Изонить – техника рукоделия, имеющая несколько названий: нитяная графика, ниточный дизайн, вышивание по картону и т.п. В других странах техника изонити. Урок по технологии "изонить" Презентация изонить схемы для начинающих

Изонить – техника рукоделия, имеющая несколько названий: нитяная графика, ниточный дизайн, вышивание по картону и т.п. В других странах техника изонити. Урок по технологии
Изонить – техника рукоделия, имеющая несколько названий: нитяная графика, ниточный дизайн, вышивание по картону и т.п. В других странах техника изонити. Урок по технологии "изонить" Презентация изонить схемы для начинающих

Презентация "Техника изонити для дошкольников"

Изонить – техника рукоделия, имеющая несколько названий: нитяная графика, ниточный дизайн, вышивание по картону и т.п.

В других странах техника изонити имеет разные названия. Например, в Англии, где родилось это искусство, существует термин Form-A-Lines – формы из линий.

Техника изонити подходит для любителей рукоделия любого возраста, даже для старших дошкольников. Она достаточно проста и увлекательна, но приучает к вниманию и тщательности, развивает тонкую моторику. При правильном обучении уже с первых занятий получаются красивые выпуклые узоры, и первые же работы выглядят привлекательно и художественно. Немаловажным достоинством для детей является то, что изображение выполняется достаточно быстро и обладает «возвратностью» - возможностью исправить работу на любой стадии, не повредив её.

История изонити ведет отсчёт из Англии XVII века. Именно в то время английскими ткачами была изобретена техника украшения настенных панно переплетающимися нитями.

В деревянные дощечки в геометрическом порядке вбивались мелкие гвозди, и на них определенным образом натягивались нити. Нити образовывали сложные узоры, похожие на кружева. Эти изделия использовалось для украшения помещений; возможно, эти рисунки были также эскизами для будущих узоров на тканях.

Всплеск интереса к технике изонити в ХХ веке связывается с именем Эрики Фортгенс (Нидерланды) . Голландская рукодельница-художница в 90-х годах прошлого века издала книгу с инструкциями по изготовлению открыток в технике изонити и схемами рисунков.

В Америке с ниточным дизайном знакомят учащихся в некоторых школах. Ряд оригинальных работ можно увидеть в музеях. Картины продаются в магазинах, как в готовом виде, так и в виде наборов типа "сделай сам". В Швейцарии, например, можно купить изящные открытки (выполненные на плотной бумаге шелковыми нитками) на благотворительных распродажах при монастырях.

Дальнейшая история изонити вновь возвращает нас в Великобританию, где в самом конце прошлого столетия (1998) стали выпускать вышитые открытки. Изонить и сейчас активно включается в технику скрапбукинга (оформление семейных альбомов) , изготовление книжных закладок и другие дизайнерские «придумки» .

Известно имя уральской художницы Людмилы Сашко. В 1984 г., она, выпускница художественно-графического факультета Магнитогорского педагогического института, изобрела на основе изонити технику под названием «хордовый стежок» и в этой технике создала десятки необычных картин – настоящих произведений искусства. Стала заслуженным учителем России, дипломантом и лауреатом Всероссийских выставок «Вышитая картина» .

Математика

  • Понятие о разных углах, о сторонах угла, их длине.
  • Понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.
  • Упражнение в количественном и порядковом счёте.
  • Понятие о независимости количества предметов от расстояния между ними.
  • Понятие: результат количественного счёта не зависит от начала отсчёта и направления счёта.
  • Закрепление направлений: вверху, внизу, слева, справа.
  • Понятие о середине, центре, вершине, крае.

Светлана Нестерова
Презентация «Мастер-класс «Изонить»

В современных детских садах большое значение уделяется развитию у детей художественного вкуса, умения работать в новых декоративных техниках. Одной из таких техник является вышивка по картону «Изонить » .

Красоту, чистоту мы у древних берем, Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем.

В. Высоцкий

Наши мечты и надежды обращены в будущее, но мы не должны забывать прошлое.

