Кто из вас хочет быть большим. Тот, кто хочет быть первым, пусть служит всем. – О чём вы спорили по дороге

Кто из вас хочет быть большим. Тот, кто хочет быть первым, пусть служит всем. – О чём вы спорили по дороге
Кто из вас хочет быть большим. Тот, кто хочет быть первым, пусть служит всем. – О чём вы спорили по дороге

Спаситель увидел крепость веры и глубину покаяния хананеянки - и исцелил ее дочь. Так вознаграждается самая трудная для человека победа - победа над самим собой в смирении перед Всевышним, «нищета духа», к которой призывает верных Господь.

Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум. Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.

(Притчи 15:32,33)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие о Господе братья и сестры!

Евангельский рассказ о встрече Спасителя с хананеянкой принадлежит к числу тех мест Священного Писания, которые вызывают у людей поверхностных и самолюбивых внутреннее неприятие. Как тяжко больной отталкивает ложку с горьким лекарством, так и тщеславный отворачивается от заключенного в этом повествовании урока спасительного страха Божия.

В края, где жили хананеяне, Господь наш Иисус Христос удалился, чтобы хоть немного отдохнуть и от козней фарисейских, и от постоянно теснившегося вокруг него народа, требующего чудес и исцелений. Но и до язычников дошла молва о величайшем Чудотворце, и они тоже стали прибегать к Сыну Человеческому с просьбами о помощи. Среди таких была и хананеянка, пришедшая молить Спасителя об исцелении своей бесноватой дочери.

Даже и из языческих народов того времени хананеяне выделялись особой дикостью нравов. Младенцев-первенцев своих они приносили в жертву гнусным идолам, тешили бесов разнузданными оргиями, проводили жизнь во всяческих непотребствах. Иудеи, отличавшиеся хотя бы внешним благочестием и благопристойностью, с отвращением смотрели на хананеян, не считали их за людей, называли их псами.

Хананеянка, взывавшая: помилуй меня, Господи, Сын Давидов! (Мф. 15, 22), достойно преодолела искус, которому Сын Человеческий нередко подвергал искавших Его помощи: она со смирением переносила молчание Спасителя и не переставала просить. Но когда Иисус Христос наконец отверз уста, эта женщина услышала не весть об избавлении, а суровый отказ: Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам (Мф. 15, 26).

Жестокие слова! Оскорбительные слова! Спаситель в глаза назвал эту женщину и всех ее соплеменников собаками. Что должна была делать после этого хананеянка? В негодовании удалиться? Ответить бранью на брань? Или позвать сородичей, чтобы они избили Пришельца и изгнали Его из страны?

Как часто мы с вами, дерзающие называть себя христианами, из-за гораздо меньших обид возгораемся гневом. И это всякий раз, когда нам кажется, что задето наше «достоинство», унижена наша «честь». Пусть сказанное о нас - чистая правда, но мы тут же замышляем месть обличителю, а иногда и осуществляем ее. Что и говорить о случаях, когда мы, по нашему мнению, «оскорблены незаслуженно». Нам и невдомек, что это Сам Господь устами обидчика нашего обличает или испытывает нас, и это против Самого Господа ополчаемся мы в безумной своей ярости!

Не так поступила хананеянка, услышав суровые слова Спасителя. Перед ее мысленным взором предстала прожитая ею жизнь во всей ее скверне, и она поняла, что сама затянула себя в омут безысходности, что это ее грехи отразились в безумных глазах и сумасшедшей ухмылке ее дочери, что прав Тот, кто сравнил ее с нечистым псом: она действительно недостойна помощи. И на обличение Господне хананеянка смиренно отвечала: так, Господи! (Мф. 15, 27).

И еще один миг прозрения, спасший хананеянку от отчаяния, был дарован ей. Эта женщина внезапно постигла, что перед ней не только Правосудный, но и Всепрощающий, и вновь взмолилась: Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их (Мф. 15, 27).

Истинно так! Лучше слышать спасительное обличение, чем губительную лесть. Лучше питаться крохами истины, чем пресыщаться ложью. Лучше быть псом Господним, чем царедворцем диавола.

