектуальных и даже телепатических способностях, о том, что они «пришли в этот мир, чтобы его изменить, сделать лучше и добрее». В то же время быстро увеличивается число детей с ослабленным здоровьем, замедленным развитием различных отделов мозга, гиперактивных, с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Что же мы о них знаем? Проведем небольшой эксперимент: посмотрите на первую фотографию и определите возраст ребенка. Как правило, малышу дают от трех до пяти лет. А теперь обратите внимание на второй снимок: вы видите этого же полуторагодовалого ребенка рядом с его шестилетним братом. Почему так трудно определить возраст ребенка по фотографии? Почему порой сложно понять мотивы его поведения? Почему современные дети трех-, четырехлетнего возраста овладевают компьютером быстрее взрослых? Почему у бабушек и дедушек поведение внуков вызывает тревогу и непонимание, так как «те методы и приемы воспитания, которые они применяли для своих детей, сейчас «не работают» (из анкеты бабушки).

Умные, настойчивые, требовательные

Проблема исследования особенностей развития современных детей состоит в том, что традиционные методы и методики диагностики устарели и не отражают «актуального уровня развития» детей.

Сегодня многие задания, которые раньше успешно использовали для тестирования детей дошкольного и более старшего возраста выполняют дети двух-трех лет. Ребенок в два с половиной – три года может увлеченно и быстро собирать паззлы из двенадцати элементов. Наши коллеги из Великобритании отмечают такую же проблему: диагностические задания, которые они использовали для четырех-, пятилетних детей (как показатели типичного развития), сейчас успешно выполняют трехлетние дети. Результаты проведенного нами мониторинга мнения родителей и педагогов о современных детях показали, что у детей повышенные тревожность (98%) и агрессия (78%), возбудимость (93%) и гиперактивность (87%), потребность к восприятию информации (69%), и вместе с этим – повышенные утомляемость (95%) и эмоциональность (93%). Дети настойчивы и требовательны (94%), не желают выполнять бессмысленные действия (88%), они значительно отличаются от своих сверстников прошлого века (86%), а методы воспитания и обучения должны быть другими (94%). Изменилось сознание дошкольников, так как изменилось само общество.

Повышенная чувствительность и эмоциональность

Исследовать особенности современных детей необходимо с разных позиций: социально-экономических, культурно-образовательных, политических, экологических, информационно-технологических, биогенетических.

Проводя психогенетические исследования, Друнвало Мелхиседек (известный американский ученый, изобретатель, целитель. – Ред.) обнаружил, что «у современных детей уровень интеллекта составляет 130 IQ, а не 100 (раньше такой IQ встречался у одного ребенка из десяти тысяч). 80–90% детей, рожденных в США, имеют новую ДНК». В ходе проведения наших исследований были выявлены следующие особенности современных детей: фиксированный взгляд при рождении, держат голову, физически более развиты, повышенный тонус организма (повышенная возбудимость, гиперактивность); рано отказываются от грудного молока; ночью просыпаются, чтобы поесть; не воспринимают лекарственные препараты; повышенная чувствительность и эмоциональность, а также потребность к восприятию информации; объем долговременной памяти больше, а проходимость оперативной выше; повышенные тревожность и агрессия. Они, как уже упоминалось, настойчивы и требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия, не слышат указаний и приказов взрослых. У них вообще собственная философия жизни.

Я предлагаю рассмотреть особенности детей с позиции психолингвистики детского развития , изучающей проблему развития сознания ребенка и его личности в деятельности. Мною разработана модель персонального развития ребенка , с помощью которой можно не только понять особенности его развития, но и выстроить траекторию его продвижения в процессе воспитания и обучения. Эта модель позволяет определить сферы (зоны), линии развития ребенка. Она очень проста и предназначена для практиков.

Рефлекс свободы

В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни - будет зависеть от условий воспитания и обучения.

Первый вопрос, волнующий малыша: «зачем?» – пришел на смену вопросу «почему?». В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни – будет зависеть от условий воспитания и обучения.

Шестимесячный малыш наблюдает за действиями мамы, которая собирает и разбирает пирамидку. Вместо привычного подражательного рефлекса у ребенка доминирует смысловая ориентация, и, дождавшись момента, когда мама соберет пирамидку, малыш берет ее за основание, сбрасывает все кольца и протягивает основание пирамидки маме. В глазах вопрос: зачем ты это делаешь?

