Невротическая потребность в любви по фромму причины. Невротическая потребность в любви. невротическая привязанность к мужчине

Невротическая потребность в любви по фромму причины. Невротическая потребность в любви. невротическая привязанность к мужчине

Прошло много лет после произнесения лекции К. Хорни в Германии, но несмотря на это, интерес к обозначенной теме остается, могу еще добавить, что интерес к теме любви никогда не исчезнет, пока существует человечество.

К. Хорни начинает свою лекцию с термина "невроз" и понимает его как невроз характера, который начинается в раннем детстве и захватывает всю личность, а говоря о невротической потребности в любви имеет в виду явление, осознаваемое и проявляющееся в преувеличенной потребности невротика в эмоциональной привязанности, позитивной оценке окружающих, их советах и поддержке, также как и в преувеличенной чувствительности к фрустрации этих потребностей. Задаваясь вопросом "в чем разница между нормальной и невротической потребностью в любви" К. Хорни отвечает так: "Я называю нормальным то, что обычно для данной культуры.

Все мы хотим быть любимыми и наслаждаемся, если это удается. Это обогащает нашу жизнь и наполняет нас счастьем. В такой степени потребность в любви, или точнее, потребность быть любимым, не является невротической. У невротиков потребность быть любимыми преувеличена и …невротическая потребность в любви навязчива и неразборчива." Она показывает, что невротическая реакция хорошо выявляется в отношениях аналитик-пациент, где пациенты готовы жертвовать многим, чтобы заслужить одобрение аналитика.

Автор в большей степени дает анализ невротической любви женщинами и подчеркивает переоценку ими любви, говоря о тех невротических женщинах, которые чувствуют себя в опасности, несчастными и подавленными, когда нет рядом тех, кто любил бы их и заботился о них, имея в виду тех женщин, у которых желание выйти замуж принимает форму навязчивости и в тоже время они сами неспособны любить, а их отношение к мужчинам скверное.

Характеристику невротической потребности в любви автор определяет как "ненасытность, выражающаяся в ужасной ревнивости: "Ты обязан(а) любить только меня!". А под ревнивостью автор понимает "…ненасытность и требование быть единственным предметом любви". "Ты обязан(а) любить меня независимо от того, как я себя веду". Их типичные (невротические) представления: "Он(а) любит меня только потому, что получает от меня половое удовлетворение". Партнер обязан постоянно доказывать свою "настоящую" любовь, жертвуя своими нравственными идеалами, репутацией, деньгами, временем и т.п.

Любое невыполнение этих всегда абсолютных требований интерпретируется невротиком как предательство. Лектор делает, с моей точки зрения, интересное замечание, говоря о том, что есть люди, которые сознательно не признают любви, говоря: " Все эти разговоры о любви - просто ерунда. Вы дайте мне что - нибудь реальное!" Как правило, эти люди очень рано столкнулись с жестокостью жизни, и считают, что любви просто не бывает. Автор обобщает случаи, в которых связь между ненасытной потребностью в любви и общей жадностью хорошо просматриваются. Когда невротики вступают в любовные отношения, а потом отношения рвутся, некоторые начинают много есть. Но они же легко теряют вес, заведя новые любовные отношения.

И далее - о другом признаке невротической любви - чрезвычайной чувствительности к отвержению, которое проявляется явлением ненависти. В качестве примера автор приводит яркий случай с котом, который был у пациента и который позволил себе не реагировать на ласку хозяина - он его просто разбил об стенку. Одни пациенты защищают себя от реального переживания тем, что решают заранее, что их нельзя полюбить, другие защищаются сверхкомпенсацией. Автор считает, что нашла причину невротической потребности в любви и видит ее в неспособности невротической личности любить и далее говорит о трудности дачи определения любви "…как способности и желания спонтанно отдаваться другим людям, делу или идее...".

Невротик к такой отдаче неспособен из - за тревоги, скрытой и явной вражды к окружающим. Он даже не подозревает, что не умеет любить и "…живет иллюзией, что он величайший из влюбленных и способен на величайшую самоотдачу". Невротик держится за самообман, потому что он выполняет очень важную функцию оправдания претензий на любовь и, в связи с самообманом, требует все больше любви от других, "а это было бы невозможно, если бы он осознавал, что на самом деле ему на них наплевать." Третья причина (первая - ненасытность желания быть любимым, вторая - неспособность любить самому) - непомерный страх отвержения, который доводит их до того, что они не могут подойти к другим людям даже с простым вопросом, боясь, что их оттолкнут, что порождает в них враждебность, а страх - все больше отделяет от людей.

Участие и дружелюбие на короткое время облегчает их состояние. Невротики убеждены, что их никто не сможет полюбить и это проявляется в любой ситуации, а не только в любви. К. Хорни повествует слушателям о том, что путать любовь с сексом не нужно и говорит о страхе перед любовью, по сути - страхе перед жизнью, и, как часть проблемы - страх перед зависимостью, т.к. невротики действительно зависят от любви других людей и очень в ней нуждаются. И приводит пример, как одна молодая девушка до начала анализа (психоанализа) несколько раз завязывала любовные отношения более или менее сексуального характера, и все они кончались ужасным разочарованием.

Всякий раз она была глубоко несчастна, погружена в ощущение собственного ничтожества, чувствовала, что может жить только для этого человека и вся ее жизнь потеряна без него. На самом же деле она совершенно не была привязана к своим мужчинам и не испытывала к ним никаких особых чувств. После ряда таких переживаний ее позиция изменилась на противоположную, на отказ от любой возможности зависимости. Чтобы избежать этой опасности, она полностью отключила свои чувства. Все, чего она хотела - получить власть над мужчинами. Мотив был такой: "Никогда не уступать, никогда ничего не делать для другого, потому что это означает зависимость и потому опасно".

Автор описывает основные средства, которыми невротик пытается достичь удовлетворения своей потребности в любви - привлечь внимание к своей любви(1), вызвать жалость к себе(2) и угрожать(3). Первое означает, что если я тебя люблю, то и ты должен любить меня, второе - неверие в любовь и убежденность во враждебности окружающих людей и что подчеркиванием своей слабости можно чего - либо добиться и, третье - угроза, т.е. могут быть открытые угрозы причинить вред другому или себе (в т.ч. угроза самоубийства). У людей с невротической потребностью в любви могут быть сильные нарциссические черты, они эгоцентрики и не имеют хороших отношений с самим собой. Еще одно объяснение - страх утраты любви, который Фрейд полагал присущим женской психике.

Явление невротической потребности в любви автор видит как один из путей защиты себя от тревоги. Наблюдения, которые обобщает автор, показывают, что увеличение потребности в любви наступает, когда на пациента давит какая - то особая тревога и исчезает, когда он осознает эту связь. В отношении психоаналитика у невротика пробуждается тревога и он "вцепляется" в аналитика, а на самом деле ищет защиту и успокоение от тревоги. Девиз его поведения: "Если ты меня любишь, ты меня не обидишь".

У него имеется потребность в успокоении. Невротическая потребность в любви иногда проявляется в форме сексуальных заигрываний с аналитиком, через сновидения, поведение и охотнее отливается в форму сексуальности, чем тяжелее складываются эмоциональные отношения с другими людьми. Сексуальные отношения к аналитику быстро исчезают, когда их интерпретируют как потребность в контакте, основанную на тревоге, а это открывает путь к проработке тревог, которые и явились причиной прихода к аналитику. Резюмируя сказанное, К. Хорни говорит, что когда невротическая потребность в любви выражается через сексуальность, эти люди склонны вступать в одну связь за другой, как будто под принуждением.