Спаситель увидел крепость веры и глубину покаяния хананеянки - и исцелил ее дочь. Так вознаграждается самая трудная для человека победа - победа над самим собой в смирении перед Всевышним, «нищета духа», к которой призывает верных Господь.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит:

Кто просит от Господа малого, тот, конечно, получит более, нежели чего стоит. Об истине сего свидетельствует мытарь, просивший отпущения грехов и получивший оправдание. Разбойник также просил только, чтобы Господь помянул его во Царствии Своем, но он первый получил весь рай в наследие.

Вправду ли Иисус Христос считал только иудеев детьми, а всех остальных псами? Конечно, нет. По слову Священного Писания, Бог властен и из камней воздвигнуть детей Аврааму, происхождением от которого кичились иудеи. В Новом Завете есть еще одно упоминание о псах - в последней главе пророчества о судьбах человечества, Богодухновенного Откровения святого Апостола Иоанна Богослова. Псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду (Откр. 22, 15) останутся вне Небесного Царства и будут ввергнуты в огненное озеро, когда наступит Судный день. Сын Божий, для Которого грядущее было открытой книгой, знал и то, что иудейские фарисеи и книжники со множеством соблазненных ими соплеменников окажутся среди таких «псов», и то, что несметный сонм праведников из некогда бывших языческих народов воссияет в Горнем Иерусалиме. Потому-то и заповедует Спаситель ученикам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). Однако Правда Божия по отношению к падшему роду человеческому - в том, что каждый стремящийся соделаться сыном Божиим должен сначала почувствовать себя псом пред очами Господними.

(Мк. 9, 35), - говорит Спаситель. Лучшие из лучших, чистейшие из чистых, мужи святые и праведные считали себя худшими из людей.

Всякая тварь сохранила то, что даровано естеству ее Творцом, а мы чрез свои беззакония потеряли совершенства и назначение, свойственные нам по природе. Поистине и звери, и скоты - честнее меня, грешного. Поистине, я - ниже всего,

Так сетовал русский подвижник преподобный Нил Сорский.

Преподобный Арсений Великий , с юности окруженный всеобщим уважением, бывший в чести при дворе императора, в поисках вечного спасения бежал от всего этого к египетским пустынножителям. Один из них, духоносный авва Иоанн Колов, решил испытать новоприбывшего. Когда все сели за трапезу, авва Иоанн взял сухарь и швырнул его Арсению, словно псу. Что же сделал преподобный Арсений, многознающий ученый, в недавнем прошлом - блистательный царедворец? Он опустился на четвереньки, схватил сухарь зубами и стал грызть его. «Старец, подобный Ангелу Божию, видит, что я хуже пса, съем же я хлеб так, как едят псы» , - решил преподобный Арсений. «Из него будет искусный инок» , - сказал после этого авва Иоанн Колов.

Подобный случай был в житии подвижника-негра преподобного Моисея Мурина . Однажды братия, сговорившись, дружно начали поносить его, называя «немытым эфиопом». Преподобный Моисей смиренно удалился, сказав себе: «Чернокожий! Не будучи человеком, как смеешь ты появляться между людьми?»

Так думали о себе святые, духовное преуспеяние которых Господь открыл в видении одному из братий. Он увидел два великих корабля: в одном - авву Арсения, безмолвно плывущего, и Духа Божия с ним, а в другом - авву Моисея, плывущего в обществе Ангелов, которые питали его медом.

В самоуничижении этих святых и праведных мужей не было и тени лицемерия. Они совершенно искренне считали себя «псами», недостойными звания человеческого.

Человек, стоящий рядом с муравьиной кучей, кажется себе великаном. Но если он начнет подниматься на горную вершину, с каждым шагом ему будут открываться все более широкие горизонты, пока он наконец не увидит себя лишь маленьким муравьем в беспредельном мире. Таков же плод духовного восхождения.

Достигший духовных высот человек становится слепым к чужим грехам и зорким к собственным несовершенствам. В других людях святой подвижник прозревает лучезарный отблеск Божественного света, к которому так стремится его дух. На дне же собственной души человек духовный видит темные воды первородного греха, готовые в миг слабости вспениться и затопить его целиком, отторгнуть от Бога. Не жалким земным аршином мерит себя праведник, но Законом Божественным. Чем ближе он становится к Всесовершенному Господу, тем явственнее зрит человеческое свое ничтожество и немощь - и подобно нищему, протягивает к небесам руки, моля о ниспослании благодати Божией, без которой невозможно спасение.

