Агрессивное поведение детей. Подходы к агрессии. Агрессия. Виды агрессии

Агрессивное поведение детей. Подходы к агрессии. Агрессия. Виды агрессии
Агрессивное поведение детей. Подходы к агрессии. Агрессия. Виды агрессии

Агрессивное поведение человека – природой заложенная реакция на опасность, запускаемая организмом автоматически в экстренных ситуациях. Внезапные вспышки ярости нередко приводят к непредсказуемым и непоправимым последствиям. Почему возникают вспышки агрессии и как им противостоять?

Агрессивный человек – настоящая проблема для окружающих.

Необдуманные обидные слова или неловкое движение могут привести в ярость собеседника, соседа, жену или мужа, который становится опасен и для себя, и для окружающих его людей. Агрессивно настроенный человек может совершить преступление, о котором будет жалеть всю оставшуюся жизнь. Почему мы не всегда можем контролировать свои приступы ярости? Как безболезненно избавиться от гнева?

Почему человек становится агрессивным?

Каждый человек имеет свою точку кипения, за несколько секунд самые уравновешенные личности могут превратиться в безрассудных людей, если возникнет чувство опасности. Не только личные качества человека влияют на уровень агрессивности, природой подаренный гормональный коктейль оказывает не меньшее влияние на этот уровень.

Исследователи в области психики человека пришли к выводу, что причинами агрессивного поведения человека являются колебания уровня следующих гормонов:

Адреналин;

Норадреналин;

Тестостерон.

Адреналин запускает программу спасения, норадреналином наделены не все, но люди, у которых вместо адреналина выплескивается в кровь норадреналин, скорее полезут в бой, чем убегут. Тестостерон придает характеру человека вспыльчивости, и чем выше уровень этого гормона, тем агрессивней человек.

Присутствие и количество тех или иных гормонов объясняет поведение человека, который становится агрессивным и, почему каждый в своей мере может сдерживать свои эмоции. Держать под полным контролем эту реакцию еще никто не научился

Изучением неадекватного поведения занимался психолог Эрих Фромм, который выделил два вида агрессии.

1. Доброкачественная агрессия стоит на службе делу жизни. Человек проявляет этот вид агрессии в том случае, когда под угрозу ставятся его интересы.

2. Злокачественная агрессия человека - это приобретенная реакция, связанная с жестокостью или с патологическим чувством самоутвердиться посредством агрессивности.

С доброкачественной агрессией можно и нужно бороться самостоятельно. А людям со злокачественной агрессией необходима помощь психологов или психиатров.

– вербальная и физическая активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основано на негативных эмоциях, желании навредить. Проявляется непослушанием, раздражительностью, жестокостью, оскорблениями, клеветой, угрозами, отказами от общения, актами насилия (укусами, ударами). Диагностируется врачом-психиатром, психологом. Исследование проводится методом беседы, наблюдения, используются анкеты, опросники, проективные тесты. Лечение включает групповую, индивидуальную психотерапию – обучение способам контроля эмоций, безопасному выражению злости.

Общие сведения

Агрессивное поведение выявляется у детей всех возрастов. Первично служит способом выражения негативных эмоций – раздражения, гнева, злости. Наблюдая результат такого поведения, ребенок оценивает его полезность. Вторично он демонстрирует агрессию с определенной целью – заполучить игрушки, еду, привлечь внимание родителей, доказать силу, значимость, подчинить окружающих. Чем чаще достигается желаемое, тем прочнее закрепляется агрессивность в поведении, становясь качеством характера. Распространенность данного феномена определить затруднительно, поскольку каждый ребенок в течение жизни проявляет агрессию. У мальчиков она возникает раньше, носит открытый характер. У девочек проявляется косвенно.

Причины агрессивного поведения детей

Причины агрессии разнообразны – накопившееся эмоциональное напряжение, неумение выражать словами обиду, недостаток внимания взрослых, желание получить чужую игрушку, показать силу сверстникам. Часто дети причиняют вред окружающим или себе, потому что чувствуют беспомощность, грусть, обиду, но не могут разобраться в собственном состоянии, не владеют коммуникативными навыками для разрешения проблемы. Выделяют следующие группы причин агрессивности:

  • Семейные отношения. Формированию агрессии способствует демонстрация жестокости, насилия, неуважения, частые конфликты в семье, безразличие родителей. Ребенок копирует поведение матери, отца – спорит, провоцирует драки, открыто проявляет гнев, непослушание с целью привлечения внимания.
  • Личностные особенности. Неустойчивость эмоционального состояния проявляется озлобленностью, раздражением. Через агрессию выражается страх, усталость, плохое самочувствие, компенсируется чувство вины, заниженная самооценка.
  • Особенности нервной системы. К агрессии склонны дети с неуравновешенным слабым типом ЦНС. Они хуже переносят нагрузки, менее устойчивы к воздействию физического и психологического дискомфорта.
  • Социально-биологические факторы. Выраженность агрессивности определяется полом ребенка, ролевыми ожиданиями, социальным положением. Мальчикам нередко внушается мысль, что мужчина должен уметь драться, «давать сдачи».
  • Ситуационные факторы. Эмоциональная лабильность детского возраста проявляется вспышками раздражения, гневливости при случайном воздействии внешних неблагоприятных событий. Спровоцировать ребенка может плохая школьная оценка, необходимость выполнять домашние задания, физический дискомфорт, вызванный голодом, утомительной поездкой.

Патогенез

Физиологической основой агрессивности детей является дисбаланс процессов возбуждения-торможения ЦНС, функциональная незрелость отдельных структур головного мозга, отвечающих за контроль эмоций, поведения. При воздействии раздражителя преобладает возбуждение, «запаздывает» процесс торможения. Психологическая база детской агрессивности – низкая способность к саморегуляции, отсутствие развитых навыков общения, зависимость от взрослых, неустойчивая самооценка. Детская агрессия – способ снятия напряжения при эмоциональных, умственных нагрузках, плохом самочувствии. Целенаправленное агрессивное поведение ориентировано на получение желаемого, защиту собственных интересов.

Классификация

Разработано множество классификаций агрессивного поведения. По направленности действий различают гетероагрессию – причинение ущерба окружающим, и аутоагрессию – нанесение вреда себе. По этиологическому признаку выделяют реактивную агрессию, возникающую как реакция на внешние факторы, и спонтанную, мотивируемую внутренними импульсами. Практическое значение имеет классификация по форме проявления:

  • Экспрессивная агрессия. Методы демонстрации – интонация, мимика, жесты, позы. Диагностически сложный вариант. Агрессивные акты не осознаются либо отрицаются ребенком.
  • Вербальная агрессия. Реализуется посредством слов – оскорблений, угроз, ругани. Наиболее распространенный вариант среди девочек-школьниц.
  • Физическая агрессия. Ущерб наносится с применением физической силы. Данная форма распространена среди детей раннего возраста, школьников (мальчиков).

Симптомы агрессивного поведения детей

Базовые проявления агрессии наблюдаются у младенцев до года. У малышей 1-3 лет конфликты возникают из-за присвоения игрушек, других личных вещей. Дети кусаются, толкаются, дерутся, кидаются предметами, плюются, кричат. Попытки родителей пресечь реакции ребенка наказаниями усугубляют ситуацию. У дошкольников физическое выражение агрессии наблюдается реже, поскольку активно развивается речь, осваивается ее коммуникативная функция. Нарастает потребность в общении, но продуктивному взаимодействию препятствует эгоцентричность, неумение принимать чужую точку зрения, объективно оценивать ситуацию взаимодействия. Возникают недопонимания, обиды, порождающие вербальную агрессию – ругань, оскорбления, угрозы.

Младшие школьники имеют базовый уровень самоконтроля, способны подавлять агрессию как способ выражения обиды, неудовольствия, страха. Вместе с тем, они активно используют ее для защиты интересов, отстаивания точки зрения. Начинают определяться гендерные особенности агрессивности. Мальчики действуют открыто, применяют физическую силу – дерутся, ставят подножки, «щелкают» по лбу. Девочки выбирают косвенные и вербальные способы – насмешки, присвоение прозвищ, сплетни, игнорирование, молчание. У представителей обоих полов определяются признаки заниженной самооценки, депрессии.

В подростковом возрасте агрессивность возникает как результат гормональной перестройки и сопутствующей этому периоду эмоциональной лабильности, усложнения социальных контактов. Возникает потребность доказывать свою значимость, силу, востребованность. Агрессия либо подавляется, заменяется продуктивными видами деятельности, либо принимает крайние формы – юноши и девушки дерутся, наносят соперникам увечья, совершают попытки суицида .

Осложнения

Частая агрессивность, подкрепляемая воспитанием, неблагополучной семейной обстановкой закрепляется в качествах личности ребенка. К подростковому возрасту формируются характерологические черты на основе гнева, озлобленности, обиды. Развиваются акцентуации, психопатии – личностные расстройства с преобладанием агрессии. Возрастает риск социальной дезадаптации, девиантного поведения , правонарушений. При аутоагрессии дети наносят вред себе, предпринимают попытки самоубийства.

Диагностика

Диагностика агрессивного поведения детей актуальна при чрезмерной частоте, выраженности проявлений. Решение обратиться к врачу-психиатру , психологу формируется у родителей самостоятельно или после рекомендации педагогов. Основой диагностического процесса является клиническая беседа. Врач выслушивает жалобы, выясняет анамнез, дополнительно изучает характеристики из детского сада, школы. Объективное исследование включает применение специальных психодиагностических методов:

  • Анкеты, наблюдение. Родителям, педагогам предлагается ответить на ряд вопросов/утверждений об особенностях поведения ребенка. Наблюдение проводится по схеме, включающей ряд критериев. Результаты позволяют установить форму агрессии, ее выраженность, причины.
  • Личностные опросники. Применяются для обследования подростков. Выявляют наличие агрессивности в общей структуре личности, способы ее компенсации. Распространенные методики – опросник Леонгарда-Шмишека, патохарактерологический диагностический опросник (Личко).
  • Рисуночные тесты. По особенностям рисунков определяется выраженность симптомов, причины, неосознаваемые эмоции. Используются тесты Несуществующее животное, Кактус, Человек.
  • Интерпретационные тесты. Относятся к проективным методам, выявляют неосознаваемые, скрываемые переживания ребенка. Обследование проводится с помощью Теста фрустрационных реакций Розенцвейга, Hand-теста (теста руки).

Лечение агрессивного поведения детей

При выраженной агрессии требуется коррекция методами психотерапии . Применение медикаментов обосновано, когда гнев, импульсивность, озлобленность являются симптомами психического расстройства (психопатии, острого психоза). Вылечить агрессивность навсегда невозможно, она будет возникать у ребенка в определенных жизненных ситуациях. Задача психологов, психотерапевтов – помочь разрешить личностные проблемы, обучить адекватным способам выражения чувств, разрешения конфликтных ситуаций. К распространенным методам коррекции относятся:

  • . Представлены экспресс-методами безопасного выражения агрессии. Ребенку предлагается выплеснуть гнев, раздражение, злость без вреда для окружающих. Используются игры с мячом, сыпучими материалами, водой, «листками гнева».
  • Тренинги коммуникации. Групповая работа позволяет ребенку выработать эффективные стратегии общения, способы выражения эмоций, отстаивания своей позиции без ущерба для других. Дети получают обратную связь (реакцию участников), анализируют успехи, ошибки с психотерапевтом.
  • Релаксационные занятия . Направлены на уменьшение тревожности, эмоциональной напряженности – факторов, увеличивающих риск вспышек агрессивности. Дети обучаются восстанавливать глубокое дыхание, достигать мышечного расслабления, переключать внимание.

Прогноз и профилактика

Агрессивное поведение детей успешно корректируется при совместных усилиях родителей, педагогов, психологов. Прогноз в большинстве случаев благоприятный. Чтобы предупредить закрепление агрессии как предпочтительного способа взаимодействия, необходимо придерживаться гармоничного стиля воспитания, демонстрировать способы улаживания конфликтов мирным путем, относиться к ребенку с уважением, позволять проявления гнева в безопасной форме. Не стоит акцентировать внимание на незначительных агрессивных поступках. Обсуждая проявления агрессивности, важно говорить о действиях, но не о личностных качествах («ты поступил жестоко», а не «ты жестокий»).

Дарина Катаева

Агрессия – форма деструктивного поведения, которая проявляется в нанесении физического, эмоционального или психологического вреда окружающим. Суета, бесконечные заботы, ритм жизни, нагрузки – все это способствует проявлению озлобленности и враждебности по отношению к окружающим. Страдает от такого поведения и сам человек, и окружающие его люди. Какие есть формы агрессивного поведения и каковы их причины?

Причины агрессии

Человек не рождается агрессивным сам по себе. Конечно, данная может быть следствием серьезного заболевания, однако чаще всего агрессия связана с определенными факторами. К ним относится:

Психологические травмы. Агрессивность – следствие родителей. Если они по отношению в малышу проявляли это негативное качество, то малыш со временем полностью перенимает их черту характера. Некоторые даже при создании своей семьи не делают никаких выводов, а напротив, поступают таким же образом, что и их родители.
Частый просмотр фильмов, сериалов с явными проявлениями насилия и ужасов. Игры с подобным настроем еще в большей степени увлекают человека, поэтому он агрессию начинает проявлять уже не только в виртуальном мире. При любой возможности это качество вырвется наружу и в реальности.

Личностные проблемы. Когда многое в жизни происходит не так, как мы задумали, мы сердимся, расстраиваемся. Однако лучше делать правильные выводы и больше не поступать подобным образом. Для некоторых же проблемы становятся настолько непреодолимыми, что при каждом упоминании возникает одна из форм агрессивного поведения.
Излишняя строгость в процессе воспитания. Если детей во всем ограничивать, то не стоит удивляться проявлению их агрессивности.
Переутомление. Из-за или отдыха часто случаются нервные срывы и проявления враждебности ко всему.
Раздражающие факторы. Одна из причин агрессии – чувство несправедливости и неудовлетворенности от случившегося. Каждый человек индивидуален, поэтому обида, оскорбление и унижение у некоторых вызывают ответную реакцию в виде безудержного гнева.

Материальные трудности. Невозможность удовлетворить свои естественные потребности – частая причина агрессивного поведения. Если при этом еще и сравнивать себя с другими, более обеспеченными людьми, враждебного настроя не избежать!
Алкогольная или наркотическая зависимости. Люди из этой категории проявляют агрессию довольно часто, при этом их поведение неконтролируемо. тоже негативно сказывается на поведении.
Несправедливость. Представьте, что вы являетесь участником марафона или спринтерского забега. Однако ваши ноги закованы в кандалы. Обнаружив трудность, ваш гнев будет накапливаться, ведь вы изменить ничего не можете. Неудивительно, что миллионы людей испытывают подобные чувства, когда из-за расовой принадлежности их унижают, оскорбляют и обделяют.

Виды агрессии

В зависимости от причины агрессия проявляется в разных формах:

Физическая. Она проявляется непосредственном причинении телесного вреда другому человеку.
Словесная. Распространение слухов и сплетен относится к косвенной агрессии. Бывает и прямая, когда человек оскорбляет и унижает собеседника.
Направленная или случайная.
Аутоагрессия – отрицательное отношение и даже причинение боли саму себе. Внешняя агрессия направлена на других.
Обоснованная и необоснованная.
Инструментальная используется целенаправленно для достижения цели, а у враждебной итог – гнев.
Защитная агрессия – следствие подобного поведения, а провоцирующая – первая атака.

Помощь при агрессии

В помощи нуждаются и сами агрессоры, и их жертвы. Одним нужно учиться сдерживать эмоции и контролировать гнев, а другим освоить необходимые методы защиты.

Помощь агрессорам:

Воспитание – ключевой момент в данном вопросе. Родителям рекомендуется запомнить главное правило: то, что они вложат в детей, такими они и вырастут. Если не прикладывать никаких усилий в воспитании малыша, то результат будет лишь отрицательным. Поэтому заботливым мамам и папам стоит освоить новый метод обучения – сочувствие. Рассказывайте ребенку о чувствах других людей, как его поведение отражается на других, анализируйте поступки малыша и его ровесников. Такие размышления в спокойной обстановке поспособствуют устранению агрессии и негатива по отношению к окружающим его людям.

Если агрессор – взрослый человек, то без помощи психолога не обойтись. В некоторых случаях требуется даже медикаментозное лечение.

Помощь жертвам агрессии:

Жертвам агрессии нужно составить собственную концепцию поведения с людьми, склонными к проявлению неудержимого гнева. Главное – понять их цель. Агрессор обычно стремится вывести вас из себя, почувствовать . Если вы сорветесь или расплачетесь, цель будет достигнута. Поэтому избегайте следующих моделей поведения:

Гнев. Ответная реакция у агрессора еще в большей степени вызывает бурю чувств и эмоций, что может даже привести к физическому насилию.

Месть. Это качество не поможет успокоить агрессора, да и вы при этом не будете испытывать удовлетворения.
. Иногда лучше сразу прекратить спор и даже уйти от агрессора. Избегайте тех, кто склонен к таким качествам. Если это близкий вам человек, стремитесь прекратить ссору еще до начала ее проявления.

Учитесь подбирать момент для разговора. Если вы расскажете спутнику жизни о проблеме и своих чувствах в спокойной обстановке, это побудит его к изменению. При этом говорите кротко, но твердо, смотря в глаза собеседнику. Не забывайте о чувстве собственного достоинства! Если разговоры не помогают, воспользуйтесь помощью профессионала.

Тест на агрессию

Изменить агрессора нереально, если он сам этого не захочет. Поэтому каждому из нас следует задать себе такие вопросы:

— Часто ли я , супругом и друзьями?

— Раздражаюсь ли я, находясь в пробке или в длинной очереди в магазине? Могу ли я себя сдержать?

— Легко ли я засыпаю или перед сном меня мучают мысли о неприятностях прошедшего дня?

— Испытываю ли я стыд после нервного срыва?

— Легко ли я или у меня есть склонность к затаиванию злобы?

— Часто ли я теряю контроль над собой и своими эмоциями?

Если в перечисленных областях у вас есть проблемы, это еще не говорит о наличии агрессии. Однако данные сферы жизни указывают на вашу склонность к проявлению неудержимого гнева. Зная свои недостатки, вам стоит приступить к их исправлению и развитию тех , которые помогут быть вам достойным человеком!

3 февраля 2014, 13:03

Агрессия – слово латинского происхождения (“aggredi”) и означает - “нападение, нападать”. Современный ритм жизни, психические и физические нагрузки, бессонницы и регулярные стрессовые ситуации приводят к тому, что население становится все более и более агрессивным.

Кто-то, выплескивая негативную энергию, успокаивается и идет дальше, а кто-то не может справиться самостоятельно с грузом проблем и агрессивное поведение уже становится психическим заболеванием, а не просто проявлением скверного характера или реакцией на ту или иную ситуацию. Психотерапевты считают агрессией такое деструктивное поведение человека, которое наносит людям психологический дискомфорт и физический ущерб. Кроме того, агрессивное поведение без причины может свидетельствовать о серьезных гормональных нарушениях в организме, а также том, что человек страдает от болезни Альцгеймера. В любом случае, агрессивное поведения требует тщательного обследования, откладывать которое не рекомендуется ни в коем случае. Ведь не секрет, что агрессия увеличивается с каждым годом. От нее страдают не только в неблагополучных странах, но и вполне счастливых с точки зрения экономики и уровня жизни.

Все более увеличивающаяся напряженность общества, рост национальных и этнических конфликтов, многочисленные локальные войны порождают в людях неуверенность в будущем. И все же, обладая наивысшими адаптационными возможностями, человек приспосабливается почти к любым изменениям внешней среды, включая и социальные перемены – войны, реформы, революции, природные и антропогенные катастрофы и т.д. Однако, безусловно, и то, что жизненные трудности не позволяют многим людям конструктивно справляться с ними, и механизмы психологической защиты направляются на уход от существующих проблем. Среди этих механизмов – алкоголизация, наркотизация, зависимость от чего угодно, преступность. Все это сужает круг интересов и увлечений, снижает уровень требований и критики к себе, то есть наблюдается постепенная деградация личности. Это и есть дисфункциональность личности, приводящая к саморазрушающему поведению (Попов Ю.В., 1997). Говоря словами Г. Аммона (1994), происходит изменения идентичности, под которым он понимает процесс, как постепенное развитие, оставляющее после себя след. Она (идентичность) не бывает окончательной, а растет благодаря социальной энергии. Социальная энергия – это крепость и сила, которые даются людям среди людей. В одних случаях эта социальная энергия означает умение развивать понимание и интерес к другому человеку, вступать с ним в продуктивный контакт, принимать его всерьез в его бытии. Это есть конструктивная социальная энергия. В других, - социальная энергия (деструктивная), хотя и отражает все еще контакт и связь, но действует разрушительно, как в экстремальном случае. В третьих, - это дефицитарная, отклоненная социальная энергия – игнорирование людей.

Мне представляется уместным, прежде чем приступить к анализу поведения людей и связанных с этим проблемам агрессивности, рассмотреть некоторые аспекты поведения животных, поскольку здесь аналогии и сравнения, сопоставления и противопоставления являются необходимостью. Хотя бы лишь потому, что человек по своей природе является биосоциальным животным, и во многих проявлениях обнаруживает поразительное сходство с поведением животных, и не только высокоорганизованных.

Один из основных положений современной этологии – это принцип иерархической организации поведения животных (Новицкий Б., 1981). Согласно этому принципу выделяют ряд уровней поведения, отличающихся сложностью входящих в них элементов. В зависимости от сложности и значимости этих элементов, Hafer E.S. (1969) выделяет девять основных типов поведения: пищевое, выделительное, исследовательское, агрессивное (конкурирующее). Очень важно, что соотношение элементов низшего уровня в более высоком не фиксировано. Они могут использоваться в разном составе и последовательности. Часть элементов может быть врожденной, другие – могут возникать в результате научения, причем это не связано с их численностью. Доказательством генетической обусловленности некоторых форм поведения животных является эффективность селекции по данному поведенческому признаку. Porzig E. et al. (1973), анализируя результаты исследований генетического влияния на поведение, поддерживает мнение о возможном влиянии на общую поведенческую активность животных трех генов: активности, страха и дикости, а также инстинкта попрошайничества. Большинство исследователей подтверждают, что поведение животных, которое предопределяет их социальное положение в стаде (охватывающее такие явления, как агрессивность, стремление к конфликтам или уклонение от конфликтных ситуаций, а также поведение в драке), обусловлено наследственными факторами.

В контексте человеческого поведения, на мой взгляд, уместно сравнение домашних и диких животных в том аспекте, что, как утверждает Sambraus H.H. (1968), домашние животные сохраняют этологические признаки раннего возраста на протяжении всей жизни. Зато у диких животных через определенное время они исчезают. По мере одомашнивания изменяется также реактивность животных. Проводимый человеком искусственный отбор привел к ослаблению адаптационных способностей (выживаемости) домашних животных в тяжелых условиях.

Аналогичные тенденции и соотношения можно наблюдать и среди людей: погибают наиболее строптивые, храбрые, непокорные; выживают «мягкие», податливые. «Парниковые», по сравнению с прошлым, условия жизни современного человека приводят к снижению его адаптационных возможностей. Это проявляется в нарастании заболеваемости, особенно, некоторых болезней.

Человек, фактически, сам производит свою селекцию. Селекция, направленная на выведение животных (можно сказать и людей) со спокойным темпераментом способствовала улучшению большинства полезных признаков, так как животные спокойного нрава обладают обычно и лучшей продуктивностью, чем беспокойные. Прямые параллели между человеком и животными здесь не уместны, однако вся история цивилизации свидетельствует о том, что активные, деятельные, целеустремленные, агрессивные (в прямом и переносном смысле этого слова) люди всегда или практически всегда не имели потомков или ограничивались одним-двумя детьми. Чаще, конечно, они не успевали обзавестись семьей, будучи одержимыми какой-либо целью, и всю свою жизнь (чаще короткую) отдавали своей цели. Спокойный и податливый же обыватель, придерживающийся принципа «моя хата с краю», успевал за свою долгую жизнь наплодить себе потомство.

У сельскохозяйственных животных, находящихся в стаде, на пастбище или в просторных загонах, наблюдается много поведенческих реакций, которые характерны для их диких предков или сородичей. Например, такие как, стадность, установление иерархических отношений, доминирование самцов над самками и многие другие. Здесь напрашиваются аналогии с человеком. Человек, будучи коллективным (стадным) существом (животным) дает нам яркие примеры проявления «синдрома толпы». Но поведение одомашненных животных все же отличается от поведения их диких предков. Так же и у людей. Современный человек далеко не тот по психобиологическим параметрам, что был многие и многие тысячи лет назад. Это, прежде всего, результат целенаправленного отбора со стороны человека в желательном для него направлении, а также изменений внешней среды. В ходе своей многовековой истории человек проходил именно такой искусственный отбор – человека человеком, более сильного более слабым. Сильным мира сего были нужны покорные и исполнительные подданные.

Социальное поведение людей подчиняется не только тем закономерностям, которые присущи любому филогенетически возникшему поведению, но и диктуется его биологией, разумом и культурной традицией. Установлена связь между телосложением и поведением (Sheldom et al., 1940, 1942). Выделяя эндоформный, мезоформный и экзоформный типы телосложения, они указывают на четкую связь между последними и темпераментом: эндоформный – висцеротония – добродетельность, общительность, малоподвижность; мезоформный – соматотония – агрессивность, активность, потребность в нагрузках; экзоформный – церебротония – сдержанность, заторможенность, скрытность.

Говоря о «культурном» отборе, К. Лоренц (1994) указывает на историческое поведение народов, основанного на разумной природе человека. Именно эта природа заставляет две нации состязаться и бороться друг с другом, даже когда их не вынуждает к этому никакая экономическая причина. Она подталкивает к ожесточенной борьбе две политические партии или религии. Она заставляет какого-нибудь «Александра» или «Наполеона» жертвовать миллионами своих подданных ради страсти объединить под своей властью весь мир. Нас же еще в школе учили относиться к этим людям с уважением; даже почитать их как великих. А чем хуже, скажем, «идеи мировой пролетарской революции Ленина-Сталина» или «коричневые идеи великого рейхсканцлера» Гитлера?

В том же историческом аспекте поведение человека проявляется в двух моделях – кооперация и распределение. Э. Фромм (1994) связывает эти модели с прошлой охотничьей жизнью человека. И если согласиться с утверждением, что охотничья жизнь привела к генетическим изменениям, то придется сделать вывод, что у современного человека скорее надо искать врожденный рефлекс к кооперации и распределению (всем поровну), чем к убийству и жестокости. То есть, по логике автора коммунизм является неизбежным результатом эволюции человеческого общества?! К сожалению, история цивилизации свидетельствует, что склонность к сотрудничеству и справедливому распределению проявляется нерегулярно. Это говорит о том, что охотничья жизнь не оставила в человеке генетических следов и доминирует «рефлекс безмерного эгоизма», особенно в современной цивилизации.

Для совершения самых низменных или самых высокоморальных поступков на индивидуальном уровне человеку необходимо воодушевление, что представляет собой проявление внутривидовой агрессии. А для этого нужны враг, массы и вождь. Тогда уже снимаются инстинктивные запреты убивать и калечить сородичей, препятствия теряют свою важность, идет переоценка ценностей. То есть, фактически имеют место формирование групп, группировок, фракций, шаек, банд, объединений и т.д., которые подчиняются закономерностям образования анонимных стай у животных. Воодушевление представляется как настоящий автономный инстинкт человека, наподобие инстинкта триумфального крика у серых гусей (Лоренц К., 1994).

Кого он (человек) относит к врагам? Кого он признает вождем?

С точки зрения Бойко В.В. (1994) в своем общении с себе подобными, человек проявляет три типа отношений: 1) отношение к конкретному другому человеку; 2) отношение личности с собирательным типом, встречающимися в сфере профессиональной (или какой-либо другой) деятельности; 3) отношение к людям вообще. Его коммуникативность проявляется в виде поведенческих характеристик, представляющих, так называемый, низкий общий уровень коммуникативной толерантности, среди которых: а) человек не хочет понимать индивидуальность другого; б) человек рассматривает в качестве эталона себя; в) человек категоричен или консервативен в оценках людей; г) человек не умеет скрывать или сглаживать неприятные чувства; д) человек стремится переделать, перевоспитать партнера; е) человек хочет подогнать партнера под себя; ж) человек не умеет прощать другому его ошибки; з) человек нетерпим к физическому или психическому дискомфорту партнера; и) человек плохо приспосабливается к характерам окружающих. Соответственно о высоком уровне коммуникативной толерантности свидетельствуют противоположные признаки.

Поведение человека, в частности, саморазрушающее поведение, Попов Ю.В. (1994) пытается классифицировать выделением нескольких осей. Первая ось – это собственно тип поведения, угроза для жизни, ущерб для физического здоровья, ущерб для нравственного и духовного развития, ущерб для будущего социального статуса. Вторая ось – это уровень дисфункции личности: акцентуация, непсихотическое и психотическое расстройства личности. По третьей оси автор отмечает тип личностной акцентуации или стигмы – гипертимный, циклоидный, психастенический, эпилептоидный, эмоционально-лабильный, сенситивный, шизоидный и т.д. Четвертая ось отражает степень социальной адаптации, которая определяется уровнем социального функционирования и степенью ее конструктивной направленности – устойчивая, парциальная, неустойчивая адаптация и дезадаптация. Все человеческое поведение диктуется осознанной ответственностью.

Апофеозом поведенческих расстройств и проявления агрессии на уровне общества является война. Будучи специфически человеческим феноменом, война наиболее ярко высвечивает нюансы человеческой агрессивности. Она всегда сопровождала социализированного человека, являясь своего рода инструментом решения многих проблем. Филогенетически человек в своей агрессивности всегда отличался от хищников. Только у него встречается особая агрессивность в виде склонности к убийству как самоцели. И как отмечалось, в отличие от всех млекопитающих, человек – единственный, кто способен испытывать удовольствие от убийства и созерцания страданий себе подобных, да и не только подобных.

Э. Фромм (1994) рассматривает войну, как проявление инструментальной агрессии человека. Но причины ее видит не в деструктивных инстинктах человека, как считают психоаналитики и инстинктивисты. С точки зрения Э. Фромма деструктивность не является ни врожденным элементом, ни структурным компонентом «человеческой натуры». Если бы причины войн коренились во врожденных деструктивных импульсах, то все в истории человечества было бы наоборот. В древних обществах первые охотники, собиратели и земледельцы не отличались ни воинственностью, ни кровожадностью, ни разрушительностью и другими агрессивными тенденциями. Как было показано выше, среди современных племен, живущих на первобытном уровне и являющихся, фактически, моделью исследования, наблюдается разная направленность и интенсивность агрессивности, вплоть до практически полного отсутствия ее. Точно так же, как и мало агрессивны все животные, живущие на воле. В зоопарке же или в загоне агрессивность у них резко увеличивается – у самок в 9, у самцов в 17,5 раз (Kummer H., Bucy P.C., 1951). Причина такого явления заключается в заметном и реальном уменьшении «жилплощади». Это же вызывается изменением социальной структуры стада. Словом, причина - в социальных условиях.

Человек создал себе искусственную среду обитания, в которой и проживает в стесненных условиях. Он сделал эти условия нормой жизни, что и сделало его психологию более деструктивной. Поэтому повышенную агрессивность человека следует объяснить не только более высоким потенциалом агрессии, а тем, что условия, вызывающие агрессию в человеческом обществе, встречаются значительно чаще, чем у животных в естественной среде их обитания. Поэтому по мере развития цивилизации неуклонно возрастало не только число захватнических, агрессивных войн, но и их жестокость. Причем каждая война имела в качестве основной причины целый комплекс проблем. Это и экономические, и политические, и территориальные, и религиозные, и мировоззренческие причины; кроме того, - тщеславие одних вождей, отсутствие гипкости других, глупость третьих. И если в начале любой войны имеются сторонники и противники ее разжигания в силу особенностей первопричины и целей, преследуемых каждой войной, то по ходу ее, особенно в период максимального разжигания, она приобретает характер «религиозного» феномена. Фетишируется все – государство, народ, вожди, идеи, история, символы, и все превращается в идолов, перед которыми уже не может устоять ничто и никто. Как отмечает Э. Фромм (1994), все приносится в жертву, даже свои дети; идолопоклонничество оказывается сильнее любви к собственным детям. Но, в конце концов, любая война несет с собой серьезную переоценку всех ценностей, и человек снова становится человеком.

Если исходить с позиций З. Фрейда, утверждающего врожденную деструктивность человека, то его предок должен был быть хищником, наделенным агрессивными рефлексами в отношении всех живых существ, включая человека. Однако, нет никаких оснований считать, что ответственность за «хищнические» наклонности человека можно возложить на гены его предка – австралопитека. На сегодня не доказан ни тот факт, что у него самого (австралопитека) были инстинкты хищника, ни тот факт, что именно он является предком человека. В то же время некоторые антропологические исследования (Freeman D., 1964) показывает, что натура человека и вся человеческая цивилизация своим существованием обязаны необходимости приспосабливаться к хищникам, как это имело место в период плейстоцена с австралопитеком – мясоедом в Южной Африке. Анатомически и физиологически Homo Sapiens не отличается от современного человека, что позволяет нам проводить исследование агрессивности на современных примитивных племенах. Это позволит прояснить проблему влияния «охотничьего поведения» на социальную организацию и личность. Однако данные палеонтологии нельзя считать достоверными. Примерно 30 – 300 тыс. лет тому назад в Европе и Западной Азии обитали гоминиды, которых сегодня называют неандертальцами. Их прямыми потомками сегодня являются современные люди – вид Homo Sapiens. Очень долго (десятки тысяч лет) неандерталец сосуществовал (как показывают палеонтологические данные) с кроманьонцем – человеком современного типа. Одновременно высказываются смелые, но пока еще не подтвержденные предположения о генезе человека. Результаты молекулярно-генетических исследований современного человека показали, что неандерталец дальнейшей эволюции не претерпел и бесследно вымер. Анализ последовательности ДНК костных останков неандертальцев показал наличие 27 отличий в ДНК современного человека и неандертальца. Аналогичные исследования были проведены и среди представителей различных рас людей, которые установили, что ДНК неандертальца и современного человека, независимо от расовой принадлежности, имеют примерно в два раза меньше различий, чем человек и шимпанзе. То есть можно предположить, что неандерталец не оказался тупиковой ветвью в эволюции человека, а, возможно, был вытеснен, а затем и поглощен нашим общим предком, обладающим более существенными признаками, такими как более развитые лобные доли головного мозга, членораздельная речь и т.д. Произошло это примерно 120 – 150 тыс. лет назад. Можно предположить, что они обеспечивали биологическую эволюцию человека, особенно на ранних этапах его становления. В последующем биологические факторы эволюции человека отступили на второй план, уступая первенство социальным фактором. «Неандерталец» как носитель комплекса эволюционно незначимых признаков и сегодня живет рядом с нами. Но по ряду формальных признаков и критериев социально-экономического статуса он, хотя и превосходит своих собратьев по биологическому типу, однако, его поступки, поведение, ценностные ориентиры и установки, оставленное им потомство, не вносят существенного вклада в социальную эволюцию человека1. Продолжая эту довольно крамольную и спекулятивную мысль, можно предположить, что современное человечество состоит, по крайней мере, из трех видов человека: неандертальца, кроманьонца и их перекрестного потомка.