По - другому они себя вести не могут, т.к. их отношения с другими людьми разлажены. Поэтому так тяжело они переносят половое воздержание. Здесь автор выражает мысль и о том, что гомосексуальные наклонности на самом деле являются выражением невротической потребности в любви. Здесь же она видит связь между тревогой, невротической потребностью в любви и своим пониманием Эдипова комплекса: у ребенка возникает тревога, потому что он чувствует, что выражение его враждебных побуждений к родителю угрожало бы его безопасности и всему существованию.

Базальная тревога (в смысле "тревоги живого существа") - это общечеловеческое явление, у невротика эта тревога преувеличена. Пути защиты себя от базальной тревоги в нашей цивилизации - это невротическая потребность в любви, подчинение, компульсивное стремление к власти, успеху и обладанию, эмоциональное дистанцирование от людей, достижение безопасности и независимости, накопительство (желание обеспечить свою независимость от других). Невротик же выбирает не один путь, а пытается смягчить свою тревогу различными путями, иногда взаимоисключающими, что приводит к новым конфликтам.

Как говорит автор, одним из самых типичных невротичных конфликтов является конфликт между судорожным желанием быть всегда первым и одновременно - стремление быть всеми любимым. Так заканчивается эта интересная работа замечательного психолога и последователя З. Фрейда - Карен Хорни.

Список литературы

А. Титанов. Невротическая потребность в любви.

Для большинства из нас очень важно, чтобы нас любили. Для ребенка знание, что он желанный, является залогом его гармоничного развития. Но часто наше желание любви превращается в патологическую форму, которую Карен Хорни называет невротическая потребность в любви.

Признаки невротической любви:

1. Навязчивость - она проистекает из сильной тревожности. Тревога убивает спонтанность и гибкость в отношениях. Для невротика любовь это не дополнительное удовольствие в жизни, а жизненная необходимость. Пример, гурман, который получает удовольствие от еды и может выбирать, что ему есть. И голодный человек, который не имея выбора, ест все без разбора лишь бы утолить голод.

Это ведет к переоценке значения того, чтобы нас любили. Для невротика важно, чтобы его любили все, кого он встречает. Хотя на самом деле важным является любовь людей с которыми мы постоянно соприкасаемся, живем, работаем или на кого желательно произвести хорошее впечатление. Невротики могут хотеть нравится всем людям, или всем женщинам, или всем мужчинам.

Такие люди не способны находиться в одиночестве. Оставаясь одни, они испытывают невыносимую тревогу. Часто встречаются люди, которые работать могут только в коллективе. Они испытывают ужас одиночества, чувство покинутости. Любой человеческий контакт приносит им облегчение. Неспособность пребывать в одиночестве сопровождается возрастанием тревоги.

Существует парадокс у таких людей: они могут очень нуждаться в другом человеке, бояться его потерять, хотеть ему понравиться. Но когда, этот важный для них человек оказывается рядом, они не испытывают счастья. Потому что желание быть рядом, часто вызвано не чувством любви, а желанием получить успокоение и уверенность.

2. Эмоциональная зависимость и покорность - невротик боится выражать любое несогласие со значимым для него человеком. Любая агрессия будет вытесняться. Он будет не только бояться говорить свое мнение, но также позволять издеваться над собой, будет приносить себя в жертву: свои интересы, свои тенденции к самоутверждению, даже если это ведет к саморазрушению. Если же он все же решится высказать какое-то недовольство или поступить по-своему - это будет сопровождаться огромной тревогой. Поэтому всеми силами он будет стараться угождать своему объекту «любви», выражать покорность и восхищение.

Эмоциональная зависимость - возникает в результате желания человека уцепиться за кого-то другого, кто даст надежду и защиту. Человек будет зависеть от другого и становиться беспомощным. С огромной тревогой ждать телефонного звонка, чувствовать себя покинутым, если с ним сегодня не смогли встретиться. Он будет чувствовать, что это его разрушает, отношения его унижают, но он не в силах порвать эту зависимость.

В эмоциональной зависимости всегда присутствует обида. Зависимый привязан к другому из-за своей тревоги. Но не осознавая это, он будет бесконечно жаловаться на свою несвободу и обвинять в этом другого человека. Именно он другой мешает ему жить, развиваться, быть собой и быть свободным. Невротик попадает в замкнутый круг. Он злится на другого за свою несвободу, но из-за страха быть покинутым вытесняет свое агрессивное негодование. Вытесняя агрессию он усиливает свой внутренний страх. Тревожность возрастает и зависимому приходится еще больше цепляться за другого человека дабы восстановить свое спокойствие. Страх усиливается настолько, что реальный разрыв ему представляется развалом всей его жизни. В попытке избежать такого страха и тревоги, человек уходит в контрзависимость, т.е. старается избегать любой привязанности. Пример, пройдя через одну или несколько неудачных попыток отношений, невротик старается избегать любого намека на привязанность, чтобы не попасть в болезненную зависимость.

3. Ненасытность - невротическая ненасытность может проявляться в ревности и желании абсолютной любви. Здоровый ребенок, выросший в атмосфере теплоты и безопасности, чувствует себя желанным и не требует постоянного подтверждения своей нужности и важности.

Ненасытность вызывается тревожностью. Если человек получает удовлетворение, успех, чувствует, что его любят, выполняя любимую творческую работу, ненасытность снижается. Например, девушка перестала чувствовать постоянное чувство голода получив роботу, приносящую ей удовольствие и наслаждение. И наоборот, человек может начать есть, делать большое количество покупок, потому что его отвергли или он подавляет свою злость и тревожиться. Жадность к еде, покупкам, сексу, накопительству денег. Ненасытность также может вытесняться, а потом в состоянии тревоги скромный человек начинает покупать пять пар обуви или костюмов.

Невротическая ревность отличается от ревности здорового человека тем, что она несоразмерна опасности. Ее вызывает постоянный страх утраты любви от данного человека. Поэтому любой другой интерес у объекта «любви» расценивается как потенциальная опасность.

Ненасытность невротика порождает желание абсолютной любви . Звучит это так: «Я хочу, чтобы меня любили за то, какой я есть, а не за то что я делаю». Конечно любой человек имеет такое желание. Но у невротика это превращается в требование. И это требование предполагает: любите меня вне зависимости того, что я делаю; я хочу быть любимым не давая ничего взамен; быть любимым другими и чтобы при этом они не получали от меня никакой выгоды. Если эти условия не выполняются у невротика появляются подозрения, что его любят только для того, чтобы что-то получить и удовлетворить.

Также невротик хочет постоянно получать жертвы ради любви, только тогда у него появляется ощущение, что его действительно любят. Это могут быть деньги, время, убеждения, планы и даже личностная целостность другого человека. Поиск абсолютной любви скрывает сильную враждебность, которая скрывается за невротической любовью.

В отличии от «людей-вампиров», которые сознательно могут использовать других. Невротик не осознает насколько он требователен к другим в отношениях. Осознание этого дается с трудом. Ведь он уверен, что он не может прожить жизнь, используя свои потенциалы и возможности, ему постоянно необходим другой. И именно этот другой или другие несут ответственность за его жизнь. Осознание потребует от невротика изменений его представлений и образа жизни. Это сложный, но важный этап на пути оздоровления.

(по материалам теории неврозов Карен Хорни)

Пожалуй, нет на Земле такого человек, который бы не хотел, чтобы его любили. Это вполне нормальное и естественное желание. Но всё упирается в количество и качество. Можно очень спокойно относиться к окружающим и понимать, что они вовсе не обязаны кого-то любить, а тем более выражать это явно. Но попадаются личности, которые внутренне предрасположены к тому, чтобы их любили все. Если же этого не происходит, то у претендующего на всеобщую любовь человека портится настроение.

Людей, страдающих искажённым представлением о любви, относят к невротикам. Для нормального человека очень важно, чтобы его любили не все подряд, а только те люди, которых он ценит сам. А вот невротическая потребность в любви характеризуется неразборчивостью. Проистекает она от неправильного понимания подлинной сущности высокого и чистого чувства.