В падшем естестве человеческом добро смешано со злом. С самого рождения своего человек не имеет ни одного дела, ни одного слова, ни одного помышления, ни одного чувствования, в которых бы добро было без большей или меньшей примеси зла,

Говорит святитель Игнатий (Брянчанинов).

В опасном заблуждении находимся мы, когда считаем себя «не хуже прочих» - Господь будет судить каждого не по меркам человеческим, а мерою Божественной. И только по неизреченному милосердию Божиему можем мы спастись, если разглядим в себе псов, лежащих в грязи, ужаснемся этому и ступим на путь покаяния и исправления.

Никакой блудник или нечистый или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления (Еф. 5, 5–6), - говорит святой Апостол Павел.

Те, кто не просвещен светом Христовым, часто упрекают христиан в том, что мы якобы запугиваем людей загробными муками. Они дерзают говорить даже о жестокости Бога, Которому мы поклоняемся, поскольку Он якобы обрекает человека на вечные страдания. Нет! Мы никого не запугиваем, но возвещаем дарованную нам истину о том, что ждет человека за порогом земной жизни: в истинности Божественного Откровения предстоит убедиться каждому, хочет он того или нет. И отнюдь не Всемилостивый Господь затворяет перед человеком Врата Царствия - сам грешник отторгает себя от вечного блаженства, сам себя делает добычей человекоубийцы-диавола.

Единственное, чего не может Всемогущий и Всеблагой Творец - это принять в Себя хоть малейшую частицу зла. Как пыль нельзя смешать с ртутью, как солому немыслимо сплавить с золотом - так же и неочищенная душа не может войти в Царство Чистоты. Любой грешник есть самоубийца, умерщвляющий собственную душу медленными ядами страстей и удовольствий.

Небесный Отец желает спасения каждому. В каждой судьбе есть множество случаев, когда Божественный Промысл призывал человека к обращению, - горе тому, кто так и не услышал призыва! Доброта Небесного Отца не имеет ничего общего с приторным прекраснодушием земных родителей, балующих своих чад. Господь для того и терпит этот лежащий во зле мир, для того и попускает в нем скорби и страдания, чтобы хотя бы ими вразумились заблудшие сыны и дочери человеческие. Временной, преходящей болью пытается Всемилостивый отвратить от любимых своих созданий вечную погибель.

Божественно прекрасен и страшен дар Господень - свобода воли.

Этот дар при посредстве зараженного грехом естества нашего неминуемо привел бы нас в объятия сатаны, если бы не спасительный страх Божий. На самом деле наша свобода - это выбор между двумя служениями: неизменным рабством греху и высочайшим званием раба Божия.

Сумасшедший, лишенный чувства страха, весело бежит к пропасти или с хохотом выбрасывается из окна многоэтажного здания. Несравнимо худшие безумцы - те, кто предается земным удовольствиям, забывая о часе смертном и грядущем воздаянии. Человек истинно разумный - тот, кто устрашился разверзшейся перед ним бездны погибели и начал осторожно взбираться по узкой горной тропинке, ведущей к спасению.

Слово «раб» колет тщеславный рассудок, дорожащий своей фальшивой свободой. Однако вернуться к Небесному Отцу, достигнуть всерадостного усыновления Господу может лишь тот, кто осознал себя рабом Божиим.

На горной крутизне человека может охватить страх двоякого рода: первый - это страх упасть и разбиться о скалы, второй - опасение отважного восходителя не достигнуть вершины. Так же на пути ко Господу душа испытывает страх рабский или духовный, бывает рабой ужаса перед муками преисподней или рабой любви.

Духоносный учитель Церкви святитель Василий Великий описывает, как человек принимает на себя звание раба, потом - наемника и, наконец, - сына Божия. Раб начинает трудиться на ниве Господней из страха перед наказанием. Постепенно, по мере умножения трудов он начинает надеяться на награду за них - и теперь уже подвизается как наемник, ради будущих радостей. Но сам труд во славу Божию сладостен, перед дарами Божественной благодати все земные наслаждения - прах. И вот, наемник начинает проникаться благодарностью и любовью к Дарителю, осознает себя не слугою, а сыном Божиим. Так рождается духовный страх - боязнь любящего сына огорчить Вселюбящего Отца. И такой человек сподобляется услышать желаннейшее: Ты уже не раб, но сын… и наследник Божий чрез Иисуса Христа (Гал. 4, 7).