Память - это мост, соединяющий сегодняшний день с вчерашним, настоящее с прошлым. Народное искусство - великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки : народные песни, былины, сказки, русские избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно остаться в нашей памяти.

Народное искусство России богато многообразием форм, обладает неисчерпаемым художественно-творческим потенциалом и является неиссякаемым источником развития художественной культуры народа. Народное искусство - сплав человеческого разума, душевной теплоты, мудрой фантазии. Оно глубоко воздействует на мир ребенка.

Вышивка, один из видов народного декоративно-прикладного искусства, известна всем народам мира и на протяжении столетий развивалась с учётом местных традиций и обычаев. Наши бабушки любили вышивать гладью, мережкой, крестом, решелье.

Изонить - это современный вид вышивки. Он проще, чем на ткани и более доступен дошкольникам. Этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, расширяет круг их знаний и умений, позволяет развивать фантазию, творчество и практические навыки. Изонить - это техника вышивки по картону. Путём переплетения цветных нитей создаётся художественный образ («Дом» , «Ваза» , «Солнышко» , «Девочка» ). Эта технология на первый взгляд проста, но у неё есть свои строгие правила, чёткая последовательность выполнения стежков.

В МБДОУ № 17 в подготовительной группе работает творческая мастерская «Изонить » .

На этих занятиях дети учатся не только вышивать по картону в технике изонить , но и решают следующие сопутствующие задачи (на слайде) .

Занятия изонитью способствуют развитию математических способностей, сенсорному развитию, умственному, трудовому, физическому, нравственному, эстетическому, речевому. Главное, что во время занятий у детей расширяется зона познания окружающего мира.

Дать детям понятие о разных углах, величине, длине сторон. Дать понятие об окружности, хорде разной длины. Упражнять детей в количественном и порядковом счете. Закрепить понятия, что результат количественного счета не зависит от начала отсчета и направления счета. Дать понятие о точке отсчета. Закрепить знание направлений : вверху, внизу, слева, справа.

Развивать цветовое восприятие : дать понятие о холодных и теплых тонах, научить подбирать цвет к фону. Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.

Развивать абстрактное мышление. Познание окр. мира. Обучить плоскостному моделированию, умению составлять из окружностей и углов изображения предметов, закрепить понятие «зеркальное изображение» .

Научить владеть иголкой, ниткой, шилом

Научить работе с трафаретом

Научить технике работы с изонитью

Очень важно на каждом занятии повторять правила безопасной работы с острыми предметами (иголкой, шилом, ножницами) .

Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения

Развивать координацию движений рук под контролем глаз

Физминутки, упражнения для глаз- важная часть занятий.

Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность

Большое значение имеет пример сверстника (у кого-то получается лучше, у кого-то хуже) . Можно посоветовать обратится к помощи товарища у которого работа лучше спорится.

Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности

Развивать креативность

Воспитывать эстетический вкус. Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга. Привить умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации) . Так на самом первом занятии дети вышивают грибок. Педагог показывает, что грибок можно слепить, сделать аппликацию или нарисовать.

Развивать активный и пассивный словарь детей

Развивать объяснительную и доказательную речь. Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов. Дети запоминают слова : хорда, окружность, точка, угол.

Для работы детям потребуются : иголка с широким ушком, цветные катушечные нитки №20-40, ножницы, шило (короткое, цветной картон, линейка или трафареты, кусок пенопласта или линолеума.

Цикл занятий состоит из 2 разделов : овладение техникой изонити ; изображение углов; моделирование с их использованием образов. К изображению окружностей в технике изонити следует приступать , когда у детей выработаются прочные навыки работы с углами. Работая над окружностями, дети должны постоянно упражняться и в выполнении углов. Полезно предложить им рисунки, в которых сочетаются углы и окружности.

На лицевой стороне нити пересекутся, а на изнаночной будут одни стежки : по левой стороне стежки пойдут снизу вверх, а по правой спустятся вниз.

Величина вышитого круга зависит от длины хорды-линии между двумя точками : чем короче хорда, тем больше внутренний круг. Заданное в начале работы число отверстий надо запомнить, что бы потом, когда надо будет заменить нитку, по заданному числу восстановить ее.

Дуги и спирали рисуем на изнаночной стороне от руки, деления наносим от руки (на глазок, стараясь, чтобы расстояния между делениями были одинаковы. Принцип вышивания дуг и спиралей такой же, как у окружностей.

Методика работы с детьми. Прежде чем приступить к работе с изонитью , необходимо заинтересовать детей этим видом прикладного искусства. Возраст детей- 6-7 лет. Можно проводить индивидуальные занятия или подгруппой по 5-6 человек, один раз в неделю.

Не забывайте хвалить ребенка даже за самый незначительный успех, старайтесь вселить в него уверенность, в тоже время ненавязчиво приучайте его к аккуратности, старательности, терпению, усидчивости.

Темы для занятий

Раздел 1. Углы

Крыша дома

Морковка

Закладка

Узор на полосе

Прямые углы

Шапочка-колпак

Телевизионная башня

Кленовый лист

Снежинка

Раздел 2. Окружности

Снеговик

Узор из углов и окружности

Узор в круге

Одуванчики

Перо жар-птицы

В начале и в конце учебного года в подготовительной группе МБДОУ№17 диагностировались дети, посещающие кружок «Изонить » .

При диагностике мы оценивали : как ребенок научился выполнять разметку, правильно – ли работает шилом, как отмеряет нить, вставляет нитку в ушко иголки, отсчитывает отверстия, выполняет последовательность вышивки, закрепляет нить, дорисовывает фломастером .

Использованные ресурсы.

Изонить – одна из форм инновационных технологий в дошкольном образовании. Эта технология решает многие задачи поставленные в аспекте реализации ФГОС ДО.

Спасибо за внимание!

презентация к уроку

Слайд 1. Вышивка по картону. Изонить.

Учитель технологии Лежнева Татьяна Геннадьевна

Слайд 2.

Цели:

Научить приему нового вида художественной деятельности: прошивать угол, окружность, работать с трафаретом, подбирать цвет к фону. Владение иглой, ножницами.

Закрепить полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.

Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг – друга. Абстрактное мышление, обучить плоскостному моделированию. Мелкую моторику пальцев рук. Сенсорное восприятие, глазомер, логическое мышление, воображение. Художественные способности, эстетический вкус.

Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

Оборудование: образцы рисунков, выполненных приемом изонить с заполненными окружностями. Швейные иглы с широким ушком; ножницы; большая игла; линейка; карандаш; циркуль. Цветные нитки (обычные швейные нитки, мулине или ирис); набор цветного картона; кусок пенопласта. Схемы прошивания углов. Презентация к уроку.

Ход урока.

Организационный момент.

1. Вступительная часть.

Все виды декоративного – прикладного искусства хороши.
Это занятие для рук умелых и для души.
Вышивание требует особого терпения,
Навыков и способов его овладения:
Как место рабочее организовать,
Рисунок как правильно копировать,
Как эстетично цвет ниток подобрать,
Как в изделии гармонию создать.
Итак, искусству вышивания будем учиться,
Мы помним: в нашей жизни все пригодится.

2. Основная часть. Введение в новую тему.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с такими понятиями как нитяная графика или изонить.

Слайд 3. Впервые ниточный дизайн появился в Англии в XVI в. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в деревянные дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. Получались ажурные изделия для украшения жилища. Любители вышивания упростили эту технику. Они отказались от гвоздей и деревянной основы, заменив их иглой и цветным картоном (или бархатной бумагой). И появилась новая техника рукоделия – нитяная графика – изонить – изображение нитью.

Учитель. Каким образом она получается?

Дети. В картоне или другой основе прокладывают дырки, через них прошивают нитки, и получается ажурное изображение.

Слайд 4. Учитель. В качестве основания используют картон, еще можно использовать бархатную бумагу или плотную бумагу.

Слайд 5. В работе используют обычные нитки мулине или ирис, а также иглы, ножницы, циркуль, линейка и карандаш.

Слайд 6 . Для начала мы повторим с вами технику безопасности для ручных работ.

Учитель. Теперь приступим к работе (обучающая практическая часть). Начнем с разметки угла.

Слайд 7.

Рис. 1 (угол)

Во-первых – надо начертить на изнаночной стороне картона любой, к примеру, острый угол.

Во-вторых – надо стороны угла разделить на равное количество одинаковых отрезков по 5 мм или 1 см, а можно на глаз.

В-третьих на изнаночной стороне карандашом надо обозначить каждую точку, присвоив ей номер: вершина угла – точка 1, первая точка от точки 1 на нижней стороне угла – точка 2, затем 3, 4 и так далее до 9. На верхней стороне угла крайняя точка – точка 1, потом 2, 3 и так далее до 8.

Последняя операция при разметке – проколоть дырочки в картоне в местах пересечения линии стороны угла и отметки деления.

Учитель . Какие меры предосторожности надо предпринять?

Дети. Надо подложить пенопласт и проколоть дырочки шилом или иголкой, соблюдая технику безопасности.

Учитель . На что надо обратить внимание?

Дети. Нумерация точек на верхней стороне – от края к вершине, на нижней стороне – от вершины угла к краю.

Учитель. Что нарисовано на рисунках?

Дети. Узоры в круге. Разметка круга и его заполнение.

Учитель показывает на доске план разметки:

1.на изнаночной стороне картона по циркулю или трафарету начертите окружность:

2.разделите ее на 16 равных частей (24, 32);

3.положив картон на пенопласт, шилом проколите отверстие по разметке;

4.стрелкой укажите направление прошивания и пронумеруйте отверстия; вденьте нитку в иголку и сделайте узелок;

5.прошивание окружности.

Слайд 8.

Дети выполняют разметку окружности.

Рис. 2 (окружность)

Упражнение для глаз “Рисуй глазами треугольник ”.

Учитель. Перед началом вденьте нитку в иголку и завяжите узелок. Введите иголку с ниткой с изнанки в точку 1 и заполните окружность по схеме:

· стежок между точками 1 и 6 по лицевой стороне,

· по изнаночной стороне стежок между точками 6 и 7;

· большой стежок между точками 7 и 2 по лицевой стороне;

· затем по лицевой стороне большой стежок между точками 3 и 8;

· по изнанке стежок между точками 8 и 9;

· по лицевой стороне большой стежок между точками 9 и; и так далее.

Слайд 9. При правильном выполнении задания на лицевой стороне рисунок напоминает звезду, а на изнаночной – повторяет линию окружности.

Прошивание окружности хордами разной длины.

Учитель . Одну и ту окружность можно прошить стежками разной длины. Чем длиннее стежок, тем более заполненной получается окружность.

Сейчас вы вместе с соседом по парте разметите два одинаковых круга. Заполнять их будете разными хордами.

Дети различают один круг по первому способу, второй – по второму.

Учитель. У первого круга иголку с ниткой из точки 1 будете вкалывать по лицевой стороне в точку 4, то есть через две дырочки (стежок 1–4) и так далее.

У второго круга стежок будет 1–7, то есть будете прокалывать через шесть дырочек.

Как изменился рисунок заполнения в зависимости от длины хорды или нашего стежка при остальных одинаковых условиях?

Дети. Чем длиннее хорда, тем меньше незаполненное отверстие в середине круга.

Учитель . А если хорда равна диаметру?

Дети. Тогда внутри круга не будет пустого, незаполненного места.

Окружности, так же как и углы, можно прошивать нитками одного цвета, а можно его менять.

Слайд 10-11 . Для составления композиции недостаточно только углов и окружностей, поэтому нужно научиться прошивать другие фигуры, которые наиболее часто встречаются в работе.

Овалы, спирали, завитки и дуги прошиваются по тем же правилам, что и окружности.

Физкультминутка.

Изонить – техника рукоделия, имеющая несколько названий: нитяная графика, ниточный дизайн, вышивание по картону и т.п. В других странах техника изонити имеет другие названия. Например, в Англии, где родилось это искусство, существует термин Form-A-Lines – формы из линий.


Р АБОТЫ В ТЕХНИКЕ ИЗОНИТЬ УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ, НО И ДЛЯ ДЕТЕЙ. Н А ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД КАЖЕТСЯ, ЧТО ЭТА ТЕХНИКА ОЧЕНЬ СЛОЖНАЯ, НА САМОМ ДЕЛЕ НУЖНО ПРОСТО УСВОИТЬ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ И ВСЕ БУДЕТ ОТЛИЧНО ПОЛУЧАТЬСЯ. Н УЖНО ОСВОИТЬ ТЕХНИКУ ЗАПОЛНЕНИЯ УГЛА, ОКРУЖНОСТИ, ПАУТИНКУ. П ОСЛЕ ЭТОГО ВАМ БУДУТ ПОД СИЛУ ВЫПОЛНИТЬ ДОВОЛЬНО СЛОЖНЫЕ КАРТИНЫ В ТЕХНИКЕ ИЗОНИТЬ.


Задачи, выполняемые во время работы по изонити Подготовить детей к школе: -Развивать мелкую моторику пальцев рук; -Развивать глазомер; -Формировать элементарные математические представления (устойчивые навыки счета); -Развивать логическое мышление; -Развивать воображение; -Развивать сенсорное восприятие; -Воспитывать волевые качества (терпение, усидчивость, умение доводить дело до конца); -Формировать художественные способности и эстетический вкус.


М АТЕРИАЛ: Ножницы с закругленными концами. Вышивальные иглы. Игольницы. Цветной бархатный картон для детского труда. Скотч шириной 1см. Нитки мулине. Шило (короткое) Кусок пенопласта для подкладки во время прокалывания шилом, чтобы не испортить поверхность стола. Линейка или готовый трафарет (картон с нанесенными отметками)


Р ЕКОМЕНДАЦИИ Перед началом работы необходимо вымыть руки с мылом, чтобы не оставлять следов на картоне. Длина нити определяется от запястья левой руки до правого плеча. Нити закрепляются на изнаночной стороне скотчем. Закреплять нитку следует на свободном от отверстий месте. Чтобы нитка не выскальзывала, иголку следует держать за ушко вместе с ниткой. Если нитка закончилась, необходимо закрепить ее скотчем, а новую вывести на лицевую сторону через соседнее отверстие, не меняя направления движения.




Приём «Заполнение окружности» Начертить окружность (сначала небольшого радиуса мм). Разделить окружность на 12 равных частей. После освоения приема, ребята делят окружность «на глаз», прокалывая картон через равные промежутки. Важно, чтобы точек было четное количество. Хорда – линия между двумя точками может быть из 5 отверстий, 9 отверстий, 12 отверстий (чем меньше расстояние между проколами, тем ажурнее и интереснее получается работа). Сделать проколы в полученных точках. Вдеть нить в иглу. Заполнить окружность по схеме


Приём «Заполнение угла» Начертить на изнаночной стороне картона любой угол. Разделить каждую сторону угла с помощью линейки на 6, 8 и т.д. (всего 12, 16…) равных частей (можно через 5, 7, 10 мм). Пронумеровать полученные точки, начиная от вершины.. Сделать иглой большей толщины или шилом, подложив пенопласт под картон, проколы во всех точках. Вдеть нить в более тонкую иглу. Заполнить угол по схеме, начиная с изнанки.

прошивать окружность, работать с трафаретом, циркулем, подбирать цвет к фону. Владение шилом, иглой, ножницами.

  • Закрепить
  • прием нового вида художественной деятельности, полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.
  • Развивать
  • умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг – друга. Абстрактное мышление, обучить плоскостному моделированию. Мелкой моторики пальцев рук. Сенсорное восприятие, глазомер, логическое мышление, воображение. Художественные способности, эстетический вкус.

  • Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
  • Оборудование: образцы рисунков, выполненных приемом изонить с заполненными окружностями. Швейные иглы с широким ушком; ножницы; шило или большая игла; линейка; карандаш; циркуль. Цветные нитки (обычные швейные нитки, лучше № 20-40, мулине или ирис); набор цветного картона; бархатная бумага; кусок пенопласта. Схемы прошивания углов. Презентация к уроку. Приложение

    Ход урока

    1. Вступительная часть.

    Приветствие.

    Все виды декоративного – прикладного искусства хороши.
    Это занятие для рук умелых и для души.
    Вышивание требует особого терпения,
    Навыков и способов его овладения:
    Как место рабочее организовать,
    Рисунок как правильно копировать,
    Как эстетично цвет ниток подобрать,
    Как в изделии гармонию создать.
    Итак, искусству вышивания будем учиться,
    Мы помним: в нашей жизни все пригодится.
    Организация рабочего места.
    Повторение правил безопасной работы с иглами, ножницами, циркулем.

    2. Основная часть.

    Повторение.

    Учитель. Вспомните тему предыдущего урока.

    Дети. Нитяная графика или изонить.

    Учитель. Где впервые она появилась?

    Дети. Впервые ниточный дизайн появился в Англии в XVI в. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в деревянные дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. Получались ажурные изделия для украшения жилища.

    Учитель. Вы тоже вышивали по гвоздикам?

    Дети. Нет. Любители вышивания упростили эту технику. Они отказались от гвоздей и деревянной основы, заменив их иглой и цветным картоном (или бархатной бумагой). И появилась новая техника рукоделия – нитяная графика – изонить – изображение нитью.

    Учитель. Каким образом она получается?

    Дети. В картоне или другой основе прокладывают дырки, через них прошивают нитки, и получается ажурное изображение.

    Учитель. Какая бывает основа?

    Дети. В качестве основания используют картон, еще можно использовать бархатную бумагу или плотную бумагу.

    Учитель. Чем вышивают?

    Дети. В работе используют обычные нитки мулине или ирис.

    Учитель. Прежде чем начать вышивать, что надо сделать?

    Дети. Надо сделать разметку для дырочек.

    Учитель. Что мы размечали на прошлом уроке?

    Дети. Углы.

    Учитель. С чего вы начали работу?

    Дети. С разметки угла.

    Рис. 1 (угол)

    Во-первых – надо начертить на изнаночной стороне картона любой, к примеру, острый угол.

    Во-вторых – надо стороны угла разделить на равное количество одинаковых отрезков по 5 мм или 1 см, а можно на глаз.

    В-третьих – на изнаночной стороне карандашом надо обозначить каждую точку, присвоив ей номер: вершина угла – точка 1, первая точка от точки 1 на нижней стороне угла – точка 2, затем 3, 4 и так далее до 9. На верхней стороне угла крайняя точка – точка 1, потом 2, 3 и так далее до 8.

    Последняя операция при разметке – проколоть дырочки в картоне в местах пересечения линии стороны угла и отметки деления.

    Учитель. Какие меры предосторожности надо предпринять?

    Дети. Надо подложить пенопласт и проколоть дырочки шилом или иголкой, соблюдая технику безопасности.

    Учитель. На что надо обратить внимание?

    Дети. Нумерация точек на верхней стороне – от края к вершине, на нижней стороне – от вершины угла к краю.

    Учитель. Что нарисовано на рисунках?

    Дети. Узоры в круге. Разметка круга и его заполнение.

    Учитель показывает на доске план разметки:

    1. на изнаночной стороне картона по циркулю или трафарету начертите окружность:
    2. разделите ее на 16 равных частей (24,32);
    3. положив картон на пенопласт, шилом проколите отверстие по разметке;
    4. стрелкой укажите направление прошивания и пронумеруйте отверстия; вденьте нитку в иголку и сделайте узелок;
    5. прошивание окружности.

    Дети выполняют разметку окружности.

    Рис. 2 (окружность)

    Упражнение для глаз “Рисуй глазами треугольник”.

    Учитель. Перед началом вденьте нитку в иголку и завяжите узелок. Введите иголку с ниткой с изнанки в точку 1 и заполните окружность по схеме:

    • стежок между точками 1 и 6 по лицевой стороне,
    • по изнаночной стороне стежок между точками 6 и 7;
    • большой стежок между точками 7 и 2 по лицевой стороне;
    • далее по изнанке стежок между точками 2 и 3;
    • затем по лицевой стороне большой стежок между точками 3 и 8;
    • по изнанке стежок между точками 8 и 9;
    • по лицевой стороне большой стежок между точками 9 и; и так далее.

    При правильном выполнении задания на лицевой стороне рисунок напоминает звезду, а на изнаночной – повторяет линию окружности.

    Прошивание окружности хордами разной длины.

    Учитель. Одну и ту окружность можно прошить стежками разной длины. Чем длиннее стежок, тем более заполненной получается окружность.

    Сейчас вы вместе с соседом по парте разметите два одинаковых круга. Заполнять их будете разными хордами.

    Дети различают один круг по первому способу, второй – по второму.

    Учитель. У первого круга иголку с ниткой из точки 1 будете вкалывать по лицевой стороне в точку 4, то есть через две дырочки (стежок 1–4) и так далее.

    У второго круга стежок будет 1–7, то есть будете прокалывать через шесть дырочек.

    Как изменился рисунок заполнения в зависимости от длины хорды или нашего стежка при остальных одинаковых условиях?

    Дети. Чем длиннее хорда, тем меньше незаполненное отверстие в середине круга.

    Учитель. А если хорда равна диаметру?

    Дети. Тогда внутри круга не будет пустого, незаполненного места.

    Окружности, так же как и углы, можно прошивать нитками одного цвета, а можно его менять.

    Для составления композиции недостаточно только углов и окружностей, поэтому нужно научиться прошивать другие фигуры, которые наиболее часто встречаются в работе.

    Овалы, спирали, завитки и дуги прошиваются по тем же правилам, что и окружности.

    3. Закрепление изученного материала.

    Практическая работа № 26

    Перед началом практической работы напомнить учащимся правила техники безопасности.

    Вариант 1. Голова кошки прошивается как окружность. Длина стежка указана на схеме линией. Усы прошиваются стежками. Все остальные элементы – как углы. После прошивания вырезаем из цветной бумаги глаза кошки и наклеиваем прямо на нитки. Можно глаза вырезать из белой бумаги и затем подрисовать фломастерами.

    Рис. 3

    Вариант 2. Уши и нижняя часть хвоста прошиваются как углы. Все остальные элементы – туловище, голова, кончик хвоста – прошиваются как окружность. Попробуйте выполнить кошку с переходом цвета ниток: первые 2-3 стежка на ушках сделайте белыми нитками, а закончите черными. При прошивании туловища стежки в том месте, где оно соединяется с головой, сделайте белыми нитками, все остальное прошейте черными. Получится черная кошка с белой грудкой.

    Рис. 4

    4. Целевой обход учителя.

    Обходя рабочие места учащихся, учитель контролирует правильность выполнения приемов, соблюдение техники безопасности.

    5. Анализ и оценка урока.

    Учитель анализирует урок, отмечает типичные ошибки, определяет пути их исправления, выставляет оценки учащимся за урок.

    VI. Итог урока.

    Учитель. Посмотрите на свои работы и скажите, какую из них вы считаете самой красивой. Чем занимались сегодня?

    Дети. Продолжили вышивать нитками по картону

    Учитель. В чем отличие сегодняшней работы от прошлой?

    Дети. На прошлом занятии заполняли углы, а сегодня заполняли круг вышитыми стежками, так как изонить – особым образом выполненная вышивка по картону. Очень интересно наблюдать, как появляется ажурное изображение углов.

    Учитель. Чем выполняется изонить?

    Дети. Цветными толстыми нитками – ирисом, швейными нитками, мулине.

    Учитель просит повторить план разметки круга.

    Учитель. Как выбирается длина хорды при заполнении круга?

    Дети. В зависимости от того, как надо заполнить круг, выбирается длина хорды, которая соответствует размеру лицевого стежка.

    Домашнее задание: Доделать практическую работу.