Папа наставляет малыша (1 год 8 месяцев): «Сначала нужно умыться, а потом будем завтракать». Выслушав папу, малыш спрашивает: «Зачем?».

Двухлетняя девочка внимательно слушает объяснения мамы, что и как нужно делать, а затем спрашивает: «А шмышл где?»

Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс и он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладает рефлекс свободы – они сами выстраивают стратегию своего поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл поступка или действия, которое должен совершить, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется, выражая протест вплоть до агрессии. У современных детей система отношений доминирует над системой знаний. Смысловая сфера личности управляет развитием других четырех сфер: тела (физическое развитие), души (эмоциональное развитие), разума (ментальное развитие) и духа (развитие воли). Эти сферы личности должны развиваться гармонично с момента рождения.

Сфера тела

У современных детей повышенный тонус организма, а также возбудимость и гиперактивность.

Развитие сферы тела ребенка зависит от питания, сна и двигательной активности. Современные дети рано отказываются от грудного молока, в среднем в возрасте пяти-шести месяцев. Это явление можно объяснить тем, что для полноценного развития ребенку не хватает микроэлементов, которые содержатся в грудном молоке, поэтому уже в трехмесячном возрасте рекомендуется вводить прикорм. Если раньше плачущего ночью младенца можно было успокоить, дав ему теплой воды, то современного ребенка необходимо покормить так же, как в дневное время. У малышей повышенная чувствительность к внешним раздражителям, острые вкусовые ощущения и обоняние помогают им избирательно относиться к пище. Во время прикорма они выбирают любимое блюдо. Для ребенка раннего возраста трудно установить время кормления, так как его организм чутко реагирует на природные изменения. Например, на похолодание у ребенка усиливается аппетит, и он чаще просит есть. При потеплении он отказывается от еды и ест реже обычного. Это нормально, так как малыш старается сам регулировать энергетический баланс в организме с учетом своей двигательной активности. Однако это явление нередко вызывает тревогу у родителей, которые стараются кормить его строго по часам.

Очень важно в раннем возрасте не перекармливать ребенка, так как это может привести к нарушениям в развитии сферы тела. Если ребенок резко наберет в весе, то это может негативно сказаться не только на его физическом развитии, но и привести к задержке речевого и умственного развития. На развитие сферы тела большое влияние оказывает сон. У гиперактивных детей он непродолжительный и беспокойный. Время бодрствования намного превышает время сна, что сказывается на его физическом и эмоциональном состоянии: он капризничает, устраивает истерики, заставляет окружающих выполнять свои прихоти. Иногда наблюдается совершенно противоположная картина: ребенок может долгое время не спать и чувствовать себя при этом комфортно. Родители порой удивляются выносливости ребенка. Такое поведение наблюдается обычно в том случае, когда ребенок чем-то очень увлечен. На развитие сферы тела значительное влияние оказывают перемещения ребенка, в результате которых у него начинает развиваться ощущение пространства.

В связи с повышенной возбудимостью и гиперактивностью сфера тела современного ребенка очень восприимчива к внешним раздражителям. У одних детей это может проявляться в форме повышенной чувствительности к температурным изменениям, другие будут чутко реагировать на запахи, третьих могут раздражать звуки, четвертых – яркие цвета и краски. Причем дети избирательно относятся к этим раздражителям: одни раздражители способны вызвать восторг и восхищение, другие – тревогу, испуг и плач.

Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании условий для снижения гиперактивности, развития сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья.

Сфера разума

У современных детей повышенная потребность к восприятию информации.

В отличие от детей прошлого века у современных детей с момента рождения начинает функционировать смысловое восприятие, основанное на образах, которые при общении со взрослыми интуитивно-телепатическим путем возникают в правом полушарии головного мозга. Повышенная потребность ребенка к восприятию информации заставляет его постоянно искать возможности ее удовлетворения. Если он не получает необходимой «порции» информационной энергии, то начинает проявлять недовольство или агрессию. Иногда родители не могут понять: почему ребенок становится капризным или агрессивным. Повышенная потребность ребенка к восприятию информации объясняет тот факт, что уже с рождения дети любят смотреть телевизор. Особенно их привлекает реклама, которая отличается динамизмом и сжатостью информации.

У современного ребенка объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет ему воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. Эта способность дана современным детям для того, чтобы в век высоких технологий они успевали ориентироваться в информационном потоке. В ходе проведения занятий по речевому развитию детей по авторской методике было установлено, что мыслительные операции у современных детей развиваются комплексно: дети мыслят блоками, модулями, квантами. Например, трехлетний ребенок без особых усилий выполнит сложную комбинацию из картинок, сравнивая и сопоставляя одновременно несколько признаков предметов, но не сможет объяснить, почему он так сделал. Если это комплексное задание разбить на элементы, он может с ним не справиться. Это связано с тем, что современные дети воспринимают мир целостно, интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями.

В последнее время у детей трех-, пятилетнего возраста участились случаи заикания нелогопедического характера, когда ребенок, «переводя» мысль-символ в знаковую систему, старается ее воспроизвести в устной речи. Заикание возникает из-за того, что ребенок торопится высказаться, но не успевает во внутреннем плане перевести мысль-символ в знаки.

Сфера души

У современных детей повышенные тревожность и агрессия.

Сфера души ребенка – это «сосуд», который наполняется желаниями, чувствами и эмоциями. В младенческом возрасте ребенок криком, плачем, а затем и жестами сообщает взрослым о своих желаниях и потребностях. С самого рождения душа ребенка наполнена страхом и тревогой перед окружающим его огромным пространством. В раннем возрасте для ребенка очень важен тактильный контакт, когда мать или отец прижимают его к груди, поглаживая по голове и спине, передавая свое тепло, в том числе и душевное. Ребенок чувствует эмоциональное состояние иначе, чем взрослые: он как бы «видит» цветовую гамму души, словно радугу. Теплые цвета согревают его душу, и он испытывает комфорт, холодные цвета вызывают дискомфортное состояние. Чтобы снять ощущение страха и тревоги, некоторые дети любят спать с мягкой игрушкой, крепко прижимая ее к себе.Чувство тревоги и страха дополняется агрессией, которая проявляется у многих современных детей. Многочисленные наблюдения за детьми раннего возраста свидетельствуют о том, что чаще всего они проявляют агрессию при недостатке общения, когда недополучают человеческого тепла и необходимой «порции» информации. Обладая смысловой сферой, ребенок требует от взрослых всевозможных разъяснений, и если не получает их, агрессия усиливается. Причем сами по себе объяснения взрослых (куда сейчас пойдем, что будем делать и пр.) только частично удовлетворяют потребности ребенка. Для снятия страха и снижения детской агрессии взрослым необходимо организовать эмоционально-личностное общение и совместную деятельность с ребенком, что будет оптимизировать процесс познания окружающего мира.

Воспитание современных детей с повышенной тревожностью и агрессией должно быть ориентировано на создание условий для снятия тревожности и преобразования детской агрессии – разрушающей эмоции – в положительную, т.е. созидательную энергию, насыщенную богатым спектром чувств и эмоций, познавательными потребностями и познавательным интересом.

Сфера духа

Современные дети настойчивы и требовательны.

Сфера духа современного ребенка наполнена врожденным стремлением к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры. Именно этим можно объяснить тот факт, что он очень рано начинает проявлять активность, требует к себе повышенного внимания, стремится поскорее познать окружающий мир. Воспринимая ребенка как маленькое и непонимающее существо, некоторые родители выполняют все его прихоти, пожелания и требования, надеясь на то, что, когда малыш подрастет, то станет другим. Современные дети настойчиво требуют от своих родителей взять их на руки, но многие боятся, что ребенок «привыкнет к рукам». С одной стороны, на руках у взрослого ребенок «видит» окружающий мир его глазами и лучше понимает его. С другой – если взрослые постоянно берут малыша на руки, стараются удовлетворить все его желания и потребности, то при малейшей попытке родителей заставить ребенка подчиниться их требованиям ребенок начнет проявлять настойчивость в форме упрямства и агрессии. Он выражает протест, так как не может понять, почему вдруг родители начали менять ими же установленные «правила игры», т. е. систему отношений. Поэтому уже со дня рождения ребенка необходимо вовлекать его в двустороннюю систему отношений.

Учитывая тот факт, что современные дети не терпят насилия и протестуют, если взрослые заставляют их что-то делать, развитие сферы духа должно протекать последовательно в рамках определенной системы семейных отношений, когда ребенок выступает не младшим по отношению к старшим, а равноправным партнером по общению и совместной деятельности. При этих условиях у ребенка развивается ощущение успешности и уверенность в собственных силах. Задача воспитания современных детей должна заключаться в создании условий для развития волевых качеств ребенка: целеустремленности, настойчивости, ответственности и уверенности в себе.

Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании.

Современный ребенок с позиции феноменологической педагогики

В детское общество ребенок выходит с определенным набором представлений, интересов, потребностей и запросов, с индивидуальной направленностью сознания, с собственным взглядом на мир. Мировоззрение ребенка закладывается еще в дошкольном возрасте. И зачастую, прежде чем привить ребенку нужную систему ценностей, педагог вынужден бороться с тем, что принес ребенок из семьи родителей. Современные родители – это молодые люди, которые выросли в период перестройки, т.е в сложное время, когда как говорил В.Шекспир, «распалась связь времен». Т.е. данный возрастной период испытал на себе все сложности переходного периода, который накладывает неизгладимый отпечаток на сознание человека. В связи с этим, молодые родители, возможно на подсознательном уровне стремятся дать своим детям все, чего не имели в детстве сами.

С детства, через общение с родителями, просмотр мультфильмов – у ребенка формируется тип отношения, взгляд на мир и свое место в нем. Это очень важный процесс, и многие его аспекты четко складываются из недооцениваемых взрослыми моментов: эмоционально-образных впечатлений, отношений, ценностей семьи, моделей поведения папы и мамы, отношения к старшему поколению. Таким образом, ребенок, общаясь с родителями, принимает их систему ценностей, принципы взаимоотношений в семье, понятие о гендерных отношениях, анализирует роль мужчины в семье и обществе, его социальный статус. Формируется мужской тип мировоззрения: взгляд будущего мужчины-хозяина либо нигилиста и приживала. Поэтому, то, каким вырастет ребенок, напрямую зависит от взаимоотношений родителей в семье, и от их отношений к окружающему миру. Очень важно, не упустить этот момент, чтобы ребенок «не потерялся» в социальной действительности и выбрал правильную жизненную стратегию.

Воспитатели детского сада часто замечают, что некоторые дети приходят после выходных недоласканные, липнут к воспитателям, пытаются обратить на себя внимание, увидеть улыбку или услышать ласковое слово. Даже укладывать спать не требуется больших усилий: после выходных дети засыпают мгновенно, т.к. в выходные не доспали, следовательно, режим дома не соблюдался. В таких случаях дети легко теряют приоритеты: воспитатель – плохая, она заставляет спать, дома хорошо – дома можно делать все, что захочу. Таким образом теряется важность дисциплины и правил поведения. Дети становятся расхолаженными, избалованными, не слушаются взрослых.
Еще одним немаловажным фактором в развитии личности ребенка являются телевизор и интернет, который закладывают в структуру его бытового мышления значительную часть информации. Через телевизор и интернет ребенок зачастую получает сложную для восприятия в его возрасте информацию. Телевизор и интернет оказывают огромное влияние на поведение ребенка, его мировоззрение, отношение к миру, родителям, ценностные ориентации, стиль общения и коммуникативные навыки.

Современные дети большую часть своего времени посвящают интернету. Еще десять лет назад, дети мечтали: «А вот было бы здорово, если бы в школе в каждом кабинете был интернет!» Современные же дети на переменах уткнувшись в свои гаджеты поглощают просторы глобальной сети. Еще десять-пятнадцать лет назад во время перемены педагогов беспокоила целостность оконных стекол, т.к. дети все перемены проводили на школьной площадке. Сейчас мы беспокоимся о здоровье глаз наших детей.

Непременной достопримечательностью даже самых престижных учебных заведений были когда-то школьные крылечки, на которых в перемену собирались старшеклассники. Дети прошлого века оставляли друг другу сообщения в виде изрисованных школьных парт. И порой даже из года в год сохранялись эти записи, от класса к классу. Сейчас этого нет. Современные дети стали спокойными и дисциплинированными? Возможно. Но от нас уходит «живое» общение. Дети перестают собираться на вечерние посиделки во дворе, а общаются посредством смс или интернета. Дети постепенно отучаются говорить, выражать свои мысли, формулировать предложения, потому что все их общение происходит путем немого диалога в переписке.

Эпоха массового образования постепенно начала перерастать в эпоху массовой информатизации. Мы еще до конца не понимаем, что нас ждет впереди и каких людей оно породит… Похоже. Что подрастает «думающее, чувствующее» поколение. Очень хочется не прозевать их и успеть вместе с ними на поезде настоящего въехать в будущее.