Особенно это характерно для женщин. Среди них попадаются особы, которые чувствуют себя подавленными и глубоко несчастными, если рядом с ними нет кого-то, кто заботился бы о них, проявлял внимание и был бесконечно преданным. Желание найти мужа принимает навязчивую форму и по своей сути напоминает гипноз. В то же время сама дама подобного типа может быть абсолютно не способна кого-то любить, а её отношение к сильному полу изначально скверное и чисто потребительское.

Основной чертой невротической любви является ненасытность . Чаще всего она проявляется в ревности. Под ревностью понимается не поведение, основанное на реальных фактах, а категоричная претензия на свою исключительность: "Ты обязан любить лишь меня, на остальных ты не должен обращать внимание". В дополнение к этому можно добавить и ещё одну установку: "Твоя любовь ко мне не должна зависеть от того, как я поступаю и веду себя".

Невротика постоянно посещают мысли, что любовь партнёра основывается на материальной выгоде или сексуальном удовлетворении. А он должен любить по-настоящему и жертвовать при этом своей репутацией, рабочим временем, какими-то моральными принципами. Если же какое-то требование не выполняется, то невротик рассматривает это как предательство.

Для невротической любви характерна повышенная чувствительность к равнодушию и отвержению . Даже незначительное невнимание может породить чувство ненависти. Всё это превращает невротика в отрицательную личность, общение с которой строго противопоказано. Но почему всё-таки такие люди сами создают себе проблемы на ровном месте и никак не могут утолить своё непомерное желание быть любимыми?

Дело здесь в том, что невротик не понимает, что лишён дара кого-то любить. Он даже не догадывается об этом, но в то же время убеждён, что как раз он-то и способен на высокое чистое чувство. Этот самообман необходим ему для того, чтобы оправдывать свои непомерные претензии и амбиции на любовь по отношению к себе. В действительности же ему глубоко наплевать на других людей. Но осознать это подобная личность не может в силу своего психотипа.

Есть и ещё одна причина. Она неразрывно связана со страхом быть отвергнутым . Невротики находятся в постоянном напряжении, боясь, что другие люди их оттолкнут. Иногда они даже боятся дарить подарки из опасения, что те могут быть не приняты.

Как же объясняют причины невротической любви специалисты ? Они указывают на заниженную самооценку. Отсюда и проистекает желание быть в центре внимания, чтобы почувствовать свою значимость. Следует также учитывать и особенности психики таких людей. Всеобщее внимание и признание они стремятся завоевать через любовь, а не через успехи в профессиональной деятельности или какие-то иные достижения. Жить с таким человеком очень трудно и сложно. Но тому ещё труднее, так как всё время приходится добиваться мифических целей, не имеющих ничего общего с реальностью.

Эрос в пожилом возрасте это элементарная невоспитанность?
Многие пожилые люди сами себе запрещают радость от эроса. Почему?
Ведь эрос в пожилом возрасте - это по большей части не сам процесс общения, а возможность побыть в компании с желанным человеком. Если нигде не бываешь и ни с кем не общаешься, то получить желаемое становится проблематичным.
Бывает так, что у мужчины или женщины в пожилом возрасте сложилась ситуация, когда он, человек с избытком энергии влечения, оказался с субъектом желания, который не особо получает удовольствие от общения с ним, то эрос это такой способ, который дает возможность избежать трудностей взаимоотношений. В эросе человек испытывает невероятные моменты спонтанности. Это волшебно! Некоторым людям в пожилом возрасте какое-то время без эроса становится плохо физически. Эрос - это больше, чем интимность. Эрос - это реализация своих фантазий и "задора". Если спутник по жизни оказался "унылым", холодным и грубым, а спальная комната похожа на операционную, это может привести к одиночеству и депрессии. В пожилом возрасте нужны не только деньги, но и эрос. Можно с уверенностью констатировать, что каждому пожилому нужны эрос и деньги. С помощью денег и эроса можно получить хотя бы немного тепла и комфорта, которого так недостает пожилом возрасте. Подчас дети и родные просто забывают пожилого человека.
Западные психологи, считают, что в пожилом возрасте состояние влюбленности и сильные положительные эмоции стимулируют организм и увеличивает продолжительность жизни.
Восточные учения, проповедующие полное воздержание и сублимацию сексуальной энергии, наоборот, утверждают, что жизненные силы человека истощаются в связи с тем, что в этот момент расходуется энергия жизненности. Они считают, что радость вредит сердцу, печаль - легким, страх - легким. В столь тонком вопросе, как расходовать нашу энергию на увеличение продолжительности активной жизни нет стопроцентных верных рекомендаций.
Судзуки Сёсан, знаменитый в Японии воин, адепт и наставник дзен-буддизма писал: "Если будешь бездумно прилагать усилия и подвергать себя лишениям. то просто растратишь силы и уменьшишь скрытые возможности, и без всякого смысла.
Когда психологическое состояние неправильное, сосредоточение только ухудшит его. Сосредоточение - это средство раскрытия возможностей, поэтому очень важно остерегаться истощения. Необходимо просто совершенствовать свою волю и стать неподдельным". Судзуки Сёсана относился к определённым типам медитаций и экзотерических практик настороженно и считал, что бездумные занятия "духовными практиками" могут привести к психическим и физическим болезням. Множество адептов дзен-буддизма погибли в результате своих исканий, даже не достигнув пожилого возраста. Разумно ли ломать своё мировоззрение, умерщвлять плоть и отказываться от радостей жизни ради того, чтобы дожить до ста двадцати лет? Стоит ли жертвовать качеством жизни ради обретения бессмертия, развития паранормальных способностей, достижения просветления и состояния перманентной безмятежности и т.п.
Такие люди посвящают себя только йоге, днем и ночью упражняются, медитируют, молятся богам, оттачивая волю и настраивая свой дух. Разумные, без чрезмерного напряжения занятия аэробикой, плаванием, медленным бегом, "скандинавской ходьбой" или езды на велосипеде являются более, эффективными в смысле продолжительности жизни. Для достижения долголетия, главное иметь непосредственный контакт с другими человеческими существами, животными, растениями и помимо пищи, питья - деньги!
Главное помнить, каждому пожилому человеку о непостоянстве страсти. Помнить, что неспособность ставить под контроль свои собственные желания, когда этого требует общество, является элементарной невоспитанностью.

Ян Сьтюарт-Гамильтон в своей книге «Психология старения» пишет:
«Сексуальность и старение