Человек, обретший духовный, сыновний страх Божий, делается истинно мужественным, свободным и великим. Он сын Всемогущего Бога - и кто еще устрашит его? По слову преподобного Симеона Нового Богослова , «кто проникнут страхом Божиим, тот не боится обращаться среди злых людей. Нося непобедимое оружие веры, он силен бывает на все и может делать даже то, что кажется невозможным. Он ходит среди них, как гигант среди обезьянок или лев среди псов и лисиц, уповая на Господа, поражая их словами премудрости, как жезлом железным».

Так крохи, падающие со стола Господня, о которых молила некогда смиренная хананеянка, оказываются большим сокровищем, чем власть надо всем миром, ибо делают человека истинно свободным - и от страха перед людьми и демонами, и от собственных страстей.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Мы призваны Спасителем нашим Иисусом Христом из мрака к свету, из человеческой немощи к духовному могуществу. Не сами по себе можем мы достигнуть такого состояния, но покаявшись и смирившись под крепкую руку Божию. Единственное, чего должны мы бояться, - это лишиться этой непобедимой защиты, отпасть от этой вселюбящей руки. Будем же всячески чуждаться зла в себе и вокруг себя, памятуя завет апостольский: Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света (Еф. 5, 8). Аминь.

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

ПРОПОВЕДИ НА ВОСКРЕСНЫЕ ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Слово в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, о хананеянке

Кто хочет быть из вас главным, кто хочет быть из вас первым, да будет всем слугой.
Проповедь на Великий Четверг.
Протоиерей Алексий Уминский.

"Господь постоянно говорил только одно: Будьте всем слугой. И еще потом сказал: Заповедь новую вам даю – Да любите друг друга. Чтобы вы любили друг друга той самой любовью, которой Я вас люблю, и той самой любовью, которой Отец Мой Небесный любит Меня. Никакой другой любовью, а именно этой. Не человеческой, не плотской, а Божественной. Неизреченной Несказанной. И оказывается, что эта Божественная любовь проявляется в том, что Господь смиряется перед людьми до состояния крестного страдания. До того, что ради нас приходит на землю, принимает человеческую природу во всей полноте со всеми греховными последствиями, со всеми человеческими немощами, входит в глубину страдания каждого человека. "

"Он и там, оказывается, не отвергает от Себя никакого грешника, именно к ним приходит первым. Он говорит: Я ради них пришел на землю, ради мытарей и грешников и блудниц. Он с ними ест и с ними пьет. И с ними пребывает больше, чем с кем-то другим. Это тоже надо представить себе. Нам неприятно бывает с людьми нечестными и нечистыми, мы хотим от них отгородиться. Это естественное человеческое состояние, естественная человеческая боязнь к ним прикоснуться как к чему-то заразному. А вот Христос с ними прежде всего, чтобы спасти человека. И он начинает им служить. И он начинает ради них совершенно себя полностью истощать. И ради них, и ради нас, потому что мы от них ничем не отличаемся."

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшний день – день Тайной вечери, которую Господь совершил перед Своим страданием, и на которой Он установил таинство причащения своей Плоти и Крови. Мы причащаемся святых Христовых Таин по воскресеньям, это таинство для нас – центр нашей жизни христианской, центр нашего общения с Иисусом Христом. Это главное для человека, верующего в Бога, являющегося членом Церкви Христовой. Мы, действительно, стремимся к этому таинству, для нас, действительно, это очень важно, быть со Христом и причащаться Его Тела и Животворящей Крови.
Сегодняшняя Литургия по сути своей не отличается от любой другой Божественной Литургии, потому что то же самое таинство происходит, те же самые слова говорятся во время каждой Божественной Литургии. То же самое Тело и та же самая Кровь преподаются верующим.

Тем не менее, сегодняшний день для Церкви особенный, потому что сегодня, как никогда, переживается смысл нашего прихождения ко Христу, смысл нашей с Ним встречи, смысл нашего с Ним общения. И вот сегодня мы слышали евангельское чтение, которое раскрывает нам тайну Церкви, тайну нашей жизни и смысл вообще нашей веры. Когда Христос приходит к Своим ученикам, снимает с Себя верхние одежды, берет тазик с водой и начинает, подходя к каждому, умывать их ноги. Умывать каждому, вплоть до предателя, который будет неверным Ему. Умывать с любовью, кротостью и смирением. И на недоумение учеников, зачем же Он это делает, на слова Петра - не умоешь моих ног вовек, Христос говорит: «Я это делаю для того, чтобы и вы это делали. Вот в чем смысл нашей с вами встречи. В чем смысл нашего с вами общения».

