Что нужно для перехода из одной школы в другую. Переход в новую школу. Советы психолога. Общение с одноклассниками

Что нужно для перехода из одной школы в другую. Переход в новую школу. Советы психолога. Общение с одноклассниками
Что нужно для перехода из одной школы в другую. Переход в новую школу. Советы психолога. Общение с одноклассниками

К нам в редакцию часто пишут обеспокоенные родители, которые замечают, что ребенок не может после перехода в другую школу. Некоторые дети и вовсе отказываются ходить в новое учебное заведение и умоляют перевести их обратно. Неважно, по какой причине пришлось сменить школу - конфликт с учителями, переезд, желание обучаться по углубленной программе - ученик может в любом случае столкнуться с проблемами адаптации. «Я - Родитель» решил дать несколько советов родителям, которые либо планируют перевод ребенка в другую школу, либо уже сделали это.

Совет первый. Определите лучшее время в году для перевода ребенка в новую школу

Если обстоятельства не противоречат, то самым благоприятным временем для перевода является сентябрь. Месяц, когда все дети находятся в равных условиях адаптации к школьному ритму, вхождению в рабочий режим после летних каникул. Благодаря одинаковому старту и «притирке» детей друг к другу после летних каникул, новичку будет гораздо легче войти в коллектив.

Совет второй. Осуществляйте перевод в другую школу в соответствии с особенностями возрастного развития ребенка

Наименее болезненный с эмоциональной точки зрения - это начальная школа. Чтобы свести стресс к минимуму, родители должны поддерживать ребенка во всех его начинаниях, хвалить за каждую победу. Сравнивать малыша с другими одноклассниками не стоит. Это только усугубит сложности адаптации школьника в новом коллективе. В младшем школьном возрасте проблему сближения со сверстниками можно решить достаточно легко - например, устроить дома шумную вечеринку для всего класса. Общение вне стен школы должно раскрепостить одноклассников, каждый сможет рассказать о своих интересах, которые не относятся к учебному процессу.

В среднем звене перевод в другую школу нежелателен, ведь именно в это время начинается период протеста, становления личности. Но если смены учебного заведения не избежать, не давите на подростка и не требуйте, чтобы он сразу влился в учебный процесс и начал приносить хорошие оценки. Попробуйте объяснить все плюсы перевода, найдите фактор, который сможет мотивировать школьника в учебе. К примеру - приобретение новых качественных знаний, которые в ближайшее время позволят быстрее стать самостоятельным и независимым. В новой школе также можно будет найти новых друзей - напоминайте об этом ребенку как можно чаще.

В старших классах необходимо разговаривать с ребенком на равных. Обсудить вместе плюсы и минусы перехода, понять, что может дать новая школа, какие перспективы возможны и продумать дальнейшие действия. Будьте готовы честно ответить на вопросы о том, почему смена учебного заведения необходима. Преодолеть подростку стресс, связанный с переходом в новый класс, поможет ваша поддержка, а также дополнительные занятия во внешкольное время. Если режим дня старшеклассника расписан по минутам, на переживания, связанные с адаптацией, просто не останется времени.

На эмоциональное состояние ребенка при переводе в новый класс во многом влияют родители. Если взрослые позволяют себе рассуждать при ребенке о том, как сложно и неправильно переводить его в новую школу, ученик начнет еще сильнее бояться этого перевода. Вполне возможно, что он будет воспринимать новое учебное заведение как враждебный лагерь. Обсуждать переход в другую школу в семье необходимо, но при этом очень важно показать ребенку спокойствие с вашей стороны, причем он должен понимать, что вы спокойны не потому, что вам все равно, а потому, что уверены в успехе.

Совет четвертый. Разговаривайте с ребенком, чтобы исключить конфликты внутри класса

Приходя в новый класс, ребенок сталкивается с уже сложившейся системой отношений внутри коллектива. При этом новичок зачастую находится на «нижней ступени иерархии». Для того чтобы избежать конфликтов и критических ситуаций, необходимо объяснить ему нормы и правила, которые существуют в новом коллективе. Чтобы понять, как на самом деле обстоят дела в классе, есть ли в нем лидеры и случаются ли эпизоды , необходимо ходить на родительские собрания, общаться с учителем и другими родителями, и, конечно, чаще разговаривать со своим ребенком. Будьте ему другом, потому что других друзей у него в школе пока нет, и помогайте разбираться в том, кто есть кто в новом коллективе. Стоит объяснить ребенку, что отношения не строятся на физическом превосходстве, поэтому нельзя решать конфликты кулаками, только взаимное уважение способно перерасти в крепкую и долгую дружбу.

При этом необязательно наседать на детей с вопросами о том, как идут дела в школе. Можно делать это непринужденно, проводя аналогии с сюжетами книг и фильмов. Беседуйте, поощряйте вопросы, давайте развернутые ответы - просто будьте.

Если ребенок после 2,5–3 месяцев адаптации все еще недоволен новой школой, необходимо обратиться за помощью к .

Тревожные сигналы, которые могут свидетельствовать о том, что у ребенка проблемы в отношениях с одноклассниками:

Ребенок становится замкнутым

Снижается успеваемость

Снижается аппетит и пропадает сон

На вопросы о школе ребенок отвечает односложно, отмалчивается или переводит тему

В дневнике отсутствуют записи

Владлена Ворона

Случается, что ребенок вынужден по каким-либо причинам сменить школу в старших классах, а это всегда стресс для подростковой психики. «Летидор» обратился к психологу Дарьи Грирорьевой, чтобы выяснить, какие неприятности могут поджидать «новенького» в классе и как себя правильно вести в сложившихся условиях.

С чем может столкнуться старшеклассник

Вливаться в незнакомый коллектив всегда страшно: никогда не знаешь, что тебя ожидает. Даже мы, взрослые, порой сильно нервничаем при выстраивании отношений с коллегами на новой работе. А что уж говорить о переходном возрасте, когда успешность ассоциируется с признанием в кругу сверстников. И если ты стеснительный и не умеешь постоять за себя, а кругом не распростертые объятия, а косые взгляды, то это превращается в настоящее испытание.

Придя в новый класс, ребенок должен понимать: пристального «изучения» со стороны пока еще не знакомых одноклассников ему не избежать. Но не всегда это внимание оказывается враждебным, равно как и игнорирование не означает того, что «новобранца» не замечают. И пока механизм адаптации не запустился, ребенок может стать центром притяжения неприятностей:

  • Смену привычной обстановки и отсутствие старых друзей по школе далеко не любой ребенок воспримет с оптимизмом: отсюда напряженность и уныние.
  • Велика вероятность, что подростки-одноклассники грустного новичка примут за «слабака» и изобретут для него издевки. А тех, кто держит нос по ветру, захотят «проучить».
  • Проблемной стороной могут оказаться и отношения с учителями, что обычно плохо сказывается на посещаемости уроков и даже может стать причиной отказа от продолжения обучения в старших классах.
  • У ребенка заранее может сформироваться установка на неуспех. Если подросток думает «новый класс меня не примет», то он сам дает посыл одноклассникам «я останусь в стороне».
  • Или наоборот – школьник может столкнуться с обманутыми ожиданиями. Он надеется, что в новом классе его все ждут и каждый непременно подойдет и поинтересуется: «Как твои дела? Тебе у нас нравится?». Но на деле, как правило, все оказывается совсем иначе. Подростки уже определили для себя, с кем общаться, а с кем нет, и новичок в классе часто оказывается «лишним». Столкнувшись с жестокой правдой, старшеклассник может испытать разочарование и замкнуться в себе.

Неважно, какой у вас ребенок – в смущении прячущийся за ваше плечо или непосредственный и дерзкий, – нападкам подвергаются и те, и другие. Первые – за слабость, вторые – за наглость. Хотя надо признать, что «стесняшки» обычно страдают больше.

Есть общие правила, которые помогут любому старшекласснику максимально безболезненно обжиться в новом классе и стать полноправным его участником:

  • По возможности переходить в другую школу следует в сентябре: даже самый устоявшийся коллектив за лето успевает «расшататься», и стать в нем своим будет проще.
  • На период адаптации ребенку лучше всего выбрать позицию не слишком активного, но наблюдательного участника класса: первое не будет вызывать раздражение у потенциальных приятелей-одноклассников, а второе поможет быстро отреагировать на неожиданные повороты.
  • Отвечать на придирки одноклассников следует спокойно, с улыбкой, не повышая голос: любителям конфликтных ситуаций такая позиция вскоре наскучит, т. к. их цель – бурные эмоции.
  • В отношениях с учителями важно показать уважение, воспитанность и одновременно с этим – приемлемую дистанцию. Ни в коем случаи нельзя заискивать перед педагогами, как и демонстрировать одноклассникам свою силу дерзким поведением на уроках: это только испортит отношения как с учителями, так и с одноклассниками.
  • Подростку следует ненавязчиво проявлять интерес к разным ученикам класса. Этот интерес может касаться чего угодно, главное, чтобы он был искренним.
  • Не стоит соглашаться на все поступающие предложения от одноклассников: у подростка могут быть и свои дела, и этот факт должен добавить уважения. Кроме того, эти заманчивые предложения могут поступать от двух враждующих кланов в классе – есть риск оказаться в роли перебрасываемого друг другу мяча.

Соблюдая эти простые рекомендации, старшеклассник покажет, что ни у кого не получится сделать из него предмет для манипуляций. И, конечно же, никто не отменял поддержку мамы и папы, но это не значит, что они должны прибежать в школу и наказать обидчиков своего ребенка – здесь должен быть другой подход.

Чем поможет родитель

Родителям следует особенно внимательно относиться к психологическому состоянию ребенка в такой период. Дети, которых обижают в школе, могут молчать о своих переживаниях, в результате велика вероятность наступления подростковой депрессии. Мама и папа должны оказывать старшекласснику посильную психологическую поддержку, создавать условия, в которых он может высказаться и открыться. А признать проблему – значит, наполовину ее решить.

Как вы можете помочь ребенку:

  • Находите позитивные стороны перехода в новую школу: это может быть необычный опыт, успешное преодоление препятствий (пусть и незначительных), более сильный учитель по любимому предмету и т. д.
  • Вместо привычного и абстрактного «Как дела в школе?» задавайте ребенку конкретные вопросы: «Что интересного было в школе?», «Что нового ты сегодня узнал?» - так вы сможете получить больше информации от подростка.
  • Если вы заметили, что ребенок стал скрытным и безрадостным, обязательно попробуйте мягким и спокойным тоном выяснить, с какими проблемами он столкнулся. Не исключено, что вам придется побеседовать с его учителями, чтобы получить более полную картину. Только не делайте этого на глазах у других детей – разговор должен быть приватным.
  • Возможно, вам придется систематически оказывать помощь в подготовке уроков. Если уровень требований в новой школе выше, чем в предыдущей, этот пункт становится обязательным, особенно на начальном этапе адаптации. Это не значит, что придется выполнять домашние задания за подросшее чадо, но поискать нужную информацию для подготовки реферата или подобрать соответствующую литературу для написания сочинения вы вполне можете.
  • Не забывайте о вашем совместном времяпрепровождении и развлечениях: это поможет ребенку получить позитивные эмоции и укрепить уверенность в собственных силах.
  • Если переход в другую школу не связан с переездом, приглашайте в гости старых друзей сына или дочери. В любом случае, всегда найдется приятель или приятельница, живущая по соседству, или дети ваших друзей, которые могут составить компанию одинокому старшекласснику: подросткам важно ощущать, что у них есть единомышленники в лице ровесников.
  • Поддерживайте новые знакомства и контакты ребенка. Если есть возможность, устройте небольшую вечеринку для новых одноклассников вашего ребенка с целью их сближения: общение вне школьных стен дает намного больше поводов для дружбы.

При современной динамике жизни, возрастающих потребностях вопрос о переводе детей из одной школу в другую не кажется чем-то невероятным.

Причин для перевода ребенка в другую школу множество.

Люди меняют место жительства в связи с покупкой большей по площади квартиры, в связи с переездом в другой город из-за новой работы.

Кто-то из родителей хочет, чтобы ребенок получал углубленные знания в гимназии или лицее – и с этой целью приходится расставаться с прежней школой.

Некоторые давно находятся в конфликтной ситуации с педагогом или сверстниками, и смена школы – это единственный выход из подобного положения.


Вроде бы все просто: смена школы должна повлечь максимально улучшенные условия для ребенка, для чего же тогда это делать? Тем родителям, кто переводил ребенка в другую школу, известно, насколько сложно придется ему психологически, вплоть до попадания в изгои. Но это, конечно же, крайний критический случай.

Попробуем разобраться, как же перевести безболезненно ребенка в другую школу, стоит ли это делать, когда и как лучше перевести ребенка?

Рассмотрим причины перевода ребенка в другую школу:

1.Смена места жительства семьи (в результате покупки новой квартиры, в результате смены места работы, развода родителей, смены района проживания на более благополучный). Здесь все-таки существует выбор: если смена места жительства произошла в пределах одного города, то родителям следует хорошо подумать: переводить ли ребенка в другую школу или нет, существует ли возможность ездить на транспорте до прежней школы, не травмируя ребенка переводом? Если такая возможность отсутствует, то переход в другую школу неизбежен.

Наиболее сложный вариант – перевод ребенка в другую школу другого города. Т.к. в этом случае, ребенок вплотную оказывается в новых обстоятельствах: новый дом, двор, улица, город – все неизвестное. Старые друзья и знакомые далеко, даже в гости на выходные не позовешь, не встретишься. Плюс ко всему - новый класс, свои порядки, возможно, несколько иная учебная программа.


2.Смена школы на профильную, гимназию, лицей, школу с каким-либо уклоном (спортивным, медицинским, языковым). В этом случае, ребенку предстоит пройти предварительное проверочное испытание, по результатам которого руководство школы даст ответ: примет ли ребенка в учебное заведение или нет, а также, есть ли свободные места и вообще можно ли перевести ребенка в эту школу.

3.Конфликтная ситуация в прежней школе . Зачастую ребенок сам просит перевести его в другую школу при наличии острого конфликта с одноклассниками, классным руководителем, учителями, директором.

Если ситуацию не разрешить и переход в другой класс этой же школы не изменит ситуацию, то, конечно же, родители задумываются о смене школы.

Итак, когда лучше переводить ребенка в другую школу?


В принципе, в любое время. Благоприятнее всего будет перевод с 1 сентября после летних каникул. В это время все школьники испытывают некоторые трудности адаптации к возобновившемуся учебному процессу, к новой нагрузке. Кроме того, вероятен вариант, что ваш ребенок будет не единственным новичком в классе и знакомство с новыми ребятами пройдет проще, если новеньких будет несколько.

В середине года тоже возможен переход (лучше с начала новой четверти), но, как правило, в конце года немногие родители желают поменять школу, в связи с возрастаемой нагрузкой при окончании годовой четверти и дают возможность ребенку доучиться на прежнем месте.

Порядок перевода ребенка в другую школу:

  1. Найти подходящую (по месту жительства) или желаемую (с каким-либо уклоном) школу.
  2. Поговорить с администрацией школы о наличии свободных мест, т.к. приоритетное право на зачисление в школу имеют те дети, район проживания которых закреплен за данной школой;
  3. При наличии свободных мест в выбранной школе, узнать, какие проверочные испытания (тесты, экзамены, психологические консультации) могут ожидать ребенка. Пройти все предусмотренные процедуры;
  4. Забрать необходимые документы из прежней школы (личное дело, выписку из классного журнала об аттестации ребенка, медицинскую карту), предварительно написав заявление об отчислении ребенка из школы в связи с переходом в новую. В заявлении необходимо указать номер выбранной школы;
  5. Написать заявление о зачислении ребенка в новую школу, сдать все необходимые документы.

Порядок перевода довольно прост. Но сколько волнений, переживаний, огорчений он в себе таит.Ребенку придется расстаться со старыми друзьями, наладить контакт с новыми ребятами, что довольно сложно, особенно в среднем звене, когда у ребят уже сформировался свой коллектив. Кроме того, в данном возрасте у детей развиваются некоторые критические черты характера: высмеивание новичка, подшучивание над ним с целью проверки, заговор против новенького, повышенная агрессия, оппозиция.

Как же помочь ребенку перейти в другую школу?


Давайте разберемся, какие сложности поджидают на начальном этапе, когда ребенок переходит в другую школу.

  • Во-первых, новая школьная программа. Даже если школы занимаются по одной программе и примерно одновременно проходят учебный материал, отличия в преподнесении материала и его глубине, в проведении уроков, проверке домашнего материала существует великое множество. Поначалу ребенку сложно будет войти в нужный ритм и учебный процесс, тем более новичку не всегда будет оказана помощь новыми одноклассниками.
  • Во-вторых, налаживание отношений со сверстниками. Как правило, в детском коллективе, внутренне психологически воздвигается стена перед новым членом, появляется его отторжение. Чтобы пройти через эту стену новичку приходится довольно сложно и требуется определенное время. Насколько быстро он войдет в новое общество зависит от различных факторов: свойств характера, коммуникабельности, внутреннего спокойствия, доброжелательности, умения избегать конфликта. От классного руководителя в большей степени зависит благоприятствующая обстановка в классе.
  • В-третьих, тоска по прежней школе. Ребенок будет скучать по своим старым друзьям, своему положению, авторитету (если он был лидером либо занимал достойное почетное место среди сверстников), прежней обстановке в классе.В-четвертых, увеличенная нагрузка, если ребенок перешел в другую школу с углубленным изучением какого-либо предмета, либо каким-то уклоном. Т.е. сначала необходимо догнать уже пройденную программу, а затем постоянно заниматься в ускоренном темпе, увеличив объем изучаемого материала.

Как помочь ребенку, когда он переходит в другую школу?


Попробуем дать некоторые советы, которые помогут настроить ребенка на нужный лад, если он переходит в другое учебное заведение:

  1. Если ребенок учится в начальной школе, то постараться заранее познакомиться с новой школой, дорогой до школы, показать ребенку, где находится гардероб, столовая, туалет;
  2. Познакомиться с классным руководителем, директором. Поговорить с ними о ребенке, рассказать как можно больше информации о его характере, особенностях, причинах перевода. Возможно, выяснить существующие порядки в школе и классе;
  3. Регулярно посещать родительские собрания, войти в контакт с другими родителями, участвовать в совместной деятельности класса, и вне его (посещать совместные походы в театр, кино, каток, представления, праздники);
  4. Устраивать встречи со старыми друзьями ребенка, не прекращать с ними общение;
  5. Если ребенок сопротивляется переходу в новую школу, необходимо его мотивировать. Определить преимущества, получаемые от новой школы (лучший район, углубленное изучение предметов, новые друзья, возможность сменить имидж и т.д.);
  6. Хвалить за достижения, не сравнивать с другими ребятами по успеваемости;
  7. Оградить его от домашних дел на какое-то время, больше общаться с ребенком, расспрашивать о проведенном дне, о новых товарищах;
  8. По возможности пригласить новых ребят в гости или устроить совместную поездку.
  9. Не отзываться отрицательно о каких-либо сторонах новой и старой школы.

Рекомендации, как произвести первое положительное впечатление:


  • - проследить за тем, чтобы ребенок был опрятен, дружелюбен, вежлив и аккуратен;
  • - настроить ребенка на позитивный лад, попробовать внутренне успокоить его;
  • - попробовать наладить контакт с соседом по парте;
  • - первое время занять позицию наблюдателя, не участвовать во внутренних конфликтах класса, стараться помочь одноклассникам, но не «умничать», если знания ребенка оказались выше остальных. Иначе его будут воспринимать как «выскочку» и негатив обеспечен.

Тревожные сигналы, на которые стоит обратить внимание:

  • - ребенок напрочь отказывается идти в школу;
  • - ребенок пресекает все попытки разговоров о новой школе и одноклассниках;
  • - приносит чистый дневник длительное время;- появились синяки;
  • - плачет при упоминании о школе.Если родителям самостоятельно не получается справиться с возникшими проблемами, стоит обратиться к специалисту, психологу.


Возможна ситуация, когда ребенка необходимо перевести временно в другую школу. В этой ситуации наладить контакт с одноклассниками будет проще, т.к. временный человек не вызывает такой негатив и отторжение, как вообще «новенький», а скорее больше любопытство и интерес.

Возможные сложности во временном переходе:


  • - смена школьной программы,
  • - привыкание к новым методикам,
  • - наверстывание запозданий по учебному материалу,
  • - знакомство с новой обстановкой, новым классом, учителями.

От многих родителей можно так же услышать: «Хочу перевести ребенка в другую музыкальную школу. Возможно ли это?» Ничего невозможного нет.


Чаще всего причинами перевода в другую музыкальную школу служит конфликт с преподавателем и близость к дому либо к основной школе (месту работы родителей).В том, как перевести ребенка в другую музыкальную школу, нет ничего сложного (в самом процессе).Необходимо переговорить с директором музыкальной школы о наличии свободных мест и написать заявление. Указывать причину перевода необязательно. Скорее всего, для ребенка устроят прослушивание, по итогам которого будет известно, возьмут в школу или нет.

Предполагаемые трудности при поступлении в новую музыкальную школу:

  • - взаимодействие с новым педагогом;- возможное изменение техники;
  • - контакт с новой группой.

Таким образом, переход в новую школу для любого ребенка (общительного, замкнутого, способного или отстающего) – это большой стресс. Задача родителей – максимально подготовить его к этому, быть надежной опорой и другом.

Хотим перевести ребенка в другую школу, возможно ли это? Может ли школа отказаться принять учащегося в течение учебного года? Какова процедура перевода? В какие сроки должно быть выдано личное дело?

Право на выбор школы

По закону родители несовершеннолетних обучающихся имеют право на выбор образовательного учреждения (п. 3 ). Обстоятельства могут быть разные: смена места жительства, не сложились отношения в коллективе, не устраивает качество образования и т.п. Родителей волнуют вопросы: можно ли перевестись в течение учебного года и как это сделать.

Можно ли перейти в другую школу в середине учебного года

Перевестись в другую школу можно в любое время. По действующему законодательству любая школа, в которую родитель обращается, не имеет права отказывать в приеме, кроме случаев, когда в школе отсутствуют свободные места. В приоритетном порядке должны приниматься дети, поступающие «по месту жительства». Однако, на основании для тех, кто поступает не по прописке, также не должно возникать ограничений.

В каких случаях возможен отказ в приеме в школу

Отказ принять в школу возможен, во-первых, если в школе нет свободных мест и, во-вторых, при поступлении в школу с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, или в школу, «реализующую образовательные программы, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта», отказ возможен, если ребенок не пройдет в ходе индивидуального отбора.

Законодательство дает образовательным организациям право осуществлять индивидуальный отбор при приеме учащихся на ступень основного и среднего образования (с 5 по 11 класс), при поступлении в школы с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения. Порядок проведения такого отбора должен устанавливаться на уровне законодательства субъекта РФ.

Также могут проводить конкурс или индивидуальный отбор образовательные организации, реализующие образовательные программы, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта. Такие школы могут осуществлять оценку способностей к занятию отдельным видом спорта, а также требовать справки от отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта. (п. 5,6 )

Чем утвержден Порядок перевода из школы в школу

Порядок перевода утвержден "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности":

5. В случае перевода совершеннолетнего обучающегося по его инициативе или несовершеннолетнего обучающегося по инициативе его родителей (законных представителей) совершеннолетний обучающийся или родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося:

  • осуществляют выбор принимающей организации;
  • обращаются в выбранную организацию с запросом о наличии свободных мест, в том числе с использованием сети Интернет;
  • при отсутствии свободных мест в выбранной организации обращаются в органы местного самоуправления в сфере образования соответствующего муниципального района, городского округа для определения принимающей организации из числа муниципальных образовательных организаций;
  • обращаются в исходную организацию с заявлением об отчислении обучающегося в связи с переводом в принимающую организацию. Заявление о переводе может быть направлено в форме электронного документа с использованием сети Интернет.

6. В заявлении совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося об отчислении в порядке перевода в принимающую организацию указываются:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося;

б) дата рождения;

в) класс и профиль обучения (при наличии);

г) наименование принимающей организации. В случае переезда в другую местность указывается только населенный пункт, субъект Российской Федерации.

7. На основании заявления совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося об отчислении в порядке перевода исходная организация в трехдневный срок издает распорядительный акт об отчислении обучающегося в порядке перевода с указанием принимающей организации.

8. Исходная организация выдает совершеннолетнему обучающемуся или родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося следующие документы:

личное дело обучающегося;

документы, содержащие информацию об успеваемости обучающегося в текущем учебном году (выписка из классного журнала с текущими отметками и результатами промежуточной аттестации), заверенные печатью исходной организации и подписью ее руководителя (уполномоченного им лица).

9. Требование предоставления других документов в качестве основания для зачисления обучающихся в принимающую организацию в связи с переводом из исходной организации не допускается.

10. Указанные в пункте 8 настоящего Порядка документы представляются совершеннолетним обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося в принимающую организацию вместе с заявлением о зачислении обучающегося в указанную организацию в порядке перевода из исходной организации и предъявлением оригинала документа, удостоверяющего личность совершеннолетнего обучающегося или родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося.

11. Зачисление обучающегося в принимающую организацию в порядке перевода оформляется распорядительным актом руководителя принимающей организации (уполномоченного им лица) в течение трех рабочих дней после приема" заявления и документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, с указанием даты зачисления и класса.

12. Принимающая организация при зачислении обучающегося, отчисленного из исходной организации, в течение двух рабочих дней с даты издания распорядительного акта о зачислении обучающегося в порядке перевода письменно уведомляет исходную организацию о номере и дате распорядительного акта о зачислении обучающегося в принимающую организацию.

Административная ответственность за нарушение порядка приема в образовательную организацию и ответственность за отказ в выдаче документов об образовании

За неправомерный отказ в выдаче документов об образовании и (или) о квалификации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (п. 2 )

Также школа может быть привлечена к административной ответственности за нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию. Данное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (п. 5 ст. 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)

Видеоразъяснения по теме

"Может ли ребенок в возрасте 16 лет самостоятельно забрать документы из школы и перевестись в другую школу, имея письменное согласие родителей. Они проживают в другой стране", - с таким вопросом в обратилась Каныкей.

На ее вопрос ответили специалисты портала Pravoved.kg .

"Полагаем, что для вас в этой ситуации наиболее простым и приемлемым решением могло бы быть то обстоятельство, что шестнадцатилетний ребенок мог бы самостоятельно совершить все необходимые действия по переводу в другую школу без обязательного предоставления письменного согласия родителей. Мы попытались найти подтверждение такому обстоятельству в законодательстве.

Согласно статье 26 Закона КР "Об образовании", обучающиеся в образовательных организациях любых типов и видов имеют право на выбор образовательной организации на любом этапе обучения. Однако сложно представить, как реализуется эта норма в действительности. Например, как первоклассник может самостоятельно принять решение о переходе в другую школу. Наличие другой нормы, закрепляющей право родителей на выбор для ребенка образовательной организации и право на направление ребенка в те или иные организации, ставит все на свои места (статья 27 Закона "Об образовании"). В итоге мы пришли к выводу, что согласно логике законодателя выбор образовательной организации должен осуществляться совместно родителем и ребенком, однако решающую роль играет все-таки мнение родителя.

Кроме того, в статье 26 вышеуказанного закона определено, что обучающиеся обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка школы. В этих правилах может быть установлено, что перевод в другую школу может осуществляться только при непосредственном участии родителя вне зависимости от возраста ребенка.

Более того, поскольку полная дееспособность – способность лица осуществлять гражданские права в полном объеме (в том числе права на образование) - наступает с 18 лет, ребенок в 16 лет ею не обладает (за исключением случаев признания его в 16 лет дееспособным судом или уполномоченным органом по защите детей).

Статья 61 Гражданского кодекса КР устанавливает, что несовершеннолетний от 14 до 18 лет вправе без согласия родителей:

  1. распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;
  2. осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
  3. в соответствии с законодательством вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
  4. совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, которые могут совершать малолетние (до 14 лет).

Перевод в другую школу в наших реалиях сложно назвать сделкой (даже при заключении контракта с частной школой), и уж тем более мелкой бытовой сделкой, поскольку данный акт все-таки, по нашему мнению, является актом реализации гражданских прав на образование, а поскольку в 16 лет лицо не может осуществлять гражданские права в полном объеме, то такое действие может быть произведено учеником, не достигшим совершеннолетия, только с согласия родителей.

Значит, прямого подтверждения того, что ученик в 16 лет может самостоятельно перевестись в другую школу без согласия родителей в законодательстве не имеется, и следовательно для этого необходимо согласие родителей.

Теперь рассмотрим вопрос о форме такого согласия родителей. Такое согласие должно быть совершено в форме заявления в письменной форме, в котором должна быть указана просьба родителей в покидаемую школу о выдаче всех документов для перевода и письменного заявления в новую школу о приеме ребенка. Подписи родителей в обоих заявлениях должны быть удостоверены нотариально (фактическое отсутствие родителей в этот момент предполагает представление большей убедительности факта о согласии родителей). Нотариус может произвести отправку данных заявлений по почте в соответствующие школы. Если родители находятся в стране, не имеющей международного договора с Кыргызстаном о взаимном признании официальных документов, то подписи родителей в обоих заявлениях могут быть заверены консульскими учреждениями Кыргызстана в этой стране.

Помимо заявлений, рекомендуем оформить доверенность от обоих родителей на совершеннолетнее доверенное лицо, которое будет сопровождать весь процесс перевода и которому школа сможет передать соответствующие документы (об успеваемости и др.), поскольку нельзя забывать, что, вероятно, по правилам внутреннего распорядка той или иной школы такие документы могут быть переданы только совершеннолетнему лицу.

Следует упомянуть, что согласно пункту 2 статьи 10 Кодекса КР "О детях" перевод в другую школу допускается в случае изменения места жительства ребенка. Данная норма имеет наивысшую юридическую силу в сравнении с вышеуказанными нормативными актами, поскольку содержится в кодексе (в иерархии нормативных правовых актов кодекс стоит выше закона).

Однако практика показывает, что переводы детей в различные школы производятся успешно не только по причине изменения места жительства детей.

Вывод: для перевода 16-летнего ребенка в другую школу необходимо оформить заявление родителей, подписи в котором будут удостоверяться нотариально, и доверенность на совершеннолетнее лицо (удостоверенная нотариально).