Простое наблюдение показывает, что средства массовой информации изображают секс как прерогативу молодых и худых, а направленный против старости юмор говорит, что пожилые люди, которые хотят иметь сексуальную жизнь, либо отвратительны, либо безумны. Даже те люди, которых средства массовой информации окрестили «секс-символами», выбраны потому, что в основном они «выглядят моложе своего возраста». Соответственно пожилые люди не получают из ежедневных источников поддержки того, что желание вести сексуальную жизнь в любой период зрелой жизни - это нормально и благотворно для здоровья. Следовательно, не будет неожиданным обнаружить, что открытый интерес к сексу уменьшается после 50 лет (5е§гауез апс! 5е§гауез, 1995), и частично это вызвано негативным общественным мнением (хотя болезни и медикаментозное лечение, влияющее на половое влечение, также вносят свой существенный вклад).
Существует ряд проблем, связанных с изучением сексуальности в старости. Первая - это эффект когорты: пожилые люди были воспитаны в менее терпимое время, и им непривычно (и действительно может недоставать словарного запаса) говорить на темы секса. Анализируя историю исследований сексуальной активности в старости, Гибсон (СяЪзоп, 1992) обнаружил, что чем «свежее» исследование, тем больше в нем «признаний» в наличии сексуальных отношений. Традиционной проблемой в исследованиях секса является нежелание людей участвовать в подобных исследованиях (и наоборот, участники, которые выражают слишком большое желание участвовать в исследовании, могут также давать неправильный уклон в результатах). Таким образом, группы пожилых людей могут предоставлять меньше информации не потому, что они имеют сексуальные контакты менее часто, а потому, что они меньше хотят говорить об этом. Другая проблема, также приводимая многими исследователями, связана с тем, что составляет понятие «секс». Если рассматривать проникающее половое сношение как единственный критерий секса, то пожилые люди могут показать гораздо большее ухудшение активности, чем если бы рассматривался более широкий набор критериев. Однако следует отметить, что сексуально активные пожилые люди в основном сообщают об очень большом удовлетворении независимо от того, какой вид секса они позволяют себе (МаиЫаз е{ а!., 197; 5коо§, 1996). Следующая проблема - проблема возможностей. Поскольку женщины в среднем живут дольше мужчин, то существует гораздо больше пожилых женщин, чем мужчин. Следовательно,
воз­можности пожилых женщин к гетеросексуальным контактам уменьшаются и активность может снижаться не из-за потери способности или желания, а из-за отсутствия подходящего партнера. Для мужчин самыми большими проблемами являются обычно неспособность поддерживать эрекцию и/или недостаток физических сил для полового сношения. Если взять данные у Гибсона (СНЬзоп, 1992), около 10-20% пожилых мужчин и 35% (или более) пожилых женщин не имеют сексуальной жизни (хотя следует отметить, что цифры значительно варьируются от исследования к исследованию). Последняя проблема, которую следует
упомя­нуть здесь, - это недостаточное лечение, потому что врачи могут недооценивать или игнорировать сексуальность пожилых людей (Синагог!, 1998; Мауегз апс! МсВпс1е, 1998); в основном высокий процент случаев сексуальных расстройств у пожилых людей остается невылеченным (Сос1зсЬа1к, 518оп апс! МиПщап, 1997).
Обычно в добавление к ограничениям в физическом здоровье уровень сексуальной активности зависит от уровня этой активности в молодости (например, Магглп, 1981). Это подразумевает, что, как уже отмечалось, состояние человека в старости определяется его поведением в более ранние периоды жизни. Тем не менее следует помнить, что половое влечение весьма индивидуально (Маз1ег5 апс! ^/оЬпзоп, 1996), и будет неправильным предполагать, что существует «правильный» уровень активности или что сексуальная активность необходима для благополучного старения».

Уверенность в любящих отношениях – это про то, как сохранять внутреннюю опору в себе и давать опору вашим отношениям, когда всё становится сложно. А с живыми людьми и живыми отношениями это случается.
И тогда от вашего понимания, и устойчивости, и уверенной активности очень зависит, как ваша любовь пройдёт через штормы.

Например, после долгого нежного, чувственного, понимающего, идеального периода – упс! – вы внезапно можете услышать, что другой решил(а) прекратить отношения. Или взять паузу. / «Ушли чувства», «я понял(а), что это не те отношения/ у нас нет будущего».

Или вы сами разочарованы: что-то ушло. Нет таких чувств, которые были прежде. Какая-то обыденность, день за днём. Прежде было иначе. Возможно, это закончилась любовь? Стоит ли тогда это продолжать?..

Или человек рядом с вами взял всю ответственность: он знает и готов снова и снова вам объяснить, как правильно. Лично вам просто надо как следует постараться, чтобы ему(ей) соответствовать, - но ведь это ради вас же, вы знаете, что это искренне так. Отчего же вам так больно и безнадёжно?..

Дефицит любви
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/deficit_l...
Дефицит любви - неудовлетворенная потребность в любви. Человек хочет любить и получать это в ответ от окружающего мира. Если человек ждал любовь, но ее не получил, то он перестает любить сам, он становится жадным до любви. При этом он не готов отдавать, а готов только брать. Дефицит любви деформирует личность и формирует опасные для здоровья зависимости, коих великое множество. Среди них алкогольная, наркотическая, компьютерная, профессиональная и даже... любовная.
Есть мнение, чтобы в жизни человека не было дефицита любви, он должен себя любить, и тогда его полюбят окружающие.

Материал Психологос
Автор Н.И. Козлов
Любовь мужчины и женщины
Любовь между мужчиной и женщиной бывает очень разная: любовь и влюбленность, любовь-страсть и любовь-привычка, любовь потребительская и любовь дающая... Что определяет эти, такие разные, виды любви? От чего зависит, как мы любим? Какая любовь - это во многом зависит от того, что лежит в ее основе: физиология или социальные стереотипы, чувства или разум, душа здоровая и богатая - или одинокая и приболевшая... Любовь каждого из нас - отражение нашей личности, и наше общее к людям и жизни, развитость наших позиций восприятия во многом определяетвид и характер нашей любви .
Любовь не сводится ксексуальному влечению , однако сексуальное влечение - самая традиционная основа любви (в нейробиологии, на основе изучения работы мозга влюбленных, любовь определяется как «дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей»). За юношеской влюбленностью сексуальное влечение стоит практически всегда. В отношениях зрелых людей сексуальное влечение присутствует более скрыто, однако никуда не исчезает: перерывы в сексуальной жизни и накопление вследствие этого половых гормонов обычно делает отношения болеенежными .

О любви нужно говорить долго, но если коротко, толюбовь - это бескорыстная и радостная забота . Это забота, но в отличие от бытового обслуживания, здесь позаботиться - радость! Разреши мне сделать тебя счастливой!

Если любит взрослый, умный и ответственный человек, к любви добавляются и другие требования: любовь должна быть не слепой, а зрячей и умной, не только чувством, но и ответственным поведением. Любовь без уважения недолговечна и непостоянна, уважение без любви - холодно и немощно.
Если, конечно, мы говорим о любви, а не только о влюбленности.Любовь и влюбленность многие путают, а зря...
Любовь, при этом - это не просто определенное поведение и чувства, этоопределенный образ жизни со своими ценностями , мировосприятием, направленностью внимания и даже дыханием и интонациями.Жить с любовью, жить в состоянии любви - вполне реально, это вполне житейски приемлемо, полезно для здоровья, социально приветствуется и приносит не только радость, но и более весомые жизненные блага.