Давайте вспомним Евангелие и подумаем, а что вообще Господь в Евангелии заповедует делать. Вспомним и удивимся, потому что на самом деле в Евангелии Господь ничего особенного делать нам не повелевает. Например, нигде Он не повелевает ученикам поститься. Спрашивают фарисеи, почему Твои ученики не постятся, а Он отвечает: Не могут они поститься, пока с ними жених. Он не дает никакого особенного молитвенного правила. Они сами первые подошли, и попросили: «Господи, научи нас молиться». И Он дал им коротенькую молитву и больше ничего. Многое из того, что воспринимается нами, как повеление Господне, Господь не повелевал. Никаких бремен тяжких на человека не налагал, не говорил – делай то, делай это. Ничего в Евангелии мы не найдем, кроме того, что было уже сказано в законе Моисеевом. Десять заповедей, которые были даны человечеству, такими и остались. Господь сказал, что ни йоты не прибавит к десяти заповедям. Но только одно Он говорил постоянно в Евангелии, много-много раз Своим ученикам: кто хочет быть из вас главным, кто хочет быть из вас первым, да будет всем слугой. Настойчиво Господь повторяет нам эти слова: Первый будет последним, а последний первым.

Когда Он заканчивает свой путь земной, Он, умывая ноги ученикам, чтобы до нас дошло, наконец, что самое главное в Евангелии, еще раз таким образом показывает, ради чего Господь пришел на землю, что мы должны делать, чтобы угодить Богу. Поститься, исполнять какие-то молитвенные правила, милостыню творить, делать какие-то другие дела, которые могут внешним образом что-то прибавить нам? Да нет же, ничего такого Господь не говорил. Никаких специальных постановлений ни по поводу благотворительности, постов, молитв, не давал никогда. Они и так даны, они есть во всякой религии. Они являются естественным человеческим делом. Без этого вообще человек не человек, если он не будет замечать нищенку, скорбящего, и не будет им помогать. Не это делает его иным, новым человеком, не это вводит его в Царствие небесное.

Господь постоянно говорил только одно: Будьте всем слугой. И еще потом сказал: Заповедь новую вам даю – Да любите друг друга. Чтобы вы любили друг друга той самой любовью, которой Я вас люблю, и той самой любовью, которой Отец Мой Небесный любит Меня. Никакой другой любовью, а именно этой. Не человеческой, не плотской, а Божественной. Неизреченной Несказанной. И оказывается, что эта Божественная любовь проявляется в том, что Господь смиряется перед людьми до состояния крестного страдания. До того, что ради нас приходит на землю, принимает человеческую природу во всей полноте со всеми греховными последствиями, со всеми человеческими немощами, входит в глубину страдания каждого человека. Входит в глубину каждого человеческого греха. Он и там, оказывается, не отвергает от Себя никакого грешника, именно к ним приходит первым. Он говорит: Я ради них пришел на землю, ради мытарей и грешников и блудниц. Он с ними ест и с ними пьет. И с ними пребывает больше, чем с кем-то другим. Это тоже надо представить себе. Нам неприятно бывает с людьми нечестными и нечистыми, мы хотим от них отгородиться. Это естественное человеческое состояние, естественная человеческая боязнь к ним прикоснуться как к чему-то заразному. А вот Христос с ними прежде всего, чтобы спасти человека. И он начинает им служить. И он начинает ради них совершенно себя полностью истощать. И ради них, и ради нас, потому что мы от них ничем не отличаемся.

И вот Господь подает нам этот образ. Это не просто пример, что вот Господь ради примера один раз снял с Себя одежду, и показал, как надо делать, как мы иногда учим детей примером того, чего мы не делаем сами никогда. Господь умывает ноги Своим ученикам, потому что Он это делает всегда. Потому что Он это делает постоянно. В этом смысл Его отношения к нам. Когда мы только приходим в Церковь, когда мы только готовы к Нему прикоснуться, Он сразу же начинает нам ноги умывать.

