Основы саморазвития. Саморазвитие. Виды саморазвития Теоретические основы самопознания и саморазвития

Основы саморазвития. Саморазвитие. Виды саморазвития Теоретические основы самопознания и саморазвития

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования республики беларусь

уо «белорусский государственный экономический университет»

по дисциплине: Основы психологии и педагогики

на тему: Пути и способы саморазвития

К.М. Трушко

ФП, 1-й курс, ДПХ-1

Проверила

Т.Ф. Лазарева

ВВЕДЕНИЕ

Под саморазвитием понимают активно-творческое отношение к себе, "достраивание" самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, устранение несовершенств своей личности.

Саморазвитие - это процесс повышения уровня своей компетентности и конкурентоспособности, развития значимых качеств личности в соответствии с требованиями социума и личной программой саморазвития; это сознательная и планомерная работа над собой с целью формирования определенных свойств и качеств.

Саморазвитие человека лежит в своеобразном самовоспитании или является целенаправленным действием личности по отношению к себе для дальнейшего развития. Зачастую люди стремятся развивать в себе позитивные качества соответственно собственным представлениям об идеале. саморазвитие самосовершенствование личность профессиональный

Можно выделить 6 основных этапов саморазвития. На первом этапе определяется цель саморазвития. Затем создается идеальный образ или идеальный результат действий по совершенствованию себя. Следующий этап заключается в определении временных границ реализации и выделении вторичных целей. А последующие этапы базируются на самопознании и самосознании, самоконтроле и саморегуляции.

Основные факторы, побуждающие личность заняться самовоспитанием: желание признания себя как личности; примеры окружающих; оценка окружающих; правильно организованный процесс воспитания.

Рассмотрим наиболее обобщенные аспекты саморазвития личности.

1. САМОРАЗВИТИЕ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Развитие и самосовершенствование - это путь к успеху, достижению мечты, и к жизни, насыщенной интересными событиями. Это серьезная и кропотливая работа над собственной личностью, в процессе которой индивид ставит перед собой определенные цели, при этом приобретая новые знания и умения для воплощения мечты. Если вы считаете себя неуверенной личностью, регулярно сталкиваетесь с непреодолимыми преградами на жизненном пути, не получаете удовольствие и счастье от жизни, тогда вам следует заняться саморазвитием и самосовершенствованием.

Мотивацией к самосовершенствованию является гармония в душе, которая приводит к тому, что человек меньше болеет и становится более успешным.

С чего начать самосовершенствование? Самосовершенствование личности протекает на протяжении всей жизни. Оно характеризуется осознанностью и постоянностью, что формирует новые личностные свойства и качества. Немаловажно не забывать про нравственное и духовное самосовершенствование. Многие люди сегодня думают, что нет необходимости на это расходовать время. Издавна предки считали, что духовное и нравственное самосовершенствование - это внутреннее согласие и союз духа, личности и ума. Люди, идущие по пути развития не склонны к агрессии, они спокойные и уравновешенные.

Физическое самосовершенствование также является очень важным. Ведь недаром считается, что в здоровом теле будет здоровым дух. Так сложилось в процессе эволюции, что люди склонны вначале оценивать внешний вид, а только потом ум. Тело - это так называемое вместилище, храм для души. Именно поэтому важно ухаживать и следить за ним, не допуская его разрушения.

Личные взаимоотношения считаются самой плодородной почвой, с которой начинаются любые продвижения, успешность, все достижения в жизни. Поэтому взаимодействие с людьми следует всегда ставить на первое место.

Если вы всерьез решили заняться саморазвитием, то начните с чтения книги по самосовершенствованию. Окружающая обстановка также очень сильно воздействует на ход мыслей и сознание. Именно поэтому, если дом загрязнён и захламлён, то мысли будут такими же. Генеральные уборки раз в году не приведут к порядку. Введите для себя правило производить уборку регулярно. Вследствие чего и в мыслях будет всегда полный порядок и ясность. Так что самосовершенствование следует начинать с наведения вокруг себя порядка. Однако самым главным является, все-таки, порядок в собственной голове. Это означает определиться с целями, мечтами и сформулировать конечный итог, к которому следует двигаться каждый день. Попробуйте себе поставить 4-6 амбициозных целей, а затем определите шаги, которые необходимы для их достижения.

Пути самосовершенствования личности заключаются, прежде всего, в работе над своей личностью. Старайтесь больше читать, общаться с разными людьми, заниматься самопознанием, учиться любить и дорожить другими. Наряду с самосовершенствованием и саморазвитием стоит самовоспитание - вырабатывание личностью качеств, которые желает она сама. Это осознанные целеустремленные действия, на получение результата. Ведь каждый индивид мечтает выглядеть идеальным в своих собственных глазах и в глазах окружающих. В этом заключается проблема самосовершенствования. Ведь всему окружающему социуму не угодишь, так как каждый человек имеет свой идеал.

2. ПУТИ САМОРАЗВИТИЯ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Начинать самосовершенствование следует со сна. Спать нужно меньше, ведь для полноценного отдыха человеку нужно всего около 8 часов ежедневного сна. Поэтому приучите себя вставать на 1 час раньше привычного времени. Так у вас появится больше свободного времени для реализации задумок и планов.

Старайтесь в первую очередь выполнять более важные дела. Каждый день вечером проводите анализ рациональности расходуемого времени и энергии. Сделайте своим лозунгом фразу - если ты управляешь временем, следовательно, ты управляешь жизнью. По телефону нужно общаться с энтузиазмом и уверенно. Обязательно проявляйте уважение к собеседнику.

Следует всегда помнить о цели, а не о конечном итоге. Делайте работу не ради признания, а ради удовольствия.

Подводя итоги вышесказанному, следует сделать вывод, что основными составляющими процессов самосовершенствования и саморазвития являются: желание, систематичность и дисциплина, цель и достижение, разум, вдохновение, отзывчивость, физическое состояние организма. Именно развитие личности и ее самосовершенствование являются основными задачами для реализации себя в жизни и мире.

3. СПОСОБЫ САМОРАЗВИТИЯ

Постоянное самосовершенствование - это стопроцентный результат жизненного процветания и успеха.

Способов самосовершенствования существую множество. Одним из самых популярных и нужных считается изучение иностранных языков. Это не только полезно, но и довольно интересно. Знание языков открывает широкие перспективы для путешествий в далекие страны, чтения книг в оригинале, карьерного роста и др. Язык можно изучать самостоятельно или при помощи различных обучающих тренингов, курсов, или с помощью преподавателя. Для закрепления иностранного языка следует много читать. Это не только повысит уровень владения иностранной речью, но и пополнит кругозор, разовьет фантазию, поспособствует более грамотному изложению мыслей. Читать нужно не только иностранную литературу, но и отечественные книги по самосовершенствованию.

Если есть возможность, то не пренебрегайте поездками в разные страны и города. Данный вид самосовершенствования является, наверное, одним из самых приятных. Путешествия помогут вам не только отдохнуть от обыденности и работы, но и узнать много нового о культуре, религии, народностях стран. А это способствует всестороннему развитию. Поэтому старайтесь радовать себя поездкой хотя бы раз в году.

Занимайтесь своим воспитанием. Создавайте для себя список важных дел и составляйте график их выполнения. Старайтесь вставать ежедневно в одно и то же время. На выходных не следует позволять себе спать более восьми часов. Ведь для извлечения максимума, очень важна организованность и собранность. Если вы склонны к лени, то нужно постепенно избавляться от этого вредного недуга. Запретите себе часами лежать на диване, бесконечно играть в компьютерные игры или смотреть развлекательные передачи по телевизору. Все хорошо в меру. Лучше потратьте время на просмотр теленовостей или на их чтение в интернете. Составьте свой личный график таким образом, чтобы у вас оставалось свободное время только вечером и всего пару часов перед сном. Спорт - это дорога к самосовершенствованию. Физические упражнения делают индивида счастливее. Однако они не обязательно должны быть активного характера, например, бег. Вполне достаточно будет заниматься регулярно йогой или пилатесом. Если вы решили заняться самосовершенствованием, но не знаете с чего начать, то пойдите на какие-нибудь курсы, например, по кулинарии или психологии. Помните, что новый день нам дается не просто так. Природой заложена в человека необходимость личностного роста и самосовершенствования. Узнавая каждый день что-нибудь новое, или овладевая новыми умениями, вы будете всегда ощущать себя счастливым, а унынию и скуки места в жизни не останется.

4. ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ

Программа саморазвития базируется на нескольких основных принципах. Первым принципом является образование. Оттачивайте свои навыки в том, что у вас получается хорошо. Однако также не забывайте о том, что у вас получается плохо. Такие навыки очень важно улучшать. Постарайтесь найти что-нибудь интересное в той области, где вы не очень сильны, тогда у вас появится больше мотиваций к получению знаний в данной области.

Следующим принципом является никогда не прекращать учиться. Можно быть уверенным, что в совершенстве владеете каким-нибудь, однако это далеко не так. Ведь мир не стоит на одном месте, он беспрерывно развивается также как и человечество. Всегда может найтись человек, который будет делать это лучше, чем вы. Поэтому любознательность и энтузиазм должны быть неизменными вашими спутниками на протяжении всего жизненного пути. Отдавайте предпочтение чтению книг, которые будут вас вдохновлять, мотивировать на «подвиги» и свершения. Сделайте все возможное, чтобы за вас говорили ваши поступки, а не слова. Так часто происходит, что у большинства людей слова расходятся с делом. Ведь сказать намного проще, чем сделать. Поэтому осознанно контролируйте себя и останавливайте, когда замечаете, что неосознанные поступки противоречат вашим собственным словам.

Проявляйте заботу о себе, которая заключается в физической активности, правильном рационе, крепком и полноценном сне, а также в сбалансированности умственного, физического и духовного развития. Все перечисленное будет способствовать налаживанию абсолютно всех аспектов жизни. Однако не стоит забывать и об отдыхе. Ведь даже супергероям иногда нужен отдых.

Поставьте себе цель, которая будет сильно вдохновлять вас и казаться чуточку невыполнимой. Старайтесь каждый день приближаться к ее реализации. Внесите в свою жизнь каплю разнообразия - определите цель, которая будет выходить за границы ваших привычных интересов.

Необходимо контролировать свои эмоции для изучения своего сознания. Каждый раз, когда ощущаете какую-либо эмоцию, нужно отдавать себе отчет, что она является следствием ваших мыслей. Поэтому необходимо выяснить, что стало причиной возникших эмоций. Такой самоанализ способствует осознанию качеств личности и свойств характера, о которых ранее вы могли и не подозревать. Когда вы информированы о собственных непроизвольных эмоциональных проявлениях, вы можете трансформировать свое восприятие обстоятельств и улучшить реакции на них, всего лишь поменяв мысли о них.

Старайтесь избегать негативно настроенного окружения. Помните, что вы можете неосознанно перенимать качества индивидов, с которыми часто проводите много времени. Поэтому отдавайте предпочтение общению с людьми, которые будут вдохновлять вас, вызывать улыбку и бросать вызовы.

Ключом к самосознанию является осмысление личностного бытия и ясности мышления посредством ведения записей в дневнике. Он нужен для записей различных идей, интересных мыслей, а не только ради сухой констатации событий, которые происходят ежедневно с вами.

Помните, что самосовершенствование должно происходить в различных направлениях. Так, например, физическое самосовершенствование неразрывно связано с личностным ростом и самосовершенствованием. Физическое самосовершенствование -- это работа над собственным телом, его силой, красотой, закаленностью, стойкостью и здоровьем.

Самые успешные бизнесмены - это не только выпускники престижных экономических или юридических факультетов, но и спортсмены, выпускники кафедр физического воспитания. Грамотная работа над собственным телом является трудом над совершенствованием своей личности.

К сожалению, многие люди в ежедневной погоне за материальным благополучием забывают о том, что духовное самосовершенствование играет очень важную роль для личностного роста и развития. Духовное самосовершенствование направлено на осознание правильного выбора направления жизненных принципов и целей.

Нравственное самосовершенствование заключается в адаптации к жизни, в гибкости при сохранении собственного внутреннего стержня. Первые понятия о нравственности закладываются еще в раннем детстве родителями, а затем педагогами. Однако этих знаний во взрослой жизни является недостаточно. Ведь жизнь часто подкидывает множество неожиданных сюрпризов. С целью нравственного самосовершенствования следует пытаться оценивать себя беспристрастно в разных жизненных ситуациях, читать серьезную литературу, заниматься самопознанием, посещать тренинги.

5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ

Темпы современного прогрессивного развития несут за собой напряженность, трансформации и модернизации абсолютно во всех областях жизнедеятельности человека. Вследствие таких перемен особую актуальность и остроту приобретает проблема самосовершенствования во всех областях. Это связано с тем, что знания, которые были получены ранее, довольно быстро изживают себя. Ведь время всегда диктует свое. Еще в прошлом столетии профессиональные умения абсолютного большинства специалистов не менялись, так как темп жизни был более размеренным, поэтому и темпы трансформаций также отвечали ему. Индивиды практически не стремились к профессиональному росту и самосовершенствованию, так как жизнь этого не требовала.

Сегодня с использованием новейших научных достижений и технологий время требует подготовки высококвалифицированных и профессиональных специалистов, свободно владеющих знаниями, навыками, умениями, необходимыми для работы в выбранной сфере. Они должны быть конкурентоспособными специалистами, а не просто компетентными работниками. Настоящее время требует от каждого работающего индивида мобильности, творческой тяги и способности к использованию на практике ежедневно растущего потока информации. Этого невозможно добиться без самостоятельного настойчивого систематического профессионального самосовершенствования. Нынешние специалисты стремятся взять от жизни максимум за минимальные сроки. Поэтому такие сроки следует использовать более грамотно и с умом.

Скорость продвижения по карьерной лестнице напрямую зависит сегодня от того, насколько специалист способен обучаться и совершенствовать собственное профессиональное мастерство, а не столько от его усилий.

Поэтому в последние годы получили широкую востребованность различные корпоративные тренинги, которые направлены и на личностный рост, и на профессиональное совершенствование. Сегодня довольно часто люди старшего поколения, которым еще работать и работать, становятся практически непригодными для профессиональной реализации в социуме вследствие затрудненности адаптации к постоянно меняющимся условиям, освоения новых умения и взаимодействия с современным миром.

Тренинги профессионального самосовершенствования направлены на то, чтобы помочь желающим справиться именно с этой задачей. Заинтересованные в процветании компании работодатели включают в планы обязательное обучение сотрудников при помощи тренингов, повышение их квалификации. Они понимают, что это является важнейшим условием грамотного планирования людских ресурсов. Профессиональное самосовершенствование - это одно из направлений становления и развития личности в процессе ее жизненного пути.

6. СТРЕМЛЕНИЕ К САМОРАЗВИТИЮ

Цель самосовершенствования заключается, прежде всего, в познании себя и развитии определенных личностных качеств и свойств, реализации своего предназначения, стремлении возвыситься над самим собой.

В качестве одного из вероятных мотивов самосовершенствования можно выделить стремление индивида к личностному изменению, улучшению себя, которое носит название стремление к самосовершенствованию.

Социально определенная мотивационная готовность к свершениям, осознанная личностью, является стремлением. Т.е. стремление заключается не только в желании и потребности, побуждении к деятельности. Стремление можно отобразить в качестве некоторой формы проявления активности, объединяющей в себе два последовательных действия «хочу» и « могу», которые поддерживая друг друга, при этом плавно преобразуются друг в друга.

Личностное стремление подразумевает под собой направленность индивида на генерирование таких свершений, процесс реализации которых ощущается как наслаждение. Т.е. в этом случае, сама вероятность действия трансформируется в побудительную реакцию («могу» преобразуется в «хочу»). Удовлетворение желания действовать, несомненно, рождает рост потенциальных возможностей для свершения действий.

Стремление к самореализации является ведущей движущей силой сформированной личности, которая побуждает и придает направленности ее деятельности.

Ценностный и смысловой компоненты психологической культуры индивида обязательно содержит в себе такую составляющую, как стремление к самосовершенствованию.

Итак, ценностно-смысловой компонент личности может в качестве составных частей содержать в себе следующие виды стремлений: стремление к самосовершенствованию, понять себя, регулировать собственные поведенческие реакции и отношения соответственно гуманистическим общечеловеческим ценностям, к построению жизненной будущности и жизнетворчеству.

Отсюда следует, что стремление к самосовершенствованию - составная часть психологической культуры личности, которая представляет собой осознанную мотивацию и определяет поиск, выбор и направленность совершенствования субъектом собственных способностей и потенциала для наиболее эффективного существования в конкретных условиях среды. Стремление к самосовершенствованию в качестве осознанного мотива, которое характеризуется готовностью стать еще лучше, успешнее, не является неизменным состоянием, предоставленным индивиду от рождения. Стремление проходит определенную дорогу становления, видоизменения. Любой возрастной период характеризуется индивидуальными предпосылками развития и формами стремления.

Стремление к совершенству является основой любого развития и технологического прогресса, как в духовной сфере, так и в материальной области.

7. ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ И УСЛОВИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ

Одной из весомых составных частей саморазвития является творчество.

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно связано со способностью человека нестандартно мыслить. Этим даром наделен каждый в большей или меньшей степени, поскольку творчество - это реализация неповторимости и уникальности человеческой личности. Любую деятельность можно назвать более или менее творческой.

В жизнедеятельности человека творчество выполняет следующие функции:

выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых человеку не известен;

реализует право личности на свободу;

является средством самоактуализации, самореализации и самосовершенствования личности.

Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек на какое-то время может стать творцом.

Творческий человек с трудом "вписывается" в жизнь социальной группы, хотя он открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Общепринятые ценности он принимает только в том случае, если они совпадают с его собственными. Этот человек любознателен и постоянно стремится оперировать знаниями из разных областей. Восприятие мира у таких людей постоянно обновляется. Творческим людям свойственны также способность к удивлению и восхищению, мечтательность.

Все дети - творческие личности, однако обучение в школе построено таким образом, что ребенок, как правило, превращается в разумного, консервативного и расчетливого взрослого конформиста со средними творческими способностями.

Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной творческой деятельности, называется одаренностью.

Внутренне - психологические и физиологические критерии одаренности характеризуются развитостью, своеобразием протекания и проявления всех психических и нервно - физиологических процессов.

Глубина, ясность, неординарность теоретического или образного мышления; свобода речевого самовыражения; богатство творческого воображения; прочность и оперативность логической, зрительной, слуховой, эмоциональной, сенсорно - двигательной памяти; быстрота реакций, гибкость нервной и физической организации тела; интеллектуальная раскрепощенность.

Творческая деятельность делает нашу жизнь более привлекательной; на творчестве держится искусство; без него невозможен прогресс науки.

Исследователями установлено, что развитие творческого потенциала зависит от особенности воспитания и обучения, нежели от возраста, поэтому условия развития творческих возможностей чрезвычайно важно.

Воспитание творческих возможностей в ВУЗе должно базироваться на учете индивидуальных особенностей и применение индивидуальных методов работы. Это позволяет студентам комфортно выражать свои мысли и чувства.

Ученые также обнаружили, что творческие личности рассматривают свою работу, как любимое занятие. Они работают часами, движимые любопытством и деланием достичь поставленной цели. Люди, которые занимаются творчеством, как правило, усердные труженики.

М. Горький писал: "Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышает до творчества". Таким образом, суть творчества - это труд, рожденный внутренним мотивом.

Мотивация - это процесс актуализации потребностей индивида, что приводит к напряжению в психике и к возникновению мотивов - внутренних побудителей к активной деятельности или поведению.

Если мотивация исходит от самого индивидуума, то она называется внутренней. Мотивация, которая обычно предлагается в школе и на работе, называется внешней мотивацией; она исходит от других в виде обещаний или денег.

Одним из внешних источников творческой мотивации является социальная фасилитация, то есть повышение скорости или продуктивности творческой деятельности вследствие воображаемого или реального присутствия других людей, выступающих в качестве соперников или наблюдателей. При этом среди творческих работников нередко встречается "белая" и "черная" зависть.

При "белой" зависти чужой успех оказывается для индивида стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. "Черная" зависть подталкивает индивида к совершению враждебных действий по отношению к объекту зависти и оказывает деструктивное влияние на личность самого завидующего.

Для того чтобы стимулировать человека к творчеству, необходимо повысить его внутреннюю мотивацию. В большинстве учебных заведений и практически на всех производствах присутствует только внешняя мотивация - школьникам учителя ставят отметки, работникам выплачивается зарплата.

И все же в школе и на работе следует так организовать деятельность, чтобы она способствовала проявлению творчества. Нельзя считать человека способным ученым, великим писателем, не обладая знаниями и техническими навыками, необходимыми в данной области.

Внутренние источники творческой мотивации - это интеллектуальные и эстетические чувства, которые возникают в процессе творческой деятельности.

Любознательность, удивление, чувство нового, уверенность в правильном направлении поиска и сомнения при неудачах, чувство иронии и юмора - вот примеры интеллектуально-творческих чувств.

Л.Н. Толстой говорил, что писал только тогда, когда не был в состоянии противодействовать внутреннему влечению к сочинительству.

А.М. Горький отмечал: "На вопрос: почему я стал писать? - отвечаю: по силе давления на меня томительно бедной жизни и потому, что не писать я не мог".

Значит, единство творческой мотивации проявляется в самом факте существования и развития потребности человека в самоактуализации, самореализации и самосовершенствовании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Саморазвитие - непрерывный процесс, в котором под влиянием определенных мотивов ставятся и достигаются конкретные цели посредством изменения собственной деятельности, поведения или посредством изменения себя, используя формы самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации.

Процесс саморазвития сопряжен и с определенными трудностями, которые осознанно или неосознанно воспринимаются личностью как барьеры саморазвития. Таких барьеров много, одни из них человек может преодолеть самостоятельно, если у него есть на это достаточно мотивации и воли, другие - лишь с помощью значимых людей, которые возьмут на себя ответственную роль, миссию по тактичному руководству саморазвитием человека.

С точки зрения современной психологии, в основе процесса саморазвития лежит внутренний механизм преодоления противоречия между наличным уровнем личностного роста и некоторым воображаемым его состоянием. Цель самосовершенствования недостижима никогда, она убегает постоянно, как линия горизонта.

Поэтому предела саморазвития личности не существует.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Основы психологии и педагогики: учебное пособие / И.И. Заяц, Н.А. Корминова, Ю.П. Козловская - Минск: БГЭУ, 2006. - 153 с.

2 Современный словарь по педагогике / Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. - 928 с.

3 Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова - Ростов на Дону: Феникс, 2000. - 416 c.

4 Основы психологии и педагогики: ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие / Г. Ф. Вечорко - Минск: ТетраСистемс, 2007. - 160 с.

5 Профессионально-творческое саморазвитие личности: сущность и технология / И.А. Шаршов - Москва: издательство Тамб. гос. ун-та, 2003.- 145 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теории саморазвития личности. Сущность понятия "Я - концепция". Понятие, история возникновения неформальных молодежных объединений, их существенное влияние на поведение подростков. Особенности саморазвития личности в условиях молодежных объединений.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2011

    Понятие самоопределения как важного этапа саморазвития человека. Характеристика стратегии развития человека на основании исследований ученых и мудрецов Востока и Запада, стремящихся к развитию личности в рамках схемы, названной "спектром сознания".

    контрольная работа , добавлен 06.05.2011

    Способы саморазвития и самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности, ее характеристики. Важнейшее условие достижения высокого уровня профессионализма - личностный рост специалиста. Функции творчества в жизнедеятельности человека.

    контрольная работа , добавлен 09.04.2009

    Исторические и теоретические аспекты социально-культурной анимации. Роль социально-культурной анимации в формировании личности. Технологии анимационной деятельности и саморазвития личности. Содержание, формы и методы социально-культурной анимации.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2012

    Выявление педагогических условий профессионального роста педагога. Исследование концепций профессионального становления его личности. Внешние и внутренние источники активности профессионального саморазвития. Развитие творческой индивидуальности.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2009

    Особенности воображения на ранних стадиях онтогенеза. Ранние поведенческие проявления, единство материальной и словесной форм, механизмы саморазвития воображения. Сензитивный период развития. Методология творческого художественного конструирования.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2012

    Соотношение понятий "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность". Разделение мотивации на внешнюю и внутреннюю. Личность, как активная жизненная позиция. Процесс саморазвития как сущностная форма бытия. Личность, как социализированный индивид.

    контрольная работа , добавлен 24.04.2009

    Сущность и виды мотивации. Профессиональное становление личности. Динамика развития и пути эффективного влияния на мотивацию профессионального самосовершенствования студента. Профессиональное самопознание как мотиватор профессионального роста студентов.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2010

    Понятие стресса, его виды. Творческий потенциал личности, его составляющие и способы развития. Причины стресса в подростковом возрасте. Исследование и сравнение наличия стрессового состояния подростка с уровнем развития его творческого потенциала.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2016

    Тренинг как совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков саморазвития. Методы развития способностей к обучению и овладению сложными видами деятельности. Групповая динамика и этапы работы группы.

УДК 378 К03АЧ0К А. И.

кандидат педагогических наук, доцент, Академия ФСО России

E-mail: [email protected] ЛЕСНИЧИЙ A.B.

соискатель, кафедра непрерывного образования и новых образовательных технологий, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]

UDC378 KOZACHOKA.I.

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Federal

Guard Service Academy E-mail: [email protected] LESNICHIYA. V.

Applicant, Department of Continuing Education and Modern Educational Technologies, Orel State University

named after I.S. Turgenev E-mail: [email protected]

THE ESSENCE, CONTENTS AND MAIN COMPONENTS OF THE PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT PHENOMENON OF THE MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION TEACHER PERSONALITY

Статья посвящена рассмотрению сущностных характеристик феномена профессионального саморазвития личности преподавателя военного вуза. Раскрыты основные компоненты обозначенного феномена и его место в процессе развития личности.

Ключевые слова: преподаватели, военный вуз, саморазвитие, профессиональное саморазвитие, компоненты саморазвития.

The article is devoted to the consideration of the essential characteristics of the professional self-development phenomenon of the military higher education institution teacher personality. The main components of the designated phenomenon and its place in the personality development process are revealed.

Keywords: teacher, military higher education institution, self-development, professional self-development, self-development components.

Изменения, проходящие в системе высшего образования России, требуют модернизации системы управления вузов и проведения мероприятий по оптимизации их кадрового состава . Кроме того, принятая стратегия развития высшего образования требует активизации деятельности профессорско-преподавательского состава по основным видам деятельности вузов - образовательной и научной деятельности. Совершенствование педагогического мастерства, повышение уровня профессиональной компетентности возможно только в процессе саморазвития личности преподавателя. В связи с этим рассмотрение философских и психолого-педагогических аспектов феномена профессионального саморазвития личности преподавателя военного вуза приобретает особую актуальность.

Философская антропология определяет "человека" как основную мировоззренческую категорию. Исходя из этого формируется система представлений о природе, личности и обществе. Личность представляется свободной и развивающейся. Современные гуманистические подходы также основываются на принципе высшей ценности человека как субъекта, но они не учитывают тот факт, что человеческое развитие и саморазвитие имеют социальный фактор.

Позднее ученые стали рассматривать чело-

века как социальное существо (А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский). Исследователи считают, что причины поведения человека находятся в среде, в которой он воспитывался и формировался. Среда и события оказывают влияние на человека. Вместе с тем, события также несут отпечатки личностей. В немецкой классической философии (Г. Гегель, И. Кант, И. Фихте и др.) взаимодействуют полярные точки зрения - естественнонаучного и гуманитарного сциентизма. Ценна для рассмотрения вопроса саморазвития личности мысль И. Канта, о том что, ""каждая личность - самоцель"

Диалектика рассматривает принципы самопознания и саморазвития личности как "аналога мирового духа" (Г. Гегель). Продолжение и развитие этих идей произошло в диалектическом материализме. Принцип саморазвития (Г. Гегель, К. Маркс) утверждает, что источником и движущими силами саморазвития личности являются сама диалектика развития и различные противоречия.

В процессе саморазвития человеку приходится преодолевать противоречия в самопознании, самоорганизации и самореализации. Предыдущие достижения личности становятся чертой для движения к новым достижениям и определяют перспективы. Диалектический материализм рассматривает объективный мир как еди-

© Козачок А.И., Лесничий A.B. © KozachokA.I., Lesnichiy A.V.

ное целое. Все явления взаимосвязаны и взаимообусловлены. Природа, общество и человек находятся в непрерывном закономерном движении и изменении. Процесс саморазвития человека также непрерывен, а внутренние противоречия являются источником и движущей силой развития и самора звития.

Представители русской религиозной философии рассматривали духовность как определяющее свойство человека. Они считали, что нравственное содержание человека зачастую сильнее влияния внешних факторов.

Постепенно философы пришли к мнению, что мир многогранен и его можно рассматривать и оценивать, используя две противоположные и одновременно взаимодополняющие сциентические и антропологические установки (социобиология, неофрейдизм, неомарксизм, неотомизм, экзистенциализм и др.).

Продолжительное время "саморазвитие" рассматривалось как тождественное "самодвижению". Гегель представлял весь мир в виде процесса, находящегося в непрерывном движении, преобразовании и развитии. Источник движения он видел в самом рассматриваемом предмете . Следовательно, рассматриваемый нами феномен - мотивационный внутренний процесс, имеющий целью достижение определенного результата. Движению противопоставляется самопроизвольное изменение самодвижения. Внешние силы при самодвижении играют определяющую или модифицирующую роль .

Самодвижение - спонтанное, самопроизвольное изменение некоторой системы под влиянием внутренних факторов и противоречий, с учетом опосредованного воздействия внешних условий и особенностей изменяющейся среды . Саморазвитие является высшим уровнем самодвижения, на котором происходят не хаотические, а направленные, осознанные изменения, приводящие к качественной трансформации элементов системы и их функций, а также появлением и усложнением новых динамических связей и взаимоотношений со средой .

Анализ философской литературы показал, что саморазвитие личности - собственный внутренний необходимый процесс изменения индивидуальных качеств личности, возникающий самопроизвольно на основе внутренних противоречий и в результате внешних воздействий. Степень воздействия внешних факторов на личность обратно пропорциональна - чем менее организована ее структура, тем значительней воздействие. Следовательно, усиление независимости от внешних факторов является условием повышения уровня организации личности. Увеличение значения внутренних источников развития повышает уровень саморазвития, вследствие чего изменяющаяся структура личности увеличивает возможность устойчивости и адекватной реакции на внешние воздействия среды.

В работах Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна определено, что внешние условия определяют вероятность реализации внутренних возможностей.

A.B. Суворов считает, что «сущность всякого саморазвития заключается в качественном изменении видения мира, самого себя, своей роли в этом мире, перестройке не только в отношении с миром в целом, в общении с другими и самим собой, но и поступках, в деяниях, которые субъект начинает активно практиковать» . Наличие самостоятельности в действиях человека, даже в условиях его принуждения, определяет успех развивающих воздействий .

П.Г. Щедровицкий писал, что одним из важных открытий, сделанных философской антропологий, является мысль о том, что человек способен стоить самого себя . Процесс и результат саморазвития человека определены воздействием ряда факторов - наследственности, социальной среды проживания и воспитания.

Многие исследователи считают, что потребности являются одной из основных сил развития человека, которая ведет к преобразованиям. Потребность рассматривается в широком смысле как необходимость в чем-то, а также в узком - как отражение зависимости человека от условий, в которых он существует. В частности, так рассматривает потребности гуманистическая теория личности (Б.Г. Ананьев. А. Маслоу,

B.C. Мерлин и др.). «Пирамида потребностей», предложенная А. Маслоу, показывает изменения потребностей с возрастом человека - от физиологических до самоутверждения личности путем развития. Он считает, что источником мотивов развития является потребность человека реализовывать свои способности. Чем менее они реализовываются. тем сильнее возрастает желание их применять. Чем выше уровень мотивации, тем сильнее способности совершенствуются и развиваются. Ученый сделал важный вывод о том, что мотивы самоактуализации личности находятся на вершине пирамиды мотивов .

К. Роджерс отмечает, что человек имеет неограниченный потенциал для самосовершенствования, а не для развития способностей и задатков, которых, возможно, у него нет. Ученый предположил, что все поведение человека вдохновляется и регулируется важнейшим мотивом в жизни - тенденцией к актуализации .

Проведенный анализ позволяет сформулировать некоторые существенные характеристики саморазвития". это процесс самоизменения, проходящий внутри системы. под влиянием ее собственных противоречий; способ реагирования человека на воздействие окружающей его социокультурной среды; сознательное усовершенствование человеком самого себя; только внутренние ресурсы саморазвивающейся системы не могут быть источником длительного существования.

С точки зрения философии под профессиональным саморазвитием личности преподавателя военного вуза будем понимать собственный внутренний процесс изменения профессиональных качеств личности преподавателя военного вуза, возникающий самопроизвольно на основе внутренних противоречий и в результате воздействия внешних факторов.

Психологи изучают личность как субъект деятель-

ности и опыта. Б.Г. Ананьев считает, что личность человека необходимо рассматривать одновременно с четырех сторон: человек как биологический вид, человек как индивид, человек как личность, человек как часть общества . К.А. Абдульханова-Славская описывает личность как субъект деятельности и жизненного пути. Д.Н. Узнадзе трактует личность как целостное и духовное образование, мотивы и поступки которой могут носить и неосознанный характер .

При проведении исследования мы опираемся на предложенную К.К. Платоновым концепцию структуры личности, в которой она рассматривается как динамическая функциональная структура, элементами которой являются: направленность, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства. В структуре саморазвития личности выделяются следующие компоненты: ценностно-мотивационный, содержательно-деятельностный, эмоционально-волевой, оценочно-рефлексивный и коммуникативно-творческий .

С точки зрения синергетических представлений профессиональное саморазвитие личности преподавателя - открытая целостная саморазвивающаяся динамичная нелинейная система. Развитие данной системы обеспечивается ее внутренними потребностями и ресурсами, а также внешней средой вуза (С.П. Курдюмов. И.Р. Пригожин, И.А. Шаршов и др.).

Саморазвитие - процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием, выбор целей, путей и средств самосовершенствования в соответствии с жизненными установками (Е. А. Власова).

Анализ публикаций показал, что в настоящее время у ученых отсутствует единое мнение о содержании основных компонентов профессионального саморазвития. Так. Л.Н. Куликова отмечает, что личностное саморазвитие необходимо рассматривать "как сознательное управление своим развитием". Процесс саморазвития рассматривается автором как совокупность процессов самопознания, волевой саморегуляции, самовоспитания, самообладания, повышения собственной продуктивности, духовного самоукрепления, самоопределения, самоактуализации и самореализации . П.И. Третьяков считает, что внутреннюю природу саморазвития личности формируют процессы самоосознания, самоопределения, самовыражения, самоутверждения, самореализации, саморегуляции . В.Г. Маралов предлагает считать самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию ведущими формами саморазвития . В.И. Андреев рассматривает процесс саморазвития как особый вид творческой деятельности, который образуют самопознание, самоуправление. творческое самоопределение, творческая самореализация и самосовершенствование личности . Н.Б. Крылова предлагает рассматривать саморазвитие как объединение взаимосвязанных базовых блоков: блок самоорганизации, блок самоопределения, блок самопознания. блок саморегуляции и самореабилитации.

блок самореализации, блок самообразования .

Нам близка идея И.А. Шаршова о том, что основными компонентами процесса саморазвития являются: самопознание, самоорганизация, самообразование, самореализация . Данные компоненты могут лечь в основу рассмотрения структуры профессионального саморазвития личности преподавателя военного вуза.

При изучении проблемы профессионального саморазвития личности большинство ученых рассматривают успешность человека в профессиональной деятельности и соответствие его профессиональным требованиям (К.А. Абульханова-Славская, А.К Маркова и др.).

Профессиональное саморазвитие - это внутренне обусловленное прогрессивное самоизменение человека, выражающееся в изменении качества его профессиональной деятельности и диалектически связанное с динамикой изменения этого качества .

Профессиональная деятельность педагога относится к разряду творческих. Педагог, являясь основным звеном в образовательной и научной деятельности, участвует в учебной, методической, воспитательной и научной работе вуза. Кроме того, исследователи в последнее время выделяют отдельно инновационную деятельность педагога как обладающую своими особенностями. Педагог военного вуза, кроме собственно выполнения своих функций в осуществлении образовательной и научной деятельности вуза, участвует в других видах мероприятий, не характерных для гражданского вуза (несение службы в суточном наряде и карауле, командно-штабные учения, тактико-специальные занятия, учения и пр.). Часть мероприятий, в соответствии с нормативными правовыми актами, может проводиться без ограничения длительности проведения.

Профессиональное саморазвитие основывается на сложной системе стимулов и источников активности. К внутренним факторам, стимулирующим процесс саморазвития, относят самооценку, самоуважение и личную заинтересованность (желание иметь более углубленные знания, использовать приобретенные знания на практике и пр.). К внешним факторам - мнение окружающих, требования и ожидания которых выступают в качестве основного фактора мотивации, определяют направление и глубину необходимого самосовершенствования.

Объективно существующие особенности профессиональной деятельность военного педагога определяют особенности мотивации их труда. Кроме того, на наш взгляд, существенное влияние на мотивацию оказывают сложившиеся традиции подготовки офицерских кадров и межличностные взаимоотношения в воинских коллективах. Таким образом, в военных вузах материальное (денежное) стимулирование деятельности профессорско-преподавательского состава не может быть основным видом. Целесообразно формировать и использовать потенциал нефинансовой мотивации.

При рассмотрении процесса профессионального саморазвития преподавателя вуза необходимо учитывать качества личности и ее ценностные ориентации, а также профессиональные знания и способности.

На основе выявленных особенностей профессионального саморазвития преподавателя вуза можно сформировать систему методов, включающую: методы развития профессионального самосознания (метод взаимонаблюдения и метод взаиморефлексии); методы развития профессиональных умений (метод взаимного компромиссного согласования и игровое проектирование); методы стимулирования деятельности преподавателя (метод обратной связи и метод рейтинга) и методы контроля процесса профессионального саморазвития (методы самоконтроля и методы коллективного контроля) .

Рассмотрение существующих в российских обра-

зовательных учреждениях (организациях) подходов к решению проблемы оценки результатов профессиональной деятельности преподавателей показало, что более технологичной представляется система, в основе которой лежит метод рейтинга. Метод рейтинговой оценки деятельности преподавателей позволяет совместить многие достоинства других известных способов оценки преподавателей, так как не отрицает объективность, систематичность и пр. Он является одним из эффективных методов стимулирования профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава военных вузов на основе психолого-педагогических способов воздействия.

Библиографический список

1. АнаньевБ.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 339 с.

2. Андреев В.П. Педагогика творческого саморазвития: учеб. пособ. Казань, 2005.

3. Антология мировой философии. М.: Мысль, 1969. Т. 1.4. 2.

4. Батищее Г.С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии. 1995. № 3.

5. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. М., 1985.

6. БердяевН.А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991.

7. Гегель Г.Ф. Сочинения. М., 1939. Т. 6.

8. Костогрызов Н.Н. Личностно-профессиональное саморазвитие военного педагога в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2006. 186 с.

9. Крыпова Н.Б. Культурология образования = Culturolojy of edikation. М.: Народное образование, 2000. 270 с. (Профессиональная библиотека учителя; сб. № 10; Новые ценности образования).

10. Кряхтунов M.II. Структура процесса профессионального саморазвития социального педагога: матер. Всерос. науч,-пракгич. конф. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.

11. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности /Л.Н. Куликова. Хабаровск, 1997. 315 с.

12. Лесничий А.В. Анализ методов профессионального саморазвития преподавателя вуза // Научные труды факультета дополнительного профессионального образования и повышения квалификации. Выпуск 8. Под научной ред. П. И. Образцова. Орел: Издательство Орловского государственного университета, ООО «Горизонт», 2013. 138 с.

13. Мас.Щ"А. Новые рубежи Человеческой природы. М., 1999.

14. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учебн. пособ. М., 2002.

15. Платонов К.К. О системе в психологии. М.: Мысль, 1972.

16. Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы". "Собрание законодательства РФ", 27.05.2013, № 21, ст. 2671.

17. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 2. 328 с.

19. Стопин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 284 с.

20. Суворов А.В. Человечность как фактор саморазвития личности: автореф. дис. ... д-ра психол. Наук. М., 1996. 57 с.

21. Третьяков P1.II. Практика управления современной школой. М., 1995. 204 с.

22. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 451 с.

23. Философия образования для XXI века: сб. ст. Под ред. Н.Н. Пахомова, Ю.Б. Тупталова. М., 1992. 207 с.

24. Философский энциклопедический словарь: [в 2 т.] Под ред. A.M. Прохорова. М.: Энциклопедия, 1991.

25. ШаршовП.А. Цели и задачи творческого саморазвития личности. //Материалы конференции. Тюмень, 1998.

26. Шариюв I!.. 1. Профессионально-творческое саморазвитие: методология, теория, практика: монография. Федеральное агентство по образованию; Моск. пед. гос. ун-т; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р Державина. М.; Тамбов, 2005. 400 с.

27. ЩеёровыцтйГ.П. Избранные труды. М., 1S9S. 800 с.

1. AnanyevB.G. Amanasapieceofknowledge/B. G. Ananyev. L., 1968. 339p.

2. Andreyev V.I. Pedagogics of creative self-development: tutorial. Kazan, 2005.

3. Anthology of world philosophy. M.: Mysl\ 1969. V.I. P. 2.

4. Batishchev G. S. To find and solve oneself. Features of culture of deep communication / G. S- Batishchev // Philosophy questions. 1995. №3.

5. Bakhtin M.M. To act philosophy / M. M. Bakhtin // Philosophy and sociology of science and equipment. M, 1985.

6. Berdvaev N.A. Self-knowledge/ЖА. Berdyaev. L.: Lenizdat, 1991.

7. Hegel G.F. Compositions / G.F. Hegel. M, 1939. V. 6.

8. Kostogtvzov NN. Personal-professional self-development of the military teacher in the higher institution: thesis of the candidate of pedagogical science. Krasnodar, 2006. 186 p.

9. Krylova N.B. Education cultural science. ML: National education, 2000. 270 p. (Professional library of a teacher; col. № 10; New values of education).

10. Kryakhtimov M.I. The structure of the social teacher professional self-development process: transactions of All-Russian research and pract. conf. / M.I. Kryakhtunov. Stavropol: SSU publishing house, 1999.

11. Kulikova L.N. Problems of self-development of the personality / L.N. Kulikova. Khabarovsk, 1997. 315 p.

12. LesnichiyA. V The methods analysis of the professional self-development of the higher education institution teacher / A. V. Lesnichiy // Scientific works of faculty of additional professional education and professional development. Release 8 / under a scientific edition of P.I. Obraztsov. Orel: Publishing house of the Orel state university, LLC Gorizont, 2013. 138 p.

13. \ fusion .1. New boundaries of human nature. M, 1999.

15. Platonov K.K. About a system in psychology / K.K. Platonov. M. : MysF, 1972.

16. The order of the Government of the Russian Federation of 15.05.2013 № 792-r "About the statement of a state program of the Russian Federation "Development of education" for 2013-2020". "Collection of the legislation of the Russian Federation", 27.05.2013, №21, Art. 2671.

17. Rogers K.R. View of psychotherapy. Formation of a person/K.R. Rogers. M, 1994.

18. Rubenstein S.L. Fundamentals of the general psychology: in 2 v. M.: Pedagogics, 1989. V. 2. 328 p.

19. Stolin V.V. Self-actualization of the personality / V.V. Stolin. M.: Moscow university publishing house, 1983. 284 p.

20. Sm"orovA. V. Humanity as a factor of self-development of a personality: author"s abstract of Doctor of Psychology scientific paper / Suvorov A.V. M, 1996. 57 p. "

21. Trelyakov P.I. Practice of modem school management /P.I. Tretyakov. M, 1995. 204 p.

22. Uznadze D.N. Psychological researches / D.N. Uznadze. M.: Science, 1966. 451 p.

23. Education philosophy for the 21st century: col. art. / under the edition of. N.N. Pakhomov, Yu.B. Tuptalov. M, 1992. 207 p.

24. Philosophical encyclopedic dictionary: / under the. edition of A.M. Prokhorov. M.: Encyclopedia, 1991.

25. Sharshov L 1. Purposes and problems of personality creative self-development / I.A. Sharshov // conference materials. Tyumen, 1998.

26. Sharshov I.A. Professional and creative self-development: methodology, theory, practice: monograph / I.A. Sharshov; Education Federal agency; Moscow pedagogical state university; Tambov state university by G.R. Derzhavin. M.; Tambov, 2005. 400 p.

27. Schedrovitsky G.R. Selected works / G.P Shchedrovitsky. M, 1995. 800 p.

Саморазвитие - это регулярная работа человека над собой, направленная на реализацию и развитие своих возможностей, и устранение недостатков. Благодаря такому подходу человек совершенствует свои знания и навыки, становясь с каждым днем лучше. Процесс саморазвития не имеет временных рамок, и зачастую длится всю жизнь, поскольку невозможно знать и уметь все.

Перед тем, как начать изменения, необходимо составить для себя небольшой план по достижению целей.

  1. Анализ личности и вопросы самому себе. На этом этапе важно проанализировать свою жизнь, обдумав те вопросы, ответы на которые не получалось найти раньше. Что мешает быть счастливым? Какие черты характера не дают продвинуться вперед? Какие умения нужно приобрести для дальнейшего развития. Главное, быть честным с самим собой, иначе не получится сдвинуться с места.
  2. Выявление недостатков. Самокритика полезна в меру, и если честно признать свои недостатки, это поможет составить план по движению к цели.
  3. Формирование целей. Этот этап плавно вытекает из предыдущего, т.е. если у человека есть недостаток, мешающий счастливой жизни, то одной из целей станет его устранение.
  4. Поиск возможностей по реализации плана. Определившись с желаниями, нужно сосредоточить все силы для сбора необходимой информации: полезная литература, курсы, тренинги, общение с успешными людьми.

Следуя описанному плану, и развивая определенные качества, физические или интеллектуальные, со временем не замечаешь, как занятия становятся стилем жизни. Приобретенные качества меняют человека, наполняя его внутренними ресурсами для достижения целей, и тогда работу над собой можно считать успешной.

Что значит саморазвитие и как оно осуществляется

Не нужно пытаться охватить все стороны жизни одновременно, иначе успеха не будет ни в одном из аспектов. Начинать личное саморазвитие стоит с тех вопросов, которые беспокоят больше всего, и постепенно, по мере решения, переходить к другим.

  • Духовная сторона. Развитие человека начинается изнутри. Негативные чувства, такие как зависть, гнев или злость, мешают жить, вгоняют в депрессию и апатию. Поэтому важно полюбить себя и окружающих людей, весь мир с его недостатками. Положительный настрой наполняет созидательной энергией, вдохновляет на великие дела. Для поддержания душевного спокойствия практикуются медитации или чтение духовной литературы.
  • Физическая. Для улучшения качества жизни важно позаботиться о собственном здоровье. Решение этой задачи очевидно: нужно избавиться от вредных привычек, пересмотреть рацион питания, и заняться спортом. Кроме того, что это даст заряд сил и бодрости, подтянутое тело и цветущий внешний вид повысят самооценку.
  • Материальная. Несмотря на то, что счастье человека не в деньгах, от материальных благ отказываться не нужно. И для того, чтобы улучшить уровень жизни, тоже нужно развиваться. Возможностей для этого очень много: сменить квалификацию, перейти на другую работу, получить новую специальность, открыть собственное дело.
  • Интеллектуальная. Развитие интеллекта необходимо для того, чтобы всегда оставаться в форме. Мозг нуждается в подпитке новой информацией и знаниями: чтение книг, посещение семинаров, общение с профессионалами в различных сферах, - не только развивают память и внимание, но и помогают быть в курсе всех событий, и не пропустить очередную возможность в достижении успеха.
  • Социальная. Взаимодействие с социальной средой оказывает большое влияние на жизнь и развитие человека. Поэтому для построения гармоничных отношений с близкими людьми, родственниками, коллегами и партнерами по бизнесу, важно научиться слушать и слышать окружающих, уважать чужое мнение и уметь контролировать эмоции.

В саморазвитии так же важно то, как общаться с людьми. В то же время у многих женщин возникает вопрос - а нужна ли мне карьера для саморазвития? Ответ на этот вопрос есть в этой статье .

Личное саморазвитие на практике

Пример саморазвития на практике выглядит так: человек осознал, что его не устраивает его место работы. Он много лет выполняет рутинные, низко квалифицированные обязанности, хотя чувствует в себе потенциал к движению вверх по карьерной лестнице. Однако у него не хватает квалификации для перевода на более высокую должность. Проблема выявлена - и это уже часть успеха, теперь осталось сформулировать цель, и двигаться к ее достижению. А для этого продумать план профессионального саморазвития, например:

  1. Пройти курсы повышения квалификации.
  2. Проработать личностные качества, необходимые для новой должности: коммуникабельность, усидчивость, концентрацию.
  3. Изучить основы тайм-менеджмента.
  4. Составить грамотное резюме и подготовиться к успешному собеседованию.

Для достижения успеха необходимо сделать большой рывок, чтобы вырваться из зоны комфорта. И именно этот момент можно считать началом работы над собой, ведь чтобы изменить жизнь, нужно начинать с себя. Независимо от выбранного направления в работе над собой, важно постоянно быть готовым к обучению, приобретению новых знаний и опыта, а для этого развивать в себе черты характера, которые нужны для достижения успеха:

  • Умение планировать свои действия и придерживаться плана.
  • Сила воли и самоконтроль.
  • Позитивное отношение к себе и окружающему миру.
  • Умение отдыхать и восстанавливать силы, здоровый образ жизни.
  • Стремление к совершенству в выбранном деле.

Саморазвитие: мотивация к успеху

Не важно, в какой момент человек решил изменить свою жизнь. Саморазвитие дома или на работе всегда приносит положительный эффект. Главное в этом деле - всегда верить в себя.

А для большей мотивации пригодятся простые советы:

  • Визуализация. Изображение желаемого предмета нужно разместить на видном месте и как можно чаще рассматривать.
  • Самовнушение. Нужно проговаривать свои цели вслух в настоящем времени - так, словно это уже произошло.
  • Общение с успешными людьми. Так можно не только получить новый опыт от профи, но и увидеть перед собой пример, к которому стоит стремиться. С этой же целью можно читать биографии великих людей.
  • Прослушивание бодрящей и энергичной музыки.
  • Раннее пробуждение по утрам.
  • Отказ от бестолкового времяпровождения - просмотра сериалов и серфинга в интернете и социальных сетях.

Только развиваясь и совершенствуясь в течение жизни, человек становится успешным. Новые знания дают новые возможности в жизни, поскольку никогда не знаешь, когда именно они пригодятся. Поэтому, лучше не терять зря время, а стремиться вперед, к новым целям.

Выделяя саморазвитие из контекста более общего процесса развития человека, исследователи указывают на такие его отличительные характеристики как спонтанность, с одной стороны, а с другой стороны, осознанность. Рассмотрим, как соотносятся между собой эти характеристики.

Как отмечал А.В. Запорожец, именно проявление в развитии спонтанности как самопроизвольного изменения явления, возникающего без внешних организующих воздействий, рассматривается в науке как его преобразование в саморазвитие. В.П. Зинченко, А.И. Назаров уточняют, что представленность спонтанности свидетельствует о том, что во взаимодействие между обществом и индивидом привносится личностное, творческое начало, когда общечеловеческий опыт не только усваивается, но и приумножается. Другими словами, спонтанность саморазвития является отражением его внутренней детерминации. Человек, опираясь на собственные внутренние ресурсы, свой жизненный опыт и свои планы на будущее, делает качественно новый шаг, ставит новые жизненные цели и задачи, изыскивает средства для их реализации, подгоняет тактику реализации под события реального жизненного пути, прогнозирует и планирует дальнейшее развитие жизненных обстоятельств.

Г.А. Цукерман утверждает, что под саморазвитием следует понимать сознательное изменение человеком или столь же сознательное стремление сохранить в неизменности свою Я -самость. Цели, направления, средства этих изменений определяет сам человек. Н.Ш. Чинкина считает, что саморазвитие – это осознанный процесс целенаправленного самоизменения, в то время как развитие происходит спонтанно в результате разрешения внутренних противоречий и сопровождается изменениями качеств личности, которые ею не осознаются.

Сегодня в науке оформились теоретические положения, которые позволяют интегрировать представления о спонтанности и осознанном характере саморазвития. Э.В. Галажинский отмечает, что саморазвитие является имманентным, инвариантным признаком, присущим самой природе человека. Однако существует культурно-исторический диапазон, внутри которого осуществляется переход от саморазвития, как спонтанного, неизбежного компонента любого взаимодействия человека с окружением, к саморазвитию, как осознанному способу его существования. Только в этом случае саморазвитие начинает определять жизненный путь человека, а его многомерный мир выступает в ценностных координатах – как пространство для самоосуществления и самосозидания.

В качестве психологических механизмов саморазвития рассматриваются рефлексия (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Анциферова, К.А. Абульханова-Славская, И.С. Кон и др.), самопринятие и самопрогнозирование (В.Г. Маралов).

Исследователи отмечают, что именно рефлексия позволяет человеку выйти за пределы собственной жизни, деятельности и обозначить в качестве объекта своего исследования, анализа, оценки и практического отношения свои мысли, эмоциональные состояния, действия, отношения и всего себя в целом. Рефлексия рассматривается как способность к ценностной самоориентации, смысловой саморегуляции. Указывается, что рефлексия как бы встроена в сам механизм саморазвития личности.

И.С. Кон, показывая роль рефлексии как механизма и средства саморазвития, анализирует модель «рефлексивного Я », в которой низшие уровни психологических функций являются основой саморазвития высших уровней. Согласно этой модели индивид сначала становится наблюдателем собственных чувств, мыслей, поступков. Затем он может осуществить направленность собственного сознания на свое «Я », преодолеть поглощенность текущей жизнью и занять позицию над ней. Это помогает человеку осознать противоречивость и несостоятельность некоторых своих мыслей, действий, принципов и активизирует его внутренний диалог, превращая самопознание в самовоспитание, в сознательное формирование и закрепление новых, желательных элементов поведения. Рефлексивность определяет высокий уровень волевой регуляции личности в контексте деятельности и общения и обеспечивает самоорганизацию и самоутверждение личности в соответствии с жизненными целями и ценностями.

Рефлексию как механизм саморазвития человека исследует Ю.Н. Кулюткин, обращаясь к проблемам рефлексивной саморегуляции как процессу сознательного, целенаправленного управления человеком своей деятельностью и поведением, которые являются характерным для социально ответственной созревающей личности, осуществляются на основе ценностных ориентаций и личностных смыслов. Интересными являются идеи В.П. Зинченко, который рассматривает проблему саморазвития как творческое самодостраивание по собственному «масштабу» на основе рефлексии, соотносимого с социальными ожиданиями. Рефлексия понимается при этом как процесс познания и моделирования человеком чужого и своего сознания.

Самопринятие как механизм саморазвития, по мнению В.Г. Маралова, проявляется через признание человеком в самом себе всех сторон и качеств личности, вызывающих как позитивные, так и негативные эмоции. Самопринятие – это признание права на существование всех аспектов собственной личности, как и личности в целом. Как сильные стороны, так и слабые, как положительные, так и отрицательные – все они имеют равное право на существование, функционирование, какие бы отрицательные эмоции и переживания эти слабые стороны, негативные черты у нас ни вызывали.

Другой механизм саморазвития – самопрогнозирование – дает возможность осуществлять человеку выходы за пределы себя сегодняшнего, предвосхищать события внешней и внутренней жизни, ставить задачи предстоящей деятельности и саморазвития. Самопрогнозы могут быть проанализированы с точки зрения их содержания, направленности, определенности-неопределенности, устойчивости, расположенности на временной оси.

· ориентация на определенные события жизненного пути (поступки, события внутренней жизни, среды);

· направленность самопрогнозов на предвосхищение событий
среды и себя в них, своих поступков, событий внутренней жизни;

· самопрогнозы, связанные с представлением себя на разных
этапах жизненного пути, на разных этапах овладения деятельностью, направленные на создание представлений о развитии своих
качеств в будущем.

Определенность неопределенность самопрогнозов. О данном параметре можно судить по четкости представлений или суждений личности о себе в будущем. При оценке степени определенности самопрогнозов важно проанализировать их аргументированность, доказательность, реалистичность.

Устойчивость самопрогнозов определяется по частоте обращений личности к одному и тому же образу себя в будущем. Устойчивые самопрогнозы постепенно превращаются в перспективы развития личности.

Временные характеристики самопрогнозов определяются психологическим возрастом как мерой реализованное психологического времени.

С практической точки зрения вполне допустимо оперировать тремя группами самопрогнозов: ситуативные (прогноз на ближайшее будущее, исходя из своих возможностей и сложившейся ситуации); перспективные (прогноз достижений, результатов дея­тельности по истечении определенного срока); жизненно-целевые (далекие перспективы, связанные с поста­новкой и реализацией задач самосовершенствования и самореа­лизации).

Механизмы самопринятия и самопрогнозирования являются взаимозависимыми. Их сочетание порождает разные стратегии саморазвития . Причем, как отмечает В.Г. Маралов, самопрогнозирование как основа выработки стратегии саморазвития в большей степени определяется уровнем самопринятия личности, обратная тенденция также возможна, но менее вероятна.

Одной из наиболее очевидных и понятных стратегий саморазвития является следующая: человек полностью понимает в себе собственную личность, достоинства и недостатки, он не видит необходимости прогнозировать в себе какие-либо другие изменения, у него не возникают стремления быть лучше, совершеннее, ему даже утверждаться, по его мысли, нет необходимости. Это ведет к тому, что личность становится самодостаточной, но такая самодостаточность носит ложный характер и знаменует не развитие, а стагнацию личности: «Я хороший, у меня все хорошо, и я этим доволен, удовлетворен, далее развиваться не имеет смысла».

Другая стратегия саморазвития определяется, наоборот, осознанной неудовлетворенностью какими-либо своими качествами, характеристиками личности и поведения. Поэтому самопрогнозирование будет работать в сторону предвосхищения образа Я, избавившегося от недостатка. Хорошо, если человеку в процессе упорной работы над собой действительно удается избавиться от недостатков, осознать это и быть удовлетворенным. А если нет? В этих ситуациях собственные недостатки и черты еще в большей степени отвергаются, возникает чувство крайнего неудовлетворения собой, человек начинает постоянно корить себя в том, что он слабоволен, не может справиться со своими недостатками, – это, естественно, не ослабит напряженность, а усилит ее.

Суть третьей стратегии заключается в том, что человек, не всегда осознавая причины своего личностного дискомфорта, вместо того чтобы выстраивать психологически здоровую личность, способную брать на себя ответственность, в силу неумения и неведения начинает видеть себя в будущем полностью защищенной личностью путем наращивания все новых и новых психологических защит и защитного поведения. В результате создается иллюзия – проблемы исчезли, ты стал другим, более совершенным. На самом же деле все обстоит иначе, а проблемы, личностные недостатки не изживаются, а усиливаются многократно.

Четвертая стратегия является неоптимальной и возникает тог­да, когда личность подвержена установке: «Я плохой», «Я хуже других». Здесь возникает тенденция не снизить уровень напряженности, а, наоборот, усилить его. Саморазвитие приобретает форму самоуничижения и самобичевания, и человек от этого может испытывать удовлетворение: «Я плохой, так мне и надо».

В качестве оптимальной следует признать стратегию, когда человек, принимая в себе и положительные, и отрицательные качества, тем не менее ставит путем самопрогнозирования реальные задачи личностного роста и изменения, носящего постоянный и устойчивый характер. Не отрицая себя, он утверждается; не разрушая себя, он самосовершенствуется; принимая во внимание все обстоятельства своего жизненного пути, он полностью самореализуется, выстраивает такой свой образ, который на самом деле выражает не его видимость, а его истинную суть.

Характеристиками саморазвития как специфического процесса, разворачивающегося во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, являются неоднозначность и многоплановость. Это обусловлено многими причинами, важнейшей из которых является существование различных форм саморазвития. В русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития: самопрезента­ция, самовыражение, самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация, самореализация и др. Все они составные – первая часть «само» указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек, вторая – характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться, реализоваться, совершенствоваться.

В.Г. Маралов выделяет следующие основные формы , которые являются наиболее важными и описывают саморазвитие в своей совокупности достаточно полно: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию. Самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности. Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу. Самоактуализация – выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни. Все три формы позволяют выразить себя и реализовать в разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития в целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.

Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным, с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другой стороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является и самоутверждающейся, вне зависимости от того, насколько сам человек на этих этапах развития испытывает потребность в самоутверждении. В то же время акты первичного утверждения себя есть и акты самоактуализации.

Самоутверждение как форма саморазвития характеризует направленность человека самостоятельно утвердить себя как личность, чтобы это качество не поколебали ни обстоятельства, ни другие люди, ни сам утверждающийся субъект. Или иными словами, самоутверждение – это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению, подтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности.

В основе данной деятельности лежит потребность в самоутверждении, которая синтезируется из первичных потребностей конкурентного существования среди других представителей живого мира. У человека она приобретает форму трех мотивов: быть, как все; быть лучше, чем другие; и в негативном плане – быть хуже всех. Первые два мотива характеризуют самоутверждение, последний – самоотрицание.

Цели самоутверждения могут быть различными. В зависимости от особенностей сфер самоутверждения, мотивов и потребностей они могут значительно варьироваться. Для одного человека цель – приобрести уверенность, для другого – доказать, что он не хуже других, для третьего – испытать чувство превосходства, своей исключительности, а значит, обоснованно­сти права руководить другими.

Способы самоутверждения также многообразны. Они зависят от выбранных сфер и видов самоутверждения. Сферами самоутверждения могут быть практически все виды жизнедеятельности, которые приобретают для человека личностную значимость. Немаловажную роль имеет то, в чьих глазах утверждается человек: в своих собственных или близких и значимых людей, незнакомых и т.п. Способы могут быть классифицированы в зависимости от ведущего мотива. Мотив «быть, как все» определяет такие способы, как делать то, что делают другие, не предпринимать действий, выходящих за пределы ожиданий данной группы. Здесь работает механизм конформизма, т.е. зависимости от группы, податливости группе. Мотив «быть лучше, чем все» порождает такие способы, как занять лидерские позиции, утверждаться в воле, уме, находчивости и т.п. Мотив «быть хуже, чем все» приводит к способам самоотрицания личности, когда человек демонстрирует, что он недостоин внимания других, не обладает талантом, хуже всех. Такая позиция нередко приводит к тому, что человека начинают жалеть, сочувствовать, предоставлять ему определенные преимущества, он же в это время через такое самоуничижение утверждается.

Результаты самоутверждения очевидны – они дают человеку ощущение своей нужности, полезности, оправдывают в его глазах смысл собственной жизни и деятельности; начинает срабатывать установка «я не хуже других» или чувство превосходства, своей исключительности, преодолевающее любые поступки и действия. В случае самоотрицания человек утверждается в своей никчемности, ненужности, низости, что порой также может давать свои преимущества.

Возможны и другие высокие (в контексте общества, цивилизации) сферы самоутверждения, когда человек ставит более значимые цели самосовершенствования и самоактуализации. В данном случае личная потребность в самоутверждении отступает на второй план, хотя и не утрачивает полностью своего потенциала, а самоутверждение становится объективным процессом, зависящим не только от того, как и каким образом личность утверждает себя, но и от того, как и каким образом другие утверждают личность, признавая ее достоинства.

Самосовершенствование – это форма саморазвития, которая означает, что человек сам (самостоятельно) стремится быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел. Самосовершенствование – это процесс сознательного управления развитием личности, своих качеств и способностей. Хотя идеал, как правило, недостижим и понимается каждым человеком по-своему, тем не менее тенденция к развитию, если она имеется, придает осмысленность жизни, насыщает ее полнотой, устойчивостью и определенностью .

Самосовершенствование может идти разными путями: в одном случае – приобретение социально значимых свойств и качеств; в другом – овладение негативными способами жизни и деятельности. Возможен и обратный самосовершенствованию процесс, который называется саморазрушением, когда в силу различных причин человек прилагает специальные усилия, ведущие не к улучшению личности, достижению идеала, а, наоборот, к деградации и регрессу, утрачиванию достижений, личностных черт и качеств, которые были присущи ему ранее.

В современной психологической литературе имеется множество концепций, описывающих особенности, своеобразие, цели позитивного аспекта самосовершенствования, который называется личностным ростом.

В психоанализе это тенденция к индивидуации, или саморазвитию, понимаемая как движение к большей свободе (К. Юнг); движение от центрированности на себя в целях личностного превосходства к конструктивному овладению средой, понимаемое как движение к совершенству (А.Адлер). В гештальттерапии – переход от опоры на среду к опоре на себя и саморегуляцию (Ф. Перлз). В гуманистической психологии личностный рост означает приобретение все большей автономии, независимости личности, стремление к зрелости и психологическому здоровью (К. Роджерс) или последовательному удовлетворению все более высших потребностей (А. Маслоу).

Обобщенно можно сказать, что в основе стремле­ния к самосовершенствованию, к личностному росту лежит определенная потребность, на базе которой формируются мотивы самосовершенствования (предельным является мотив самореализации), мотивы личностного роста. Самосовершенствоваться необходимо для того, чтобы наиболее полно реализовать себя в этой жизни, а через самореализацию понять и обрести смысл своего существования, смысл жизни, что характерно уже для более высокой формы саморазвития – самоактуализации.

В качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько цели самоутверждения – быть не хуже других, быть лучше других, сколько цели – быть лучше, чем ты был; достигать более значимых результатов, чем ты достигал.

Способы самоусовершенствования многообразны. Они могут быть определены в самых различных видах деятельности. Например, овладевая новыми знаниями, новыми видами деятельности, человек становится на ступень выше в своем развитии. Ставя конкретную цель – не конфликтовать с другими – и достигая ее, он также поднимается на новый уровень. Отказываясь от вредных привычек, он также делает шаг в своем развитии. В качестве средств самосовершенствования выступают средства самовоспитания. К ним относятся соревнование с собой, самообязательство, самоприказ и др.

К результатам самосовершенствования относятся, прежде всего: удовлетворенность собой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственными требованиями; удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими людьми.

Самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имея во многом с ней общие цели и мотивы. Отличие же самоактуализации от предыдущих форм состоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека. По определению автора теории самоактуализации А. Маслоу, самоактуализация – это умение человека стать тем, кем он способен стать, т.е. он обязан выполнить свою миссию – реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями: Истиной, Красотой, Совершенством и т.д. Согласно А. Маслоу, потребность в самоактуализации является вершиной в ряду потребностей человека, она не может возникнуть и быть реализованной, если не реализованы потребности более низшего порядка.

На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы, направляющие человека к реализации высших смыслов своего существования. Согласно другому представителю гуманистической психологии – В. Франклу, смыслы жизни не даны человеку изначально, их необходимо специально отыскивать. По его мнению, существуют три наиболее общих пути поиска смысла: то, что мы делаем в жизни (творчество, созидание); то, что мы берем от мира (переживания); позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в силах изменить. Соответственно им выделяются три группы ценностей: созида ние, переживание и отношения. Смысл определяется человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая также подразумевает вопрос. Способ, с помощью которого отыскиваются смыслы, В. Франкл называет совестью. Совесть – интуитивное отыскива­ние единственного смысла данной конкретной ситуации. Смысл жизни не в поисках удовольствия, стремления к счастью, а в постижении и реализации ценностей: созидания, переживания, отношения.

На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы в поисках смысла собственной жизни в целом. Эти мотивы и определяют специфическую форму саморазвития, названную самоактуализацией. Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни, испытать высшую удовлетворенность собой и своей жизнью, проявлять активность, радоваться успехам и тому, что удалось что-то сделать.

В процессе самоактуализации вплотную смыкаются две линии человеческого бытия – самопознание и саморазвитие. Познать себя, насколько это возможно, – значит приобрести основу для самоактуализации как способности наиболее полно использовать свои таланты, способности, возможности. Самоактуализироваться – обрести смысл жизни, реализовать себя, выполнить тем самым свою миссию, свое предназначение и, как итог, ощутить полноту жизни, полноту существования.

А. Маслоу выделяет восемь путей (способов) поведения, ведущих к самоактуализации:

· живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью; в момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком; это момент, когда Я реализует самого себя;

· жизнь – процесс постоянного выбора: продвижения или отступления; самоактуализация – это непрерывный процесс, когда предоставлены многократные отдельные выборы: лгать или говорить правду, воровать или не воровать и др.; самоактуализация означает выбор возможности роста;

· способность человека прислушиваться к самому себе, т. е. ори­ентироваться не на мнение других, а на свой опыт, «прислушиваться к голосу импульса»;

· способность быть честным, умение брать на себя ответственность;

· способность быть независимым, быть готовым отстаивать позиции, независимые от других;

· не только конечное состояние, но и сам процесс актуализации своих возможностей;

· моменты: высшие переживания, мгновения экстаза, которые нельзя купить, не могут быть гарантированы и невозможно даже искать;

· способность человека к разоблачению собственной психопатологии – умение выявить свои защиты и после этого найти в себе силы преодолеть их.

Самый важный результат самоактуализации – ощущение осмысленности жизни и полноты своего бытия, что все сделано правильно, несмотря на частные промахи и ошибки, что другие признают в тебе личность, твою уникальную индивидуальность и одновременно универсаль­ность.

Процесс саморазвития сопряжен с определенными трудностями, которые осознанно или неосознанно воспринимаются человеком как барьеры саморазвития.

Наиболее серьезным и труднопреодолимым барьером саморазвития, как отмечают исследователи, является барьер отсутствия ответственности за собственную жизнь. Человек зачастую воспринимает свою жизнь как стечение случайных событий и обстоятельств, когда он не способен и не может по объективным причинам нести ответственность за все, что с ним происходит. Однако возникает вопрос о том, предпринял ли он какие-либо реальные действия, чтобы изменить обстоятельства, преодолеть их?

К сожалению, многие люди подвержены феномену «выученной беспомощности». Этот феномен был открыт, теоретически обоснован и детально изучен в многочисленных экспериментах американским исследователем Мартином Селигманом. Выученная беспомощность – это состояние, возникающее в ситуации, когда человеку кажется, что внешние события от него не зависят, и он ничего не можем сделать, чтобы их предотвратить или видоизменить.

Кроме того, многие трудности саморазвития определяются:

· неразвитостью способности к самопознанию;

· влиянием сложившихся стереотипов и установок;

· несформированностью механизмов саморазвития;

· препятствиями, которые создают другие люди, для которых саморазвитие, самосовершенствование кого-либо, кроме них, вызывают реакцию противодействия, осложненную чувством зависти и стремлением к личностному превосходству.

· отсутствием или утратой смысла жизни.

Таким образом, саморазвитие – это сложный, нелинейный, многоплановый процесс, который может идти как в положительном направлении, так и в отрицательном с точки зрения соответствия высшим образцам и идеалам, выработанным человечеством. Как процесс саморазвитие имеет свои механизмы, цели, мотивы, способы, результаты, которые определяются формами саморазвития.

Выводы

· Самопознание – процесс познания человеком себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т.п. Этот процесс имеет свои цели, мотивы, способы, средства, механизмы.

· Саморазвитие осуществляется в рамках жизнедеятельности человека в процессе проявления активности, определяемой способностью осуществлять личностные выборы на основе познания себя.

· Анализ саморазвития как процесса позволяет выделить его механизмы (рефлексия, самопринятие, самопрогнозирование), формы (самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация), а также барьеры, которые могут сдерживать преобразующую активность человека.


Вопросы для обсуждения

1. Каковы закономерности и особенности самопознания как специфической познавательной деятельности?

2. Каковы мотивы самопознания?

3. Каковы цели самопознания?

4. Каковы механизмы самопознания?

5. Каковы способы и средства самопознания?

6. Каковы механизмы саморазвития?

7. Каковы формы саморазвития?

8. Каковы барьеры саморазвития?

9. Как соотносятся самопознание и саморазвитие?

10. Каково значение самопознания и саморазвития в жизни человека?


2. Имплицитные теории личности и процесса жизнедеятельности

Человек познает себя и ставит задачи саморазвития не в лабораторных условиях искусственно созданного пространства, а в реальных условиях собственных буден. Обыденное сознание – это естественный уровень отражения действительности, который мы используем в повседневной жизни и который, несмотря на всю его нерациональность, обеспечивает не только возможность нормального приспособления к реальности, но и позволяет лучше познать себя и других людей. В данной главе мы рассмотрим имплицитные теории личности и процесса жизнедеятельности, которые функционируют на этом уровне сознания.