В. Фраекл о любви
Неповторимость человека заключается в той неповторимости отношений "двоих", то есть интимной общности одного человека с другим. Человеку предоставляется "манна небесная" - "путь любви, или правильнее сказать, путь быть любимым. Без какого-либо собственного вклада, без какого бы то ни было усилия или труда - по милости божьей, так сказать, - человек получает то, что возможно лишь при реализации его своеобразия и неповторимости.<..> Любовь не заслуживают, любовь - это просто милость, ...это волшебство. ...любовь значительно увеличивает полноту восприятия ценностей" (с.245).
Любовь по Франклу - это прикосновение к чужому "Я", к личности любимого к трем способам отношения к ней. "Самый примитивный подход относится к самому внешнему слою: это сексуальное отношение. Физическая внешность другого человека оказывается сексуально возбуждающей...<..> На ступеньку выше стоит эротическое отношение" (с.246) .
Эротическое отношение - это передача сексуальных эмоций, художественное изображение секса и обнажённого тела.
. "Эротика проникает в следующий, более глубокий слой, входит уже в психическую сферу другого человека. Такое отношение к партнеру, рассматривается как одна из фаз взаимоотношений с ним, соответствует тому, что мы называем "сильным увлечением". Физические качества партнера возбуждают нас сексуально, но в тоже время мы "увлечены" и другими психическими - его достоинствами. Увлеченный человек находится уже не просто в состоянии физического возбуждения; скорее возбуждается его собственно психологическая эмоциональность - она возбуждается особой (но не единственной в своём роде) психической организацией партнера, скажем, какими-то конкретными чертами его характера. Итак, чисто сексуальное отношение направлено на физическую сущность партнера и не способно идти дальше этого уровня.
Эротическое отношение, "отношение увлеченности", направлено на физическую сущность партнера (на передачу сексуальных эмоций, художественное изображение секса и обнаженного тела), но оно не проникает в сердце другого человека. это делается только на третьем уровне отношений: на уровне самой любви. Любовь (в самом узком смысле этого слова) представляет конечную стадию эротического отношения (в самом широком смысле этого слова), так как только она проникает наиболее глубоко в личностную структуру партнера. Любовь представляет собой вступление во взаимоотношения с другим человеком как с духовным существом. Духовная близость партнеров является наивысшей достижимой формой партнерства" (с.246-247).
Духовная близость это когда люди имеют схожие интересы и жизненные цели, увлекаются одними и теми же книгами, примерно одинаково оценивают людей и события. А душевная близость это способность чувствовать и разделять переживания друг друга.
"Духовная близость партнеров является наивысшей достижимой формой партнерства. Тому, кто любит, уже не достаточно больше для возбуждения соответствующего физического и эмоционального состояния - его по-настоящему затрагивает только духовная близость партнера. Любовь таким образом является вхождением в непосредственные отношения с личностью любимого, с его своеобразием и неповторимостью.
Духовное ядро является носителем тех психических и телесных характеристик, которые привлекают эротически и сексуально расположенного человека... Этот другой человек "имеет" любимый, а то, чем является он сам....единственный в своем роде, незаменимый и не сравнимый ни с кем" (с.247).

Карен Хорни

Тема, которую я хочу сегодня предложить вашему вниманию, это невротическая потребность в любви. Я, возможно, не представлю вам новых наблюдений, так как вы уже знакомы с клиническим материалом, который многократно излагался в той или иной форме. Предмет столь обширен и сложен, что я вынуждена ограничиться только некоторыми аспектами. На описании имеющих отношение к этому вопросу явлений я остановлюсь как можно короче, и подробнее - на обсуждении их значения.

Под термином «невроз» я понимаю не ситуационный невроз, а невроз характера, который начинается в раннем детстве и захватывает всю личность, более или менее поглощая ее.

Когда я говорю о невротической потребности в любви, я имею в виду явление, с которым мы встречаемся в наше время в различных формах почти в каждом неврозе, в разной степени осознаваемое и проявляющееся в преувеличенной потребности невротика в эмоциональной привязанности, позитивной оценке окружающих, их советах и поддержке, также как и в преувеличенной чувствительности к фрустрации этих потребностей.

В чем разница между нормальной и невротической потребностью в любви? Я называю нормальным то, что обычно для данной культуры. Все мы хотим быть любимыми и наслаждаемся, если это удается. Это обогащает нашу жизнь и наполняет нас счастьем. В такой степени потребность в любви, или, точнее, потребность быть любимым, не является невротической. У невротика потребность быть любимым преувеличена. Если официант или газетчик менее любезны, чем обычно, невротику это портит настроение. Если на вечеринке не все настроены к нему дружелюбно - тоже. Нет нужды множить примеры, потому что это явление хорошо известное. Разница между нормальной и невротической потребностью в любви может быть сформулирована так: для здорового человека важно быть любимым, уважаемым и ценимым теми людьми, которых он ценит сам, или от которых он зависит; невротическая потребность в любви навязчива и неразборчива.

Невротические реакции лучше всего выявляются при анализе, так как в отношениях пациент - аналитик присутствует одна характерная черта, отличающая их от других человеческих отношений. При анализе относительное отсутствие эмоциональной вовлеченности врача и свободное ассоциирование пациента создают возможность наблюдать эти проявления в более ярком виде, чем это случается в повседневной жизни. Невротические расстройства могут различаться, но мы видим снова и снова, сколь многим пациенты готовы пожертвовать, чтобы заслужить одобрение аналитика, и как они щепетильны во всем, что может вызвать его неудовольствие.

Среди всех проявлений невротической потребности в любви я хотела подчеркнуть одно, весьма обычное для нашей культуры. Это переоценка любви. Я имею в виду, в частности, тип невротических женщин, которые чувствуют себя в опасности, несчастными и подавленными всегда, пока рядом нет никого бесконечно им преданного, кто любил бы их и заботился о них. Я имею в виду также женщин, у которых желание выйти замуж принимает форму навязчивости. Они застревают на этой стороне жизни (выйти замуж) как загипнотизированные, даже если сами абсолютно неспособны любить и их отношение к мужчинам заведомо скверное. Такие женщины, кроме того, обычно неспособны развивать или реализовать свои творческие возможности, даже если они талантливы.

Существенная характеристика невротической потребности в любви - это ее ненасытность, выражающаяся в ужасной ревнивости: «Ты обязан (а) любить только меня!» Мы наблюдаем это явление у множества супружеских пар, в любовных интригах и даже дружбах. Под ревностью я понимаю здесь не реакцию, основанную на действительных фактах, а именно ненасытность и требование быть единственным предметом любви.

Еще одно выражение ненасытности невротической потребности в любви - это потребность в безусловной любви. «Ты обязан (а) любить меня независимо от того, как я себя веду». Это очень важный фактор, который нужно особенно учитывать при начале анализа. В это время у аналитика может возникнуть впечатление, что пациент как бы провоцирует его, но не с помощью прямой агрессии, а, скорее, всем свои видом вопрошая: «Ты все еще любишь меня, даже несмотря на то, что я такой (ая) противный (ая)?» Такие пациенты реагируют на малейшей изменение голоса аналитика, как бы ища доказательства; «Вот видишь, все-таки ты меня не выносишь». Потребность в безусловной любви выражается также в их требовании, чтобы их любили, даже если они ничего не дают взамен: «Любить того, кто тебе отвечает взаимностью, не так уж сложно, а поглядим-ка, сможешь ли ты полюбить меня, не получая взамен ничего». Даже тот факт, что пациент должен платить аналитику, служит для него доказательством, что изначальное намерение терапевта вовсе не помогать: «Хотел бы помочь - не брал бы денег». Аналогичные взгляды обнаруживаются и в их отношении к собственной любовной жизни; их типичные представления: «Он (а) любит меня только потому, что получает от меня половое удовлетворение». Партнер обязан постоянно доказывать свою «настоящую» любовь, жертвуя своими нравственными идеалами, репутацией, деньгами, временем и т. п. Любое невыполнение этих всегда абсолютных требований интерпретируется невротиком как предательство.

Наблюдая ненасытность невротической потребности в любви, я спрашивала себя - добивается ли невротическая личность любви к себе, или на самом деле всеми силами стремится к материальным приобретениям? Не выступает ли требование любви только прикрытием тайного желания что-то получить от другого человека, будь то расположение, подарки, время, деньги и т. п.? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Существует чрезвычайно широкий спектр отношений: от действительно страстного желания дружбы, помощи, признания и т. п. до тех случаев, когда вообще отсутствует какая-либо заинтересованность в эмоциональных привязанностях, а налицо лишь стремление воспользоваться другим, вытянуть из него все, что только удастся. И между этими двумя крайностями - все виды переходов и оттенков.