Иногда мы думаем, что иногда приходя в Церковь, мы такой замечательный подвиг совершаем. Как замечательно мы поступаем. Как много мы делаем для Бога тем, что пришли в Церковь, на исповедь, подали записки. И не понимаем, что приходя в Церковь, мы приходим в ту же самую горницу, где Господь собрал Своих учеников и умыл им ноги. И не думаем о том, когда мы приходим в Церковь, Он начинает это делать с нами, потому что когда мы приходим на исповедь, Он начинает нам служить, и умывает нам не только ноги, но и руки и главу, потому что мы все скверные. Он умывает нас всех в исповеди.
Мы приходим к Богу с тем, чтобы просить у него помощи, и Он тут же начинает нам служить, и исполняет даже наши мелочные желания, пустые человеческие житейские потребы, которые не приносят нам никакой духовной пользы. Но Он и в этом помогает нам всегда. Даже в мелочи Он начинает нам служить. Мы приходим ко Христу, и Он отдает нам Свое Тело и Кровь, все, что происходит с нами в Церкви, это есть непрестанное служение нам Бога, непрестанное служение Бога человеку. Полное Его служение пока Он во славе вознесся и сел одесную Отца. И ждет от нас только одного, чтобы мы были на Него похожими. И больше ничего. Ничего от нас Господь не требует. И быть похожими на него мы можем только одним образом: надо быть такими же как Он, по отношению друг к другу.

И вот сегодня, как раз это для нас раскрывается, и мы не просто подходим сегодня ко Христу, принять Его жертву о нас. Мы приходим сегодня ко Христу принять и нашу жертву, чтобы Он принял ее, чтобы мы были хоть немножечко достойны, чтобы Господь нашу жертву принял. Жертву любви и смирения, больше ничего. Потому что больше ничто не приведет нас в Царство Небесное, как только это желание увидеть другого человека в свете Его любви. Забыть Его недостатки, его искаженность, его искореженность греховную, и увидеть в нем самого Христа, который пришел в мир, и сделал Себя твоим ближним, как учит нас Евангелие.
И вот без этого не состоится никакое христианство. Без этого нет Церкви Божией. Потому что Церковь Божия, это постоянное служение любви Богу и друг другу. И нет другой Церкви христианской, где бы это не происходило.

Если этого в нас нет, мы можем посты соблюдать, Евангелие читать, молиться много, все истощить свое имущество и нищим раздать. Апостол Павел пишет, что если даже я в огне сгорю за свою веру, но во мне не будет вот этой любви, это все не будет никакой пользы иметь, никакого значения. Потому что единственное, чего Господь от нас ждет, этой любви. Божественная любовь рождается только через смирение. Если мы понимаем, что в нас этого нет, что мы хотели бы любить, но не можем, значит, в нас нет самого элементарного, нет смирения. И вот, чтобы получить эту любовь, надо поступить так, как учит Господь. Видеть в своем ближнем, своего господина. Как говорил прп. Симеон Новый Богослов: Кто видел брата своего, тот видел Бога своего.

И вот это да будет для нас самым главным основанием нашей веры, нашего прихождения ко Христу. И вот когда сегодня мы будем принимать Его Святое Тело и Святую Кровь, будем просить сегодня, чтобы и мы, выйдя из храма, увидели мир другими глазами такими глазами, как смотрели на него наши святые: Кто видел Брата своего, тот видел Бога своего. Аминь.

Следующий большой раздел Евангелия согласно Марку озаглавлен
ТРУДНЫЙ ПРОЦЕСС ПЕРЕВОСПИТАНИЯ (9.33 – 10.45)

Мк 9.33-37 ИСТИННОЕ ВЕЛИЧИЕ

Holz; 1310 x 760; um 1475; Passionsaltar, Berlin Staatliche Musee

(Мф 18.1-5; Лк 9.46-48)

33 Они вернулись в Капернаум. Дома Иисус спросил их:

– О чём вы спорили по дороге?

34 Они молчали, потому что по дороге спорили о том, кто из них главнее.

35 Иисус сел, подозвал к себе двенадцать учеников и сказал им:

– Тот, кто хочет быть первым, пусть станет последним и служит всем.

Примечания

Ст. 33-34 – После первого предсказания о смерти Иисус подверг старейшину апостолов резкой критике и указал ему и остальным истинный путь ученичества. Здесь происходит то же самое. Иисус говорит о смерти, которую должны быть готовы разделить и Его ученики. Они боялись спросить Иисуса относительно Его учения о смерти и воскресении и в такой момент не нашли ничего лучшего и более уместного, чем выяснять, кто из них самый главный и важный.

Иисус узнает об этом, хотя спор происходил не в Его присутствии. Ученики, чувствуя неуместность своего поведения, смущены и молчат.

Ст. 35 – Иисус начал их учить, что подчеркнуто тем, что Он сел – такова была обычная поза учителей того времени. То, что Он подозвал двенадцать Своих учеников, немного странно, потому что Он только что задавал им вопрос. Возможно, этим Он призывает их к вниманию, так как собирается сказать нечто очень важное. Но, возможно, те слова, которые Он произнесет, в устной традиции бытовали в виде самостоятельного речения, и евангелисты помещали его в тот контекст, который казался им наиболее подходящим. Так, в рассказе Матфея это речение отсутствует, у Луки находится в другом месте, хотя и в том же контексте, а самим Марком повторено еще раз в немного расширенном виде в 10.43-44 (см также Мф 20.26-27; Лк 22.26).

Человек всегда стремится достичь первенства, главенствующего положения, это как бы заложено в него самой природой. Учителя Закона тоже выясняли, кто будет самым великим в новом, мессианском веке. Так ведут себя и ученики. Но путь ученичества, предложенный Иисусом, труден тем, что Он предлагает отказаться от привычных и устойчивых моделей прежнего человеческого существования. Чтобы стать первым, надо стать последним, стать слугой для всех. Это трудно, почти невыполнимо.



COLETTE, Isabella
Do as the children!

36 Он взял ребенка и поставил его перед ними. Обняв его, Он сказал ученикам:

37 Кто одного из таких детей примет ради Меня,

тот примет Меня.

А кто примет Меня,

тот не только Меня примет,

но и Того, кто Меня послал.

Примечания

Ст. 36 – Иисус берет ребенка (не будем задавать вопроса, откуда он появился) и ставит его перед учениками. Это драматизированная притча, к подобным инсценировкам часто прибегали пророки. Ученики должны стать новыми людьми, родоначальниками нового человечества, а чтобы стать ими, они должны родиться заново, быть как дети. Ребенок – наилучший пример того, какими они должны быть.

Обычно это понимают в том смысле, что дети чисты и невинны, как ангелы. Очень многие родители могли бы с этим не согласиться. В этом отрывке сравнение с детьми предполагает совсем другой смысл. О чем спорили ученики?

О том, кто из них важнее. Суть проблемы не в отношении ребенка к чему-то, а в отношении к самому ребенку. В древнем обществе, да и не только в древнем, ребенок не обладал никакими правами, он не владел имуществом, он абсолютно ничего не значил. Родители даже могли его выбросить, особенно часто так поступали, когда рождалась девочка.* (см. C.K. Barrett, The New Testament Background: Selected Documents, London, 1987, p. 40.)

Ученики тоже должны стать детьми, то есть лишиться амбиций, духа соперничества и превосходства и понять, что истинное величие заключается в незначительности для мира, в смиренном служении другим.

В этом Иисус постоянно подает им пример.

Ст. 37 – Давно замечено, что этот стих лучше подходит по смыслу к отрывку 10.13-16 (ср. параллельный текст Матфея). Он немного выбивается из контекста спора о том, кто главнее, потому что на первый план здесь выходит другая тема и, возможно, слово «дети» употреблено в переносном смысле. Иисус, вероятно, называл Своих учеников детьми или «маленькими», что привело к некоторой путанице, какие речения относятся к детям, а какие – к ученикам. Например, слова «одного из таких детей » разительно напоминают ст. 42, где говорится об «одном из этих малых», а там конечно речь идет не о детях, а об Его учениках.

Ученики Иисуса – Его апостолы, то есть полномочные представители Христа, и Его авторитет распространяется на них.

Возможно, само слово «принимать » употреблено в значении «слушать, повиноваться» (как в арамейском языке). Есть интересная параллель в Талмуде: «Тот, кто принимает учителей Закона, подобен тому, кто принимает Шехину» (то есть Славу Божью, или самого Бога). В ст. 37 «учителя Закона» заменены на «Меня». Иисус действует и говорит как Божий представитель, Его властью Он превращает «детей», «простых и малых» – тех, кого мудрые и ученые презрительно называли «ам-ха`арец» («люди земли», вероятно, в значении «необразованная деревенщина»), «несведущими в Законе», почти что пр`оклятыми – в Своих полномочных представителей, которых люди должны принимать и слушаться так же, как Божьего Сына. Это эсхатологический переворот в человеческих иерархических отношениях. Только надо помнить, что апостольство – это функция, а не пожизненный статус (ср.10.31)

– Небесное Царство подобно хозяину, который рано утром вышел нанять людей на работу в своем винограднике. Он договорился с ними, что заплатит им по динарию за день работы, и послал их в свой виноградник. В третьем часу он опять вышел и увидел, что на площади еще стоят люди без работы. Он говорит им: «Идите и вы работать в мой виноградник, и я заплачу вам по справедливости». Те пошли. В шестом и в девятом часу он опять выходил и делал то же самое. Потом он вышел в одиннадцатом часу и вновь нашел стоящих людей. «Что вы тут стоите весь день без дела?» – спросил он их. «Никто нас не нанял», – ответили те. «Идите и вы работать в мой виноградник», – говорит им хозяин. Когда наступил вечер, хозяин сказал своему управляющему: «Позови всех работников и выдай им плату. Начни с тех, которые были наняты последними, и в конце рассчитайся с теми, кто нанят утром». Работники, которых наняли в одиннадцатом часу, пришли, и каждый из них получил по динарию. Когда подошла очередь работников, нанятых первыми, они ожидали, что получат больше, но каждый из них тоже получил по одному динарию. Когда с ними расплатились, они стали роптать на хозяина: «Те, кого ты нанял последними, работали всего один час, и ты заплатил им столько же, сколько и нам, а мы трудились в такую жару весь день!» Хозяин ответил одному из них: «Друг, я же не обманываю тебя. Разве ты не согласился работать за один динарий? Так возьми свою плату и иди. А я хочу заплатить тем, кого я нанял последними, столько же, сколько и тебе. Не вправе ли я распоряжаться своими деньгами так, как хочу? Или, может, моя щедрость вызывает в тебе зависть?» Так вот, последние будут первыми, и первые – последними.

Иисус в третий раз говорит о Своей смерти и воскресении

(Мк. 10:32-34; Лк. 18:31-33)

По дороге в Иерусалим Иисус отвел двенадцать учеников в сторону и сказал им:

– Вот, мы восходим в Иерусалим, там Сына Человеческого выдадут первосвященникам и учителям Закона. Они приговорят Его к смерти и отдадут язычникам на глумление, бичевание и распятие. Но на третий день Он воскреснет.

Не господствуйте, но служите

(Мк. 10:35-45; Лк. 22:24-27)

Потом к Иисусу подошла мать сыновей Зеведея вместе с сыновьями. Кланяясь, она обратилась к Нему с просьбой.

– Что ты хочешь? – спросил Он ее.

Она сказала:

– Вели, чтобы оба мои сына сели один по правую, а другой по левую руку от Тебя в Твоем Царстве.

– Вы не знаете, о чем просите, – ответил Иисус. – Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?

– Можем, – ответили они.

Иисус сказал им:

– Пить из Моей чаши вы будете, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но кому сидеть по правую, а кому по левую руку от Меня, решаю не Я, эти места принадлежат тем, кому они назначены Моим Отцом.

Когда остальные десять учеников услышали это, они рассердились на братьев. Иисус же подозвал их и сказал:

– Вы знаете, что языческие правители господствуют над своими народами, и владеет людьми их знать. У вас пусть будет не так. Наоборот, кто хочет стать среди вас самым великим, должен быть вам слугой, и кто хочет быть среди вас первым, пусть будет вам слугой. Ведь и Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы служить другим и отдать Свою жизнь как выкуп за многих.

Исцеление двух слепых

(Мк. 10:46-52; Лк. 18:35-43)

Когда Иисус и ученики покидали Иерихон, за ними следовало множество людей. У дороги сидели двое слепых, которые, услышав, что мимо идет Иисус, стали кричать:

Люди стали говорить им, чтобы они замолчали, но те кричали еще громче:

– Господи, Сын Давидов, сжалься над нами!

Иисус остановился и позвал их.

– Что вы хотите, чтобы Я сделал для вас? – спросил Он.

– Господи, хотим прозреть, – ответили те.

Иисусу стало их жаль, и Он прикоснулся к их глазам. Слепые сразу же обрели зрение и пошли за Ним.

20:3: То есть в девять часов.

20:22: В древнейших рукописях отсутствуют слова: «или креститься крещением, которым Я крещусь».