Здесь будет уместно сделать такое замечание. Есть люди, которые сознательно не признают любви, говоря: «Все эти разговоры о любви - просто ерунда. Вы дайте мне что-нибудь реальное!» Как правило, эти люди очень рано столкнулись с жестокостью жизни, и считают, что любви просто не бывает. Они полностью вычеркивают ее из своей жизни. Верность этого предположения подтверждается анализом таких личностей. Если они проходят анализ достаточно долго, они иногда все же соглашаются, что доброта, дружба и привязанность действительно существуют. И лишь тогда, как бы изменяя соотношения в системе сообщающихся сосудов, исчезает их ненасытная страсть к материальным доказательствам чувств. Подлинное желание быть любимым начинает одерживать верх, сперва потихоньку, а затем все явственней и явственней. Существуют случаи, в которых связь между ненасытной потребностью в любви и общей жадностью очень хорошо просматривается. Когда люди с такой характерной невротической чертой ненасытности вступают в любовные отношения, а потом отношения рвутся по внутренним причинам, некоторые начинают очень много есть и никак не могут наесться, набирая за короткий период по двадцать фунтов и даже более. Но они же легко теряют лишний вес, заведя новые любовные отношения. И так повторяется снова и снова.

Другой признак невротической потребности в любви - чрезвычайная чувствительность к отвержению, которая так часто встречается у истерических личностей. Любые нюансы и в любых отношениях, которые можно было бы истолковать как отвержение, они воспринимают только так, и отвечают на это проявлениями ненависти. У одного моего пациента был кот, который иногда позволял себе не реагировать на его ласку. Однажды, придя из-за этого в ярость, пациент просто шмякнул кота об стенку. Это достаточно демонстративный пример ярости, которую может вызвать у невротика отвержение.

Реакция на реальное или воображаемое отвержение не всегда настолько очевидна, нередко ее скрывают. В процессе сеансов скрытая ненависть может проявиться в недостатке «отдачи» от пациента, выражаться в форме сомнений в целесообразности анализа или в других формах сопротивления. Пациент может начать сопротивляться, потому что воспринял ваши интерпретации как отвержение. Вы думаете, что дали верное истолкование, а он не видит ничего, кроме критики и осуждения.

Пациенты, у которых мы встречаем непоколебимое, хотя и бессознательное убеждение, что любви не существует, обычно страдали от жестоких разочаровании в детстве, которые заставили их вычеркнуть из своей жизни любовь, привязанность и дружбу раз и навсегда. Такое убеждение одновременно служит укрытием от реального переживания отвержения. Вот пример: у меня в кабинете стоял скульптурный портрет дочери. Пациентка призналась, что давно хочет спросить, нравится ли мне он. Я сказала: «Поскольку это изображение моей дочери, то нравится». Пациентку потрясли мои слова, потому что она - не осознавая этого - считала любовь и привязанность пустыми словами. В то время, как одни пациенты защищают себя от реального переживания отвержения тем, что решают заранее, что их нельзя полюбить, другие защищаются от разочарования сверхкомпенсацией. Они воспринимают реальное отвержение как своеобразное выражение высокой оценки. Вот три недавних примера из моей практики. Один пациент нерешительно обратился в какое-то учреждение в поисках места, где ему сказали, что эта работа - не для него - типичный американский вежливый отказ. Он воспринял это как то, что он слишком хорош для этой работы. Другая пациентка фантазировала, что после сеансов я подхожу к окну, чтобы проводить ее взглядом. Позднее она призналась в сильном страхе перед отвержением с моей стороны. Третий пациент был одним из тех немногих, к которым мне было трудно испытывать чувство уважения. В то время, как у него были сновидения, которые ясно указывали на его убеждение в том, что я его осуждаю, сознательно он вполне преуспел в самообмане и считал, что ужасно мне нравится.

Если мы уже осознали, как велика невротическая потребность в любви, сколько жертв хотела бы невротическая личность принять от других и как далеко готов зайти невротик в своем иррациональном поведении, чтобы быть любимым и ценимым, встречать всеобщее одобрение, получать советы и помощь, то мы должны спросить себя теперь, почему ему так трудно добиться всего этого.

Ему никогда не удается достичь того накала любви, в котором он нуждается. И причина одна - ненасытность его потребности в любви, для которой - за редким исключением - всегда будет мало. Если мы пойдем глубже, то мы найдем и другую причину. Это неспособность невротической личности любить.

Любви очень трудно дать определение. Давайте здесь ограничимся общим и ненаучным определением любви, как способности и желания спонтанно отдаваться другим людям, делу или идее, вместо того, чтобы в эгоцентрической манере подгребать все под себя. Невротик к этой отдаче неспособен из-за тревоги и сильной скрытой и явной вражды к окружающим, которую он чаще всего приобрел очень рано и, обычно, из-за дурного с ним обращения. Эта враждебность в ходе развития становилась все больше. Однако невротик из страха перед ней вытеснял ее. В результате, то ли из-за страха, то ли из-за враждебности, он никогда не способен «отдать себя на милость победителя». По той же причине он никогда не способен встать на место другого. Он не задумывается над тем, сколько любви, времени и помощи может или хочет дать ему другой человек - он хочет только всего времени и всей любви! Поэтому он принимает за оскорбление любое желание другого иногда побыть одному или интерес другого к чему-то или кому-то еще, кроме него.

Невротик не отдает себе отчета в своей неспособности любить. Он обычно даже не знает, что он не умеет любить. Иногда, правда, этот факт до некоторой степени осознается. Некоторые невротики даже признают открыто: «Нет, я не умею любить». Однако, гораздо чаще невротик живет иллюзией, что он величайший из влюбленных и способен на величайшую самоотдачу. Он будет уверять нас: «Мне легко все делать для других, я не умею делать этого лишь для себя». Но даже если это действительно так, это происходит не из-за природной склонности к материнской заботливости о других, как он считает, а по другим причинам. Это может быть обусловлено его жаждой власти или страхом, что другие не будут его принимать, если он не будет им полезен. Более того, у него может быть глубоко укоренившийся запрет на то, чтобы сознательно желать чего-нибудь для себя, или на то, чтобы желать быть счастливым. Эти табу в сочетании с тем, что по вышеупомянутым причинам невротические личности могут иногда что-то сделать для других, укрепляют их иллюзию, что они умеют любить и любят глубоко. Они держатся за этот самообман, так как он выполняет очень важную функцию оправдания их претензий на любовь. Именно этот самообман позволяет невротику требовать все больше любви от других, а это было бы невозможно, если бы он действительно осознавал, что на самом деле ему на них наплевать.

Эти рассуждения помогают понять иллюзию «великой любви», на которой я не буду сегодня останавливаться.

Мы начали обсуждать, почему невротическим личностям трудно достичь любви, помощи, привязанности, которых они жаждут. Пока мы обнаружили две причины: ненасытность желания быть любимым и неспособность любить самому. Третья причина - непомерный страх отвержения. Этот страх может быть так велик, что часто не позволяет им подойти к другим людям даже с простым вопросом или участливым жестом. Они живут в постоянном страхе, что другой человек их оттолкнет. Они могут бояться даже преподносить подарки - из страха отказа.

Мы имеем много примеров того, как реальное или воображаемое отвержение порождает усиленную враждебность в невротических личностях этого типа. Страх быть отвергнутым и враждебная реакция на отвержение заставляют невротика все больше и больше удаляться от людей. В некоторых случаях участие и дружелюбие облегчают на какое-то время его состояние. Более жестоко невротизированные личности уже не могут принять человеческое тепло. Их можно сравнить с умирающими от голода, которые могли бы взять еду, если бы руки не были связаны за спиной. Они убеждены, что их никто не сможет полю бить - и это убеждение непоколебимо. И проявляется не только в любовных отношениях, а в любой ситуации. Вот пример. Один из моих пациентов хотел припарковаться перед отелем, швейцар подошел ему помочь. Увидев, что к нему идет швейцар, мой пациент в страхе подумал: «Господи, я, должно быть, припарковался не там!». Когда какая-нибудь девушка проявляла дружелюбие и шутила с ним, он считал это сарказмом. Аналитики знают, что если такому пациенту сделать искренний комплимент, например, о его уме, он будет убежден, что вы действуете только из терапевтических побуждений и не поверит вашей искренности. Недоверие это может быть в большей или меньшей степени сознательным.

Дружелюбие может вызвать особенно сильную тревогу в случаях, близких к шизофрении. Мой коллега, имеющий большой опыт работы с шизофрениками, рассказывал мне о пациенте, который иногда просил его о внеочередном сеансе. Имея определенный опыт, мой друг каждый раз делал недовольное лицо, рылся в записной книжке и ворчал: «Ну хорошо, так и быть, приходите…». Он играл эту роль каждый раз, потому что знал, какую тревогу может посеять дружелюбие в таком человеке. Подобная реакция часто бывает и при неврозах.

Пожалуйста, не путайте любовь с сексом. Одна пациентка как-то сказала мне: «Я совсем не боюсь секса, я ужасно боюсь любви». И в самом деле, она едва могла выговорить слово «любовь», и делала все, что было в ее силах, чтобы держать внутреннюю дистанцию от людей, проявляющих это чувство. Она легко вступала в сексуальные отношения и достигала оргазма. Эмоционально, однако, она оставалась очень далека от своих мужчин и говорила о них с такой степенью отстраненности, с которой обычно обсуждают автомобили.

Этот страх перед любовью заслуживает более подробного обсуждения. По сути, такие люди защищаются от своего страха перед жизнью - их основной тревоги, поэтому они запирают все двери и сохраняют свое ощущение защищенности тем, что отказываются выйти наружу.

Часть проблемы - это их страх перед зависимостью. Так как эти люди действительно зависят от любви других и нуждаются в ней, как в воздухе, опасность попасть в мучительное зависимое положение действительно очень велика. Они тем более боятся любой формы зависимости, что убеждены во враждебности к ним других людей. Одна молодая девушка до начала анализа несколько раз завязывала любовные отношения более или менее сексуального характера, и все они кончались ужасным разочарованием. Всякий раз она была глубоко несчастна, погружалась в ощущение собственного ничтожества, чувствовала, что может жить только для этого человека и вся ее жизнь потеряна без него. На самом же деле она совершенно не была привязана к своим мужчинам и не испытывала к ним никаких особых чувств. После ряда таких переживаний ее позиция изменилась на противоположную, на сверхтревожный отказ от любой возможной зависимости. Чтобы избежать этой опасности, она полностью отключила свои чувства. Все, чего она хотела теперь - это получить власть над мужчинами. Иметь чувства или показывать их стало для нее слабостью и подлежало осуждению. Этот страх распространялся и на аналитика. Я начала работать с ней в Чикаго, потом я переехала в Нью-Йорк. Не было причин ей не отправиться со мной, так как она могла работать и в Нью-Йорке. Однако то, что ей пришлось отправиться туда из-за меня, так мучило ее, что она три месяца донимала меня, постоянно жалуясь, какое мерзкое место Нью-Йорк. Мотив был такой: никогда не уступать, никогда ничего не делать для другого, потому что это означает зависимость и потому опасно.

Есть и более важные причины, по которым невротику так трудно найти удовлетворение. Но я хотела бы прежде перечислить те типичные для него пути к удовлетворению, которые, думаю, хорошо вам знакомы. Основные средства, которыми невротик пытается достичь удовлетворения своей потребности в любви - это: привлечь внимание к своей собственной любви, воззвать к жалости к себе и…угрожать.

Первое означает: «Раз я так тебя люблю, то и ты должен любить меня» [что, как мы знаем, вовсе не является обязанностью - М. Р.]. Форма может быть разная, но занимаемая позиция почти общая. Это очень распространенная установка на любовь.

Все мы знакомы с их взыванием к жалости. Оно предполагает полное неверие в любовь и убежденность в базисной враждебности всех людей вокруг, поэтому невротик исходит из того, что только подчеркиванием своей беспомощности, слабости и жалкой участи можно чего-нибудь добиться.

Последний довод - это угроза. Как в берлинской поговорке: «Люби меня, а не то убью». Мы сталкиваемся с таким отношением достаточно часто, как при анализе, так и в повседневной жизни. Это могут быть открытые угрозы причинить вред другому или себе; сюда же относятся угрозы самоубийства, угрозы подорвать репутацию и т. п. Они могут быть замаскированными - выражаясь, например, в форме болезни - когда какое-то из любовных желаний не удовлетворено. Бессознательно реализуемые угрозы могут приобретать самые замысловатые формы.

Мы наблюдаем их бесчисленное разнообразие в любовных связях, браках и отношениях врач - пациент.

Как может быть понята эта невротическая потребность в любви с ее постоянной преувеличенностью, патологической навязчивостью и ненасытностью? Есть различные возможности истолкования. Многие считают, что это не более, чем инфантилизм, но я с этим не согласна. По сравнению с взрослыми, дети действительно больше нуждаются в поддержке, помощи, защите и тепле - Ференци написал много хороших статей на эту тему. Это естественно, потому что дети беспомощнее взрослых. Но здоровый ребенок, растущий в доме, где с ним хорошо обращаются и он чувствует себя желанным, где по-настоящему теплая атмосфера - такой ребенок вполне сыт любовью. Если он упал, он пойдет к маме за утешением. Но ребенок, намертво вцепившийся в мамин передник, - уже невротик.

Можно подумать, что невротическая потребность в любви - это выражение «фиксации на матери». Это вроде бы подтверждается сновидениями, в которых прямо или символически выражается желание припасть к материнской груди или вернуться в материнскую утробу. История детства таких лиц действительно показывает, что они или не получили достаточно любви и тепла от матери, или что они уже в детстве были вот так компульсивно к ней привязаны. В первом случае невротическая потребность в любви - выражение упорно сохраняющегося желания во что бы то ни стало добиться материнской любви, которая не была в детстве предоставлена им свободно. Это, однако, не объясняет, почему такие дети не принимают другое возможное решение - удалиться от людей, а настойчиво выдвигают требование любви. Во втором случае можно подумать, что это прямое повторение цепляния за мать. Такое толкование, однако, просто отбрасывает проблему в более раннюю фазу, не решая ее. По-прежнему требуется объяснение, почему ребенку с самого начала это было так необходимо? Какие динамические факторы поддерживают в дальнейшей жизни установку, приобретенную в детстве, или делают невозможным уход от инфантильной установки? В обоих случаях вопрос остается без ответа.

Во многих случаях очевидным истолкованием кажется то, что невротическая потребность в любви - это выражение особенно сильных нарциссических черт. Как я указывала ранее, такие люди реально неспособны любить других. Они настоящие эгоцентрики. Я думаю, однако, что слово «нарциссический» надо употреблять очень осторожно. Есть большая разница между себялюбием и тревожной эгоцентричностью. Невротики, о которых я говорю, имеют какие угодно, но только не хорошие отношения с самим собой. Как правило, они относятся к себе как к злейшему врагу и нередко открыто бранят себя. Как я покажу позже, они нуждаются в любви для того, чтобы ощутить себя в безопасности и поднять свою заниженную самооценку.

психологических

Такое истолкование помогает нам понять некоторые случаи к злейшему врагу и нередко открыто бранят себя. Как я покажу позже, они нуждаются в любви для того, чтобы ощутить себя в безопасности и поднять свою заниженную самооценку.

Есть еще одно возможное объяснение - это страх утраты любви, который Фрейд полагал присущим женской психике. Действительно, страх потерять любовь у женщин очень велик. Возникает, однако вопрос, не нуждается ли в объяснении само явление такого страха? Я считаю, что оно может быть понято, только если мы узнаем, какое значение придает человек тому, что его любят.

Наконец, мы должны спросить, не является ли преувеличенная потребность в любви реальным либидонозным феноменом? Фрейд, несомненно, ответил бы утвердительно, для него сам по себе аффект - результат недостижимости сексуальной в своей основе цели. Хотя мне кажется, что эта концепция, мягко выражаясь, не доказана. Этнологические исследования указывают на то, что связь между нежностью и сексуальностью сравнительно позднее культурное приобретение. Если рассматривать невротическую потребность в любви как явление, в своей основе сексуальное, трудно будет понять, почему оно встречается и у невротиков, живущих вполне удовлетворительной половой жизнью. Более того, эта концепция неизбежно приведет нас к тому, чтобы рассматривать в качестве сексуальных феноменов не только стремление к дружеской привязанности, но также стремление получать советы, защиту, признание.

Если мы подчеркиваем ненасытность невротической потребности в любви, то все явление представляет собой, в терминах теории либидо, выражение «оральной эротической фиксации» или «регрессии». Эта концепция говорит о готовности свести сложнейший комплекс психологических явлений к физиологическим факторам. Я считаю, что такое предположение не только несостоятельно, но и затрудняет наше понимание психологических явлений.

Не говоря даже о валидности таких объяснений, следует признать, что все они страдают однобокостью, фокусируясь только на одной стороне явления, будь то стремление к привязанности или ненасытность, зависимость или эгоцентризм. Нам трудно при этом увидеть явление в целом. Мои наблюдения в аналитической ситуации показали, что все эти многосложные факторы - только разные проявления и выражения одного явления. Мне кажется, что мы сумеем понять явление в целом, если увидим в нем один из путей защиты себя от тревоги. Все эти люди, как правило, страдают от повышенной базальной тревоги, и вся их жизнь показывает, что их нескончаемый поиск любви - только еще одна попытка смягчить эту тревогу.

Наблюдения, проведенные в аналитической ситуации, ясно показывают, что увеличение потребности в любви наступает, когда на пациента давит какая-то особая тревога, и исчезает, когда он осознает эту связь. Так как анализ неизбежно пробуждает тревогу, пациент пытается снова и снова вцепиться в аналитика. Мы можем наблюдать, например, как пациент, находясь под прессом вытесняемой ненависти против аналитика, переполняется тревогой и начинает в такой ситуации искать его дружбы или любви. Я считаю, что большая часть того, что называют «позитивным переносом» и интерпретируют как первоначальную привязанность к отцу или к матери, на самом деле - желание найти защиту и успокоение от тревоги. Девиз такого поведения: «Если ты любишь меня, ты меня не обидишь». Как неразборчивость при выборе объекта, так и навязчивость и ненасытность желания становятся понятны, если мы увидим в них выражение потребности в успокоении. Я считаю, что значительной части зависимости, в которую так легко иногда попадает пациент при анализе, можно избежать, если выявить эту связь и раскрыть ее во всех деталях. По моему опыту, мы быстрее подойдем к реально волнующим пациента проблемам, анализируя потребность пациента в любви именно как попытку оградить себя от тревоги.

Очень часто невротическая потребность в любви проявляется в форме сексуальных заигрываний с аналитиком. Пациент выражает через свое поведение или сновидения, что он влюблен в аналитика и стремится к некоторого рода сексуальной вовлеченности. В некоторых случаях потребность в любви проявляется прямо или даже исключительно в сексуальной сфере. Чтобы понять это явление, мы обязаны помнить, что сексуальные стремления не обязательно выражают половую потребность как таковую - проявление сексуальности может также представлять вид ориентации на контакт с другим человеком. По моему опыту, невротическая потребность в любви тем охотнее отливается в форму сексуальности, чем тяжелее складываются эмоциональные отношения с другими людьми. Когда сексуальные фантазии, сновидения и т. п. появляются на ранних стадиях анализа, я принимаю их как знак того, что этот человек полон тревоги и его отношения с другими людьми никак не складываются. В таких случаях сексуальность - один из немногих, а может быть и единственный мост, перекинутый к другому человеку. Сексуальные стремления к аналитику быстро исчезают, когда их интерпретируют как потребность в контакте, основанную на тревоге, и это открывает путь к проработке тревог, которые и явились причиной прихода к аналитику.

Такое истолкование помогает нам понять некоторые случаи преувеличенных сексуальных потребностей. Излагая проблему кратко, я лишь скажу, что люди, чья невротическая потребность в любви выражается через сексуальность, склонны вступать в одну связь за другой, как будто под принуждением. Они и не могут вести себя по-другому, потому что их отношение с другими людьми слишком разлажены. Поэтому они так тяжело переносят половое воздержание. Все, что я до сих пор говорила о людях с гетеросексуальными наклонностями, применимо и к людям с гомосексуальными и бисексуальными тенденциями. Большая часть того, что кажется гомосексуальными склонностями, или интерпретируется таким образом, на самом деле нередко является выражением невротической потребности в любви.

И, наконец, связь между тревогой и преувеличенной потребностью в любви приводит нас к новому пониманию Эдипова комплекса. Фактически, все проявления невротической потребности в любви можно обнаружить в том явлении, которое Фрейд описал как Эдипов комплекс: привязанность к одному из родителей, ненасытность потребности в любви, ревность, чувствительность к отвержению и сильная ненависть в ответ на отвержение. Как вы знаете, Фрейд считал Эдипов комплекс филогенетически детерминированным в своей основе. Наш опыт работы со взрослыми пациентами, однако, заставляет нас задуматься над тем, насколько эти детские реакции, прекрасно описанные Фрейдом, обусловлены тревогой, возникающей уже к этому периоду времени. Этнологические наблюдения позволяют усомниться, что Эдипов комплекс - биологически детерминированное явление (учитывая факты, на который уже указывали Бем и другие). История детства невротиков, у которых особенно сильна привязанность к отцу или к матери, всегда полна таких обстоятельств, которые вызывают у ребенка тревогу. Чаще всего в таких случаях ребенка запугивают, а это пробуждает в нем враждебность и одновременно - снижает его самооценку. Я не могу сейчас подробно обсуждать причины, по которым вытесненная враждебность легко приводит к тревоге. В самом общем смысле можно сказать, что у ребенка возникает тревога, потому что он чувствует, что выражение его враждебных побуждений угрожало бы его безопасности и всему существованию.

Этим последним замечанием я вовсе не отрицаю существования и важности Эдипова комплекса. Я хотела бы только понять, насколько универсально это явление и до какой степени оно обусловлено невротичностью родителей.

И, наконец, я хочу кратко пояснить, что я понимаю под повышенной базальной тревогой. В смысле «тревоги живого существа» (Angst der Kreatur) - это общечеловеческое явление.

У невротика эта тревога преувеличена. Кратко ее можно описать, как чувство беспомощности во враждебном и всесильном мире. По большей части, человек не осознает эту тревогу как таковую. Он отдает себе отчет в ряде тревог самого разного содержания: страх перед грозой, страх перед улицами, боязнь покраснеть, страх заразиться, страх перед экзаменами, страх перед железной дорогой и т. п… Эти страхи, конечно, жестко определяются спецификой каждого конкретного случая. Но если мы посмотрим глубже, мы увидим, однако, что все эти страхи происходят от повышенной базальной тревоги.

Есть различные пути защитить себя от базальной тревоги. В нашей культуре чаще всего встречаются следующие способы. Первый - невротическая потребность в любви, девиз которой, как уже упоминалось: «Если ты любишь меня, ты меня не обидишь». Второй - подчинение: «Если уступать, всегда делать то, что от тебя ждут, никогда ничего не просить, никогда не сопротивляться - никто тебя не обидит». Третий путь был описан Адлером и в особенности Кюнкелем. Это компульсивное стремление к власти, успеху и обладанию под девизом: «Если я всех сильнее и выше, меня не обидишь». Четвертый путь - это эмоциональное дистанцирование от людей, как способ достижения безопасности и независимости. Одна из важнейших целей такой стратегии - стать неуязвимым. Еще один путь - это судорожное накопительство, которое в таком случае выражает не патологическое стремление к обладанию, а желание обеспечить свою